Смолич Николай Васильевич
Смо́лич Никола́й Васи́льевич [16(28).6.1888, по другим данным, 12(24).6.1888, Санкт-Петербург, по другим данным, Речица Минской губернии, Российская империя, ныне Гомельской области, Республика Беларусь – 31.7.1968, Москва], российский режиссёр оперы и драмы, народный артист Украинской ССР (год присвоения не установлен), народный артист СССР (1944).
Сын протоиерея. В 1905–1908 гг. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который оставил ради театра. В 1911 г. окончил драматические курсы при Императорском Петербургском театральном училище (ныне Российский государственный институт сценических искусств), где учился у В. Н. Давыдова, А. И. Долинова.
Начинал как актёр Александринского театра (1911–1917), сыграл ряд ролей, преимущественно комедийных. В 1916–1920 гг. режиссёр, в 1920–1924 гг. руководитель художественной части там же (с 1918 Петроградский государственный театр, с 1919 академический); в числе постановок – «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера (1920).
С начала 1920-х гг. работал на музыкальной сцене и стал одним из видных советских режиссёров-авангардистов этого десятилетия. «Живым театром может называться такой, который, как губка, впитывает в себя то, что несёт с собой жизнь… Радио, кино, электричество и механизация имеют то же значение в спектакле, которое имели некогда греческие маски, рупоры и котурны», – отмечал он («Жизнь искусства». 1928. № 46. С. 12. Цит. по: Николай Васильевич Смолич // Театральный календарь).
Наиболее значительный период его творчества пришёлся на работу в Ленинградском Малом оперном театре (МАЛЕГОТ; ныне Михайловский театр), художественным руководителем и директором которого он был в 1924–1930 гг. Здесь в сотрудничестве с дирижёром С. А. Самосудом и художником В. В. Дмитриевым осуществил мировые премьеры опер Д. Д. Шостаковича «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934). Впервые на советской сцене поставил оперы Э. Кшенека «Прыжок через тень» (21 мая 1927) и «Джонни наигрывает» (13 ноября 1928) и стал известен за рубежом. Среди других его постановок в этом театре: «Золотой петушок» (1923) и «Снегурочка» (1928) Н. А. Римского-Корсакова, оперетты «Жёлтая кофта» Ф. Легара (1925), «Испанский соловей» Л. Фалля (1924).
В 1930–1936 гг. главный режиссёр, в 1947–1948 гг. режиссёр московского Большого театра. Первый постановщик оперы «Загмук» А. А. Крейна (1930, дирижёр В. В. Небольсин). Впервые на этой сцене поставил оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (1935, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев), «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1936, дирижёр Н. С. Голованов). Другие постановки в Большом театре: «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1931), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1931), «Золотой петушок» Римского-Корсакова (1932, художник Ф. Ф. Федоровский; все – дирижёр Голованов), «Отелло» Дж. Верди (1932), «Гугеноты» Дж. Мейербера (1934), «Фауст» Ш. Гуно (1949; все – дирижёр Мелик-Пашаев).
В 1938–1947 гг. главный режиссёр, художественный руководитель и директор Киевского театра оперы и балета имени Т. Шевченко (в годы Великой Отечественной войны в эвакуации в Уфе, затем в Иркутске). В числе работ – первая постановка оперы «Шевченко» В. Я. Йориша (1940, премьерой дирижировал автор).
Ставил спектакли на оперных сценах Тбилиси, Еревана и других городов страны, в Государственном музыкально-драматическом театре Карельской АССР (Петрозаводск) осуществил первую постановку комической оперы «Кумоха» Р. С. Пергамента (1959, дирижёр И. Э. Шерман). Творческие связи с ленинградскими театрами поддерживал на протяжении многих лет.
В 1961–1963 гг. преподавал в Московской консерватории.
Автор пьесы «Торжество в Венеции» (1923), статей об оперных спектаклях.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1959).
Его сын – оперный режиссёр Дмитрий Николаевич Смолич.