Головин Дмитрий Данилович
Голови́н Дми́трий Дани́лович [26.10(7.11).1894, село Безопасное, Ставропольская губерния, ныне Труновский район, Ставропольский край – 25.7.1966, Анапа], российский певец (баритон), заслуженный артист РСФСР (1934).
Из крестьянской семьи. С 7 лет пел в хоре церкви святого великомученика Димитрия Солунского в селе Безопасном под управлением регента И. М. Юркова. В 1903–1914 гг. жил в Ставрополе на архиерейском подворье при Андреевском соборе; служил жезлоносцем при епископе Агафодоре (Преображенском, впоследствии митрополит Казанский и Ставропольский), учился в Духовном училище и (с 1910) в Духовной семинарии Ставрополя. В 1904 г. выступал с хором Д. А. Агренева-Славянского в Минеральных водах, Владикавказе и Баку. Пел в церковных хорах Анапы, Геленджика, Новороссийска, Севастополя. С 1914 г. служил матросом на Черноморском флоте, участвовал в Военном хоре Его Величества. В 1915 г. выступал в опереттах (под псевдонимом Сокольский) в Севастополе в театре «Ренессанс» (ныне Севастопольский русский драматический театр имени А. В. Луначарского).
В июне 1917 г. Головина услышал Ф. И. Шаляпин во время своих гастролей в Севастополе и посоветовал ему профессионально учиться пению. В 1919 г. Головин вернулся в Ставрополь, служил протодиаконом при епископе Агафодоре. В 1920 г. выступал в оперных спектаклях на сцене Свободного театра имени А. В. Луначарского (бывший Летний театр М. С. Пахалова), где исполнял партии Демона (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна), Бориса Годунова (одноимённая опера М. П. Мусоргского), Томского и Кочубея («Пиковая дама» и «Мазепа» П. И. Чайковского) и др.
В 1921–1924 гг. обучался в Московской консерватории (класс Н. Г. Райского), одновременно работал в Оперной студии Большого театра (под руководством К. С. Станиславского подготовил партию Грязного в опере «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова). В сезоне 1923–1924 гг. пел в Опере С. И. Зимина партии Бориса Годунова, Кочубея, Виндекса («Нерон» А. Г. Рубинштейна).
В 1924–1943 гг. солист московского Большого театра. Среди лучших партий, исполненных на этой сцене: Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Риголетто и Яго («Риголетто» и «Отелло» Дж. Верди), Демон (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна), Грязной и Мизгирь («Царская невеста» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Князь Игорь (одноимённая опера А. П. Бородина), Шакловитый («Хованщина» М. П. Мусоргского), Мазепа (одноимённая опера П. И. Чайковского), Нагульнов («Поднятая целина» И. И. Дзержинского, первый исполнитель партии, 1937). В 1928–1929 гг. по направлению Наркомпроса совершенствовался в вокальном искусстве в Италии, выступал в операх «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Травиата» Верди в Милане, Монте-Карло, с концертами в Париже.
Обладал уникальным по силе и красоте драматическим баритоном необычайной полноты и эмоциональной насыщенности звучания, певческим и актёрским темпераментом. «...В пору своего расцвета, в конце 20-х и начале 30-х годов, он часто пел так, как, пожалуй, до него никто не пел, – вспоминал о Головине С. Я. Лемешев. – Голос его по диапазону представлялся бесконечным, казалось, его вполне хватило бы на двух певцов! <…> ...Зрители... словно шалели от той стихии звука и мощного драматизма, которую обрушивал на них Головин» (Лемешев. 1968. С. 154). По ширине, мощи, экспрессии звука, богатстве динамических оттенков, лёгкости и свободе в преодолении вокальных трудностей, по превосходной технике дыхания и темпераменту Головин напоминал лучших мастеров итальянской оперы (современники называли его «русским Тита Руффо»). Из богатого арсенала певческих приёмов Головина особенное впечатление производил «эффект постепенного развёртывания звука, как бы образующего мощную волну, захлёстывающую и вместе с тем увлекающую слушателя» (Музалевский В. И. Д. Головин // Красная газета. 1929. 28 ноября. С. 4).
Выступал как концертный певец с исполнением оперных арий, романсов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова, русских народных песен, произведений советских композиторов. В 1930-х гг. в составе бригады артистов Большого театра участвовал в шефских концертах для моряков Черноморского флота. В 1941–1943 гг. во время Великой Отечественной войны выступал в составе фронтовых бригад.
В 1943 г. был обвинён в антисоветской пропаганде и репрессирован вместе с братом, женой и сыном (последний – по обвинению в убийстве актрисы З. Н. Райх), провёл 10 лет в лагерях (в том числе в Ивдельлаге на Северном Урале). После освобождения жил в Уфе, во Фрунзе (ныне Бишкек), с 1957 г. – в посёлке Су-Псех под Анапой. Реабилитирован в 1965 г.
Немногочисленные записи голоса певца были выпущены на грампластинках в 1930-е гг.: Пролог («Паяцы» Р. Леонкавалло), ариозо Мазепы («Мазепа» П. И. Чайковского), романсы и песни А. П. Бородина («Для берегов отчизны дальной»), М. П. Мусоргского («Забытый»), братьев Дмитрия Яковлевича и Даниила Яковлевича Покрасс (песня про казака Голоту из кинофильма «Дума про казака Голоту»), М. И. Блантера («Партизан Железняк»). В 1956 г. Головин сделал несколько записей на Киргизском радио (изданы фирмой «Мелодия» на сольных грампластинках певца в 1971 и 1972): ариозо Мазепы, ариозо Роберта («Иоланта» П. И. Чайковского), романсы и песни Чайковского («Корольки»), С. В. Рахманинова («Я опять одинок»), Е. С. Шашиной («Выхожу один я на дорогу»), А. Г. Новикова («Дороги»), русские народные песни «Славное море, священный Байкал», «Когда я на почте служил ямщиком», «Степь да степь кругом».
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1937).
Его сын – Виталий Дмитриевич Головин (1919–1979), режиссёр телефильмов-опер «Демон» (1960) и «Дубровский» (1961) с участием С. Я. Лемешева, «Замок герцога Синей Бороды» (1968), документального телефильма «Сын Оки» (1968, о певце А. С. Пирогове) и др.