Петровский Андрей Павлович
Петро́вский Андре́й Па́влович [27.10.(8.11).1869, село Верхний Кисляй Ливенской волости Павловского уезда Воронежской губернии, ныне деревня Ливенка, Павловский район, Воронежская область – 25.1.1933, Ростов-на-Дону; похоронен в Москве], российский актёр, режиссёр, театральный педагог, заслуженный работник искусств РСФСР (1926).
Из крестьян. В 1891 г. окончил 2-ю Киевскую гимназию, одновременно с учением был актёром русской цирковой и драматической труппы антрепризы А. А. Бренко (село Боярка Киевской губернии). С того же года обучался в Московском университете (не окончил), в 1891 г. актёр драмы на характерных ролях и ролях простаков в клубе-кружке Ф. Ф. Котова (Москва). В 1895 г. окончил Демидовский лицей юридических наук и Театральную школу имени А. Ф. Федотова в Ярославле. В 1894–1897 гг. актёр антрепризы Н. Н. Синельникова (на сцене Русского драматического театра, Ростов-на Дону).
Играл в Театре Корша в 1900–1904, 1917–1926 гг. [с 1920 «3-й театр РСФСР. Комедия», с 1925 «Комедия (бывший Корш»)].
В 1904–1915 гг. актёр императорского Александринского театра (1904–1915). Был мастером характерных и эпизодических ролей, иногда на этой сцене играл главные роли. В числе лучших: Живновский («Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина), Щебнев («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина), князь Тугоуховский («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Крутицкий, Мамаев, Нароков («Не было ни гроша, да вдруг алтын», «На всякого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники» А. Н. Островского), Осип и Бобчинский, Кочкарёв («Ревизор», «Женитьба» Н. В. Гоголя), фон Кальб («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Тартюф («Тартюф» Мольера), де Сильва («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Епиходов, Кулыгин («Вишнёвый сад», «Три сестры» А. П. Чехова), Большинцов, Суслов («Месяц в деревне», «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева), Павел Сергеевич Щёткин («Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова), судебный следователь («Живой труп» Л. Н. Толстого), Вожжин («Зелёное кольцо» З. Н. Гиппиус). С. М. Волконский писал о его игре в спектакле «Живой труп»: «Вот это актёр, вот это жизнь. Отлично, отлично знакомы и это лицо, и этот голос, и эта пошловатость, и эта тонкая разница в обращении к мужчине и к женщине… Какой оазис в пустыне!» (Русская художественная летопись. 1911. № 14. С. 225).
В 1905–1915 гг. актёр и режиссёр Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге (с 1914 Петроград). В 1917–1919 гг. режиссёр в Театре московского Совета рабочих депутатов (бывшая Опера С. И. Зимина). Работал как режиссёр в драматических театрах Харькова, Киева, Одессы, Тифлиса (ныне Тбилиси), Ростова-на-Дону. В дальнейшем играл в Театре Революции (1922–1923).
В числе режиссёрских работ: «На всякого мудреца довольно простоты» (1909) и «Лес» (1910) А. Н. Островского, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1910), «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова (1910; все – Александринский театр); «Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского (1921, совместно с А. А. Саниным, «3-й театр РСФСР. Комедия»), «Тартюф» Мольера (1922, «3-й театр РСФСР. Комедия» и Студия Малого театра); «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1927) и мимодрама «Москва горит» В. В. Маяковского (1930, совместно с С. Э. Радловым; обе – Московский цирк).
В 1920–1930 гг. режиссёр-постановщик Большого театра (в штате с 1922). Впервые поставил оперу «Декабристы» В. А. Золотарёва (1925, дирижёр М. М. Ипполитов-Иванов). Впервые на русской сцене поставил комическую оперу «Маскотта» Э. Одрана (под названием «Красное солнышко», 1924, дирижёр В. В. Небольсин). Впервые на сцене этого театра осуществил постановки опер «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (в редакции Ю. С. Сахновского, 1925, дирижёр Н. С. Голованов), «Тоска» Дж. Пуччини (также автор русского текста; 1930, дирижёр В. Савич), советской оперы «Прорыв» С. И. Потоцкого (1930, дирижёр А. П. Чугунов). Осуществил ряд премьер русской и зарубежной оперной классики: «Пиковая дама» (декабрь 1920, дирижёр В. И. Сук) и «Евгений Онегин» (1921, дирижёр Голованов) П. И. Чайковского; «Ночь перед Рождеством» (1923, дирижёр Голованов) и «Майская ночь» (1926, дирижёр Голованов) Н. А. Римского-Корсакова, «Травиата» Дж. Верди (1922, дирижёр Н. А. Фёдоров), «Манон» Ж. Массне (1922, дирижёр Небольсин), «Лакме» Л. Делиба (1924, дирижёр Фёдоров), «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини (1925, дирижёр Ипполитов-Иванов), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (1926, дирижёр Ипполитов-Иванов). Как режиссёр участвовал в первых постановках балетов «Вечно живые цветы» на музыку П. И. Чайковского и Б. В. Асафьева (1922, балетмейстер А. А. Горский) и «Комедианты» Р. М. Глиэра (1931, также автор либретто; балетмейстер А. И. Чекрыгин).
С 1896 г. преподавал сценическое мастерство в российской провинции, затем в Санкт-Петербурге: на Курсах Рапгофа (см. в статье Рапгоф Е. П.), в основанной им вместе с А. А. Саниным Школе сценического искусства (1908–1911). Преподавал грим и сценическое мастерство в Оперной студии Большого театра, грим и мимику – в Балетной студии Большого театра.
В 1921–1925 гг. заведовал драматическим отделением Государственного института музыкальной драмы (с 1922 Государственный институт театрального искусства – ГИТИС). Среди учеников: Е. М. Шатрова, Г. П. Менглет, М. А. Ладынина, Н. Н. Рыкунин, П. М. Аржанов, И. А. Любезнов. На основе своего выпускного курса в ГИТИСе создал Замоскворецкий театр (районный театр Замоскворецкого совета, 1926–1929), был его главным режиссёром и художественным руководителем.
Ю. М. Юрьев вспоминал: «Андрей Павлович Петровский – выученик Н. Н. Синельникова – ярый почитатель, пожалуй, эпигон своего учителя. Большой фантазией, как постановщик, не отличался. Зато у него имелись несомненные педагогические способности, и в этом отношении он приносил актёрам пользу. Гораздо больший интерес представлял Петровский как актёр на небольшие роли. <...> Всё до мельчайших подробностей до того типично и прямо выхвачено из жизни, что оставалось поражаться наблюдательности артиста!.. <...> Он достигал результатов не одним только внешним видом или искусным гримом, которым, между прочим, владел в совершенстве, славясь, как исключительный мастер-гримёр, – но и органическим слиянием с самим образом изображаемого лица» (Юрьев. 1945. С. 441–442).
В конце 1920-х гг. снимался в небольших ролях в немом кино (всего 5 фильмов, в их числе: «Человек из ресторана», 1927; «Белый орёл», 1928; «Чины и люди», 1929; все – режиссёр Я. А. Протазанов).
В 1932–1933 гг. работал в Драматическом театре Ростова-на-Дону.
Жена – Стефания Петровна Зорич (Зирка; сценические псевдонимы; урождённая Чернобривец, по мужу Петровская; 1892–1954), певица (сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1937).