Канонизация в Русской церкви. Эпоха образования Русского государства
Канониза́ция в Ру́сской це́ркви. Эпо́ха образова́ния Ру́сского госуда́рства, критерии и обстоятельства канонизации святых в эпоху образования Русского государства (14–16 вв.).
Канонизация святых в 14–15 вв.
В 14 в. Москва становится центром собирания русских земель и борьбы за освобождение от монгольского ига. Митрополит Киевский и всея Руси Пётр (ум. 21 декабря 1326), поставленный в Константинополе в 1308 г., в 1325 г. перенёс свою резиденцию из Владимира в Москву и последовательно поддерживал московских князей в их борьбе с тверскими князьями. Практически сразу после преставления митрополита началось почитание святителя Петра вследствие большого количества чудес, происходивших у его гробницы. В 1339 г. князь Иван I Данилович (Калита) добился канонизации митрополита Петра у Константинопольского патриарха Иоанна XIV. Мощи святителя Петра были открыты в 1472 г. митрополитом Филиппом I во время перестройки Успенского собора Московского Кремля и перенесены в новый храм 24 августа 1479 г.
Во 2-й половине 14 в. после длительного периода упадка активизировались церковные связи Русской митрополии с Византией. На Руси распространились идеи исихазма, «умного делания», получившие здесь название «безмолвия». Именно они определили духовные искания эпохи. «Безмолвия ради» монахи-отшельники покидали города и уходили в лесные пустыни, где созидались монастыри нового типа, жизнь в которых определялась стремлением к духовному подвигу и строгим общежительным уставом. Возникновение большого числа общежительных монастырей получило название общежительной реформы. Она проходила по благословению Константинопольского патриарха Филофея Коккина, при активном участии митрополита Киевского и всея Руси Алексия и архиепископа Суздальского и Нижегородского Дионисия. Реформа была освящена духовным авторитетом преподобного Сергия Радонежского. Основание общежительных монастырей активно поддерживалось светской властью. Монахи-подвижники участвовали во внутреннем освоении земель Северо-Восточной Руси, созданные ими обители обладали хозяйственной самостоятельностью, выполняли целый ряд важных социальных и просветительских функций. С возрождением монастырей был связан подъём русского национального самосознания, результатом которого стали Куликовская битва и освобождение Руси от монгольского ига.
15 в. вошёл в русскую историю как эпоха образования централизованного общерусского государства с центром в Москве. В это время в числе святых преобладающими становятся лики преподобных и святителей, способствовавших его созданию. Местное празднование преподобному Сергию Радонежскому (ум. 25 сентября 1392) было установлено, вероятно, в 1422 г., когда состоялось обретение его мощей (память 5 июля). Первое житие святого в 1418–1419 гг. написал его ученик, иеромонах Епифаний Премудрый (см. историю создания жития: Духанина. 2021. С. 158–173). До 1448 г. Сергий Радонежский и его ближайший ученик Кирилл Белозерский (ум. 9 июня 1427) были канонизированы к общерусскому почитанию: митрополит Иона в своей окружной грамоте упоминал преподобных наряду со «святыми чудотворцами Петром и Леонтием» и призывал их благословение на князей, признавших власть московского князя Василия II Васильевича (Тёмного) (Акты исторические. Т. 1. Санкт-Петербург, 1841. № 43. С. 87). Особое значение для установления общерусского почитания Кирилла Белозерского имело посещение его обители в 1447 г. князем Василием Тёмным, ослеплённым 16 февраля 1446 г. своим двоюродным братом Дмитрием Юрьевичем (Шемякой). Осенью 1446 г. на соборе духовенства состоялось примирение князей. Василий Тёмный получил в удел Вологду, соглашение было укреплено «крестным целованием» и «проклятыми грамотами» (документами, которые предусматривали отлучение от Церкви стороны, нарушившей присягу). Игумен Кириллова Белозерского монастыря Трифон освободил великого князя от клятвы, данной Дмитрию Шемяке, что дало Василию Тёмному возможность возобновить борьбу за московский стол (Полное собрание русских летописей. Т. 25. Москва, 1949. С. 269). После 1448 г. имена святых Сергия и Кирилла, как прежде князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, стали гарантами междукняжеских соглашений. В договорной грамоте от марта – апреля 1448 г. Василий II и можайский князь Иван Андреевич призывали в свидетели договора, в частности, «святых и преподобных старцев Сергея и Кирилла» (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Москва, 1950. С. 151, 153, 155). Весной 1462 г., незадолго до своей кончины, Василий Тёмный заказал знаменитому сербскому писателю Пахомию Логофету создание жития святого Кирилла Белозерского и службы ему.
События феодальной войны, вероятно, ускорили канонизацию и преподобного Димитрия Прилуцкого (ум. около 1406). Святой почитался как заступник Вологды во время нападения на город отрядов Дмитрия Шемяки зимой 1449/1450 г. В начале 1470-х гг. игумен Прилуцкого монастыря Макарий отредактировал первоначальное житие преподобного Димитрия, серьёзно его дополнив. Это может свидетельствовать о стремлении настоятеля обители увенчать почитание основателя Прилуцкого монастыря его канонизацией (см.: Преподобный Димитрий Прилуцкий. 2018).
Важнейшим событием в истории Русской церкви и государства стало установление автокефалии. Василий II отверг присланного из Константинополя митрополита Исидора, подписавшего 5 июля 1439 г. во Флоренции унию православной и католической церквей. 15 декабря 1448 г. без санкции Константинополя собором русских епископов и духовенства в Москве епископ Рязанский и Муромский Иона был возведён в сан митрополита Киевского и всея Руси. Независимая Русская церковь нуждалась в своих собственных святых. Сразу после восшествия на митрополичью кафедру в конце декабря 1448 г. святитель Иона установил общецерковное празднование митрополиту Алексию. Почитание самого Ионы начало развиваться с 1472 г., когда при постройке московского Успенского собора обрели мощи святителя, от которых совершались чудеса. Канонизирован он был на соборе 1547 г.
Москва постепенно включала в свой пантеон подвижников Ростова, Ярославля, Новгородской земли. Среди них был основатель новгородского Хутынского монастыря преподобный Варлаам (ум. 6 ноября 1192 или 1193), местное почитание которого началось сразу после кончины. В 1461 г. престол во имя Варлаама Хутынского появился в московской церкви Иоанна Предтечи, что свидетельствует об общерусской канонизации святого (Секретарь. 2003. С. 635–636). Почитателем новгородского святого был великий князь Василий III Иванович, принявший перед смертью постриг с именем Варлаам.
В 1467 г. по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I установили общецерковное празднование ярославских князей Феодора Ростиславича Чёрного (ум. 1299) и его сыновей Давида (ум. 1321) и Константина (ум. в начале 14 в.). В середине – конце 15 в. сложилось местное почитание Никиты, столпника Переяславского (ум. около 24 мая 1193). «Память Никиты Преславсаго» указана в месяцеслове конца 15 в. под 28 мая (РГАДА. Ф. 381. № 387. Л. 4 об.). По мнению А. Е. Смирновой, уже в 15 в. была составлена шестеричная редакция службы Никите Переяславскому (Федотова. 2018. С. 519–521). Между 1474 и 1480 гг. архиепископ Ростовский Вассиан (Рыло) восстановил почитание ростовского епископа Исаии (ум. после 1089) и канонизировал ростовского епископа Игнатия (ум. 28 мая 1288). Епископы Леонтий, Исаия и Игнатий составили ядро Собора Ростовских святых.
Канонизация новых святых способствовала расцвету русской агиографии. Сербский агиограф Пахомий Логофет написал и отредактировал большое количество житий, сказаний, похвальных слов, служб и канонов: жития святителя Алексия (в 3 редакциях), преподобного Никона Радонежского (в 3 редакциях), преподобного Кирилла Белозерского (предположительно, в 2 редакциях), архиепископа Новгородского святителя Евфимия II, преподобного Саввы Вишерского (в 2 редакциях), архиепископа Новгородского святителя Моисея (предположительно, в 2 редакциях) (Духанина. 2019). Агиограф работал в рамках программы по канонизации святых, осуществляемой местными архиереями – Ионой, архиепископом Новгородским, Филофеем, епископом Пермским, а также митрополитом Киевским и всея Руси Ионой; большую роль в этом процессе сыграл и московский князь Василий II. Героями произведений Пахомия Логофета были как общерусские святые, так и местночтимые. Принципиальной чертой его житий стало включение в тексты рассказов о посмертных чудесах святых, поскольку именно чудеса оставались главными критериями канонизации (Духанина. 2019. С. 161). А. А. Турилов пришёл к выводу, что Пахомий Логофет может быть причастен к составлению особой разновидности стишного Пролога, известной в западнорусских списках начиная с 3-й четверти 15 в. Как заключил исследователь, её происхождение, вероятнее всего, связано с Москвой и с митрополичьей кафедрой (Турилов. 2010. С. 376–377). Она включает значительное число русских статей: отдельное житие князя-страстотерпца Глеба, житие мучеников князя Михаила Всеволодовича (Черниговского) и его боярина Феодора, житие Сергия Радонежского, житие Варлаама Хутынского, житие Виленских мучеников, Сказание о перенесении мощей князей Бориса и Глеба, житие Феодосия Печерского, Сказание о перенесении мощей святителя Алексия, житие Леонтия Ростовского, житие Антония Печерского, житие княгини Ольги, житие мучеников-варягов, житие князя Владимира Святославича, житие князей Бориса и Глеба (память 24 июля), Сказание о перенесении мощей Феодосия Печерского, житие Авраамия Смоленского (Духанина. 2019. С. 173).
Результатом проведённых канонизаций стало не только агиографическое творчество, но и создание сборников нового типа – «миней новым чудотворцам», которые включали жития святых и службы (Семячко. 2018. С. 87).
В 1494 г. в Новгороде для Соловецкого монастыря по заказу игумена Досифея была составлена «Минея новым чудотворцам» (РНБ. Солов. собр. № 518/537), содержащая тексты, посвящённые по преимуществу русским святым: князю Михаилу Черниговскому и его боярину Феодору, Сергию Радонежскому, Никону Радонежскому, митрополиту Киевскому и всея Руси Петру, Димитрию Прилуцкому, митрополиту Киевскому и всея Руси Алексию, архиепископу Новгородскому Евфимию II, митрополиту Киевскому и всея Руси Ионе, Феодосию Печерскому, Антонию Печерскому, князьям Борису и Глебу, епископу Ростовскому Игнатию, епископу Ростовскому Леонтию, князю Владимиру и княгине Ольге, Савве Вишерскому (состав сборника см.: Описание рукописей Соловецкого монастыря. Ч. 2. Казань, 1885. С. 358–368). Можно заметить, что в сборнике фигурируют недавно канонизированные святые и те древние святые, почитание которых было воспринято Московской Русью, плюс новгородские святые, что объяснимо исходя из того, что сборник составлялся в Новгороде. Так, например, в минее содержится житие Саввы Вишерского (ум. не позднее 1 октября 1429). Известно, что после кончины святого его обитель посетил Новгородский архиепископ Иона (1459–1470), отслужив молебен у гроба основателя монастыря и повелев написать его образ, что можно считать местной канонизацией преподобного Саввы. По благословению архиепископа были составлены житие святого и служба (Федотова. 2021; Духанина. 2019).
Продолжает (или параллельно развивает) тему «новых чудотворцев» сборник из собрания Иосифо-Волоколамского монастыря (РГБ. Ф. 113. № 372), который, как заметила С. А. Семячко, содержит памяти святых, канонизированных до соборов 1547–1549 гг. Согласно выводам исследовательницы, рукопись имела протограф, при переписке с которого составитель целенаправленно выбирал жития русских святых, пропуская заявленные в оглавлении жития греческих святых. По мнению Б. М. Клосса, писцом рукописи был Евфимий Турков (Клосс. 2001. Т. 2. С. 196; Семячко. 2018. С. 83). В списке святых, чьи жития и службы представлены в волоколамском сборнике, находятся: князь Феодор Смоленский и Ярославский с сыновьями Давидом и Константином (служба этим святым открывает сборник), князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор, Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, митрополит Киевский и всея Руси Пётр, Димитрий Прилуцкий, митрополит Киевский и всея Руси Алексий, Феодосий Печерский, Антоний Печерский, епископ Ростовский Исаия, епископ Ростовский Леонтий, Никита Переяславский, епископ Ростовский Игнатий, Кирилл Белозерский, княгиня Ольга, князья Борис и Глеб (см.: Иосиф. 1882. С. 29–30; Семячко. 2018. С. 80–84). Можно заметить, что у соловецкого и волоколамского сборников общий набор памятей, но есть и отличия: в волоколамской рукописи находятся памяти святых Феодора, Давида и Константина Ярославских, Кирилла Белозерского, Исаии Ростовского, Варлаама Хутынского; при этом отсутствуют памяти князя Владимира, Саввы Вишерского и Евфимия II. Эти различия можно объяснить тем, что волоколамский сборник составлялся в центральной Руси, поэтому здесь больше ростовских, ярославских и московских памятей (Варлаам Хутынский, как уже отмечалось выше, активно почитался в Москве). Соответствие подобных миней реальной канонизации говорит о том, что существовали какие-то «перечни» канонизированных святых, согласно которым в монастырях подбирались агиографические и богослужебные тексты для включения их в «минеи новым чудотворцам». В 1520-е гг. в Кирилловом Белозерском монастыре предприняли попытку создать свой комплект Четьих-Миней (Шибаев. 2014. С. 480–496).
Макарьевские соборы 1547–1549 гг.
Важнейший этап в канонизации русских святых связан с именем святителя Макария (1481 или 1482 – 1563). Будучи архиепископом Новгородским, он поддерживал великого князя Василия III в его борьбе с удельными князьями, способствовал усилению влияния Москвы в новгородских и прилегающих к ним землях. Архиепископ провёл реформу новгородских монастырей и церковного управления, содействовал миссионерской деятельности русских подвижников, просвещавших карело-финское население Кольского п-ова, способствовал прославлению святых покорителей Русского Севера. В частности, по его благословению была составлена служба Зосиме и Савватию Соловецким (празднование 17 апреля), а 6 июля 1540 г. начали строительство придела во имя «святых и преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев» в Андреевской церкви на Щитной улице в Новгороде (Полное собрание русских летописей. Т. 3. Санкт-Петербург, 1841. С. 249). Святитель Макарий способствовал прославлению Александра Свирского (ум. 1533), которого знал лично. В 1545 г. по благословению митрополита Макария и архиепископа Новгородского Феодосия игумен Александро-Свирского монастыря Иродион (Кочнев) написал житие основателя обители. Спустя всего 14 лет после преставления Александр Свирский был канонизирован на соборе 1547 г. как общерусский святой.
По инициативе архиепископа при Софийском архиерейском доме развернулась работа по сбору, написанию и редактированию житий русских святых. По мнению М. А. Шибаева, «создание ВМЧ [Великих Миней-Четьих, прим. ред.] необходимо рассматривать в контексте процессов объединения русских земель, идущих параллельно с масштабными проектами в области книжных текстов» (Шибаев. 2015. С. 146). В 1529–1530 – 1538 гг. был создан полный годовой комплект «Великих Четьих-Миней», получивший название Софийского. Эта работа показала, что многие святые отсутствуют в литургической жизни Церкви либо служба им совершается только в отдельных храмах и монастырях. Поэтому в Софийские Четьи-Минеи были включены жития местночтимых святых: Зосимы и Савватия Соловецких, Дионисия Глушицкого, Пафнутия Боровского.
Став московским митрополитом (19 марта 1542 – 31 декабря 1563), святитель Макарий за 5 лет подготовил церковный собор, призванный упорядочить церковное почитание святых. В Москве в это время не прекращалась работа над «Великими Четьими-Минеями», заказывались новые жития. Главным критерием при подготовке канонизации стала богоугодная и добродетельная жизнь подвижника, описанная в его житии, а чудесам отводилась вспомогательная роль. Об изменении критериев канонизации в эпоху митрополита Макария свидетельствует история прославления праведного Иакова Боровичского. Иаков принадлежал к особому чину русских святых, не характерному для истории византийской святости, – праведным мирянам. Как правило, это были люди из простого сословия, которые становились известными не столько благодаря событиям своей жизни, сведения о которых были скудны или отсутствовали вовсе, сколько благодаря необычным обстоятельствам кончины (убийству или «внезапной смерти»: гибели от молнии, при кораблекрушении и т. д.), неожиданному явлению их святых мощей и последующим чудесам.
Мощи праведного Иакова приплыли к Боровичам (ныне город в Новгородской области) в обгорелой колоде (гробе) без верха на большой льдине во время весеннего разлива Мсты. После погребения мощей святой явился «старым людям» в Боровичах и сообщил, что его зовут Иаковом. Летом 1544 г. местные жители обратились к архиепископу Новгородскому и Псковскому Феодосию с просьбой об освидетельствовании мощей неизвестного святого. Архиепископ послал в Боровичи для расследования клириков новгородского Софийского собора. 2 июля 1544 г. архиепископ, рассмотрев подробный отчёт клириков, распорядился перенести мощи в боровичский Свято-Духов монастырь. Однако, несмотря на многочисленные свидетельства об исцелениях у мощей Иакова, святитель Макарий не разрешил канонизировать подвижника: причиной отказа стало отсутствие сведений о жизни святого. Впредь благословлялось ежегодно отмечать день перенесения мощей панихидой и обедней.
1–2 февраля 1547 г. состоялся церковный собор, на котором было установлено общерусское празднование 13 святых. В этом списке:
святитель Иона, митрополит Киевский и всея Руси (ум. 1461, память 31 марта);
святитель Иоанн, архиепископ Новгородский (ум. 1186, память 7 сентября);
преподобный Макарий Калязинский (ум. 1483, память 17 марта);
преподобный Пафнутий Боровский (ум. 1477, память 1 мая);
князь Александр Невский (ум. 1263, память 23 ноября);
преподобный Никон Радонежский (ум. 1426, память 17 ноября);
преподобный Павел Обнорский (ум. 1429, память 10 января);
блаженный Михаил Клопский [ум. 1471 (?), память 11 января];
преподобный Савва Сторожевский (ум. 1406 или 1407, память 3 декабря);
преподобные Зосима (ум. 1478, память 17 апреля) и Савватий (ум. 1434 или 1435, память 27 сентября) Соловецкие;
преподобный Дионисий Глушицкий (ум. 1437, память 1 июня);
преподобный Александр Свирский (ум. 1533, память 30 августа).
Как местночтимые были канонизированы 9 святых:
блаженный Максим, Христа ради юродивый [ум. 1433 или 1434, память 11 ноября];
князья Константин, Михаил и Феодор Муромские (конец 12 в., память 21 мая);
благоверный князь Пётр и княгиня Феврония Муромские (13 в., память 25 июня);
святитель Арсений, епископ Тверской (ум. 1409; память 2 марта);
блаженный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский (2-я половина 13 – начало 14 вв.; память 8 июля);
блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский (ум. 1494; память 29 мая).
Официальные послания митрополита были разосланы в епархии и монастыри (перечень списков см.: Макарий. 1998. С. 6).
О соборе 1549 г. известно из речи царя Ивана IV Васильевича (Грозного) к Стоглавому собору. Никаких документов соборного заседания 1549 г. до сих пор не обнаружено, и многие исследователи высказывают сомнения в том, что этот собор обсуждал канонизацию отдельных святых (см. об этом: Ткачёв. 2012. С. 305–307). Имена предположительно прославленных в 1549 г. святых В. О. Ключевский установил косвенным путём на основании жития святителя Ионы, митрополита Киевского. В этом списке:
святитель Иона, архиепископ Новгородский (ум. 1470, память 5 ноября);
святитель Евфимий II (Вяжицкий), архиепископ Новгородский (ум. 1458, память 11 марта);
святитель Иаков, епископ Ростовский (14 в., память 27 ноября);
святитель Стефан Пермский (ум. 1396, память 26 апреля);
князь Всеволод-Гавриил Псковский (ум. 1138, память 11 февраля);
князь Михаил Александрович (Тверской) (ум. 1399, память 26 августа);
преподобный Авраамий Смоленский (последняя четверть 12 – 1-я четверть 13 вв., память 21 августа);
Антоний, Иоанн и Евстафий, мученики Виленские (ум. 1347, память 14 апреля);
преподобный Евфимий Суздальский (ум. 1404 или 1405, память 1 апреля);
преподобный Григорий Пельшемский (ум. после 1449 или 1450, память 30 сентября);
преподобный Савва Вишерский (память 1 октября);
преподобный Евфросин Псковский (ум. 1481, память 15 мая);
преподобный Ефрем Перекомский (ум. 1486, память 16 мая).
В. О. Ключевский предлагал также включить в этот перечень на основании косвенных данных не упомянутых в житии святых: святителя Нифонта, архиепископа Новгородского (ум. 1156, память 8 апреля); преподобного Петра, царевича Ордынского (ум. в последнюю четверть 13 в., память 30 июня); преподобных Ферапонта (ум. 1426, память 27 мая) и Мартиниана (ум. 1483, память 12 января) Белозерских (Ключевский. 1871. С. 40, 273).
Житие митрополита Ионы называет инициатором созыва Макарьевских соборов царя Иоанна Грозного (Ключевский. 1871. С. 461). Отдельные канонизации совершались и после них: в 1579 г., по ходатайству иноков Сийского монастыря перед сыном Иоанна Грозного, царевичем Иоанном, было установлено общецерковное празднование преподобному Антонию Сийскому (ум. 7 декабря 1556). Царевич составил новую редакцию жития и службу на прославление святого.
В русле государственной политики прославления святых, осуществлявшейся при митрополите Макарии и царе Иоанне Грозном, следует рассматривать создание в начале 1560-х гг. «Книги Степенной царского родословия». Русская история представлена здесь по «степеням» – правлениям великих князей, биографии которых приближены к житиям святых. Тем самым были заложены идеологические основы для дальнейшей канонизации [Андрея Юрьевича Боголюбского, Юрия (Георгия) Всеволодовича и других князей]. Некоторые тексты были сочинены специально для «Степенной книги», например жития князя Владимира и княгини Ольги. В этот период «величие Православия подчёркивается описанием всего сонма русских святых-чудотворцев и средоточием на Руси святынь вселенского масштаба…» (Клосс. 2001. Т. 2. С. 169).
Около 1558 г. инок суздальского Евфимиева монастыря Григорий (ум. 1570-е гг.) составил «Службу всем новоявленным чудотворцам Российским», а также «Похвальное слово новым чудотворцам» (Макарий. 1997. С. 132–144). Перечисление святых в «Похвальном слове» он начинает с равноапостольного князя Владимира и тем самым возводит истоки русской святости к Киевской Руси. Однако празднование «новым российским чудотворцам» не было внесено в общерусские святцы.
Учреждение патриаршества и первые канонизации
Одним из важнейших событий в русской истории стало учреждение 26 января (5 февраля) 1589 г. патриаршества. Оно значительно повысило статус Русской церкви в православном мире. Канонизация ряда представителей высшей церковной иерархии также была призвана укрепить этот статус. В 1596 г. патриарх Иов [ум. 19(29) июня 1607] установил 5(17) октября днём празднования Собора Московских святителей – митрополитов Петра, Алексия и Ионы, подобно празднованию трёх святителей Вселенской Церкви: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В честь нового праздника была составлена служба. В Никольском храме патриаршего села Селятино неподалёку от Москвы патриарх устроил придел во имя Московских чудотворцев, который освятил 13(23) мая 1596 г. Впоследствии Собор Московских святителей дополнился именами митрополита Филиппа II (1875, хотя канонизирован он был ещё в 17 в.), патриарха Гермогена (Ермогена; 1913), митрополита Макария (1988), патриархов Иова (1989) и Тихона (1989).
В дни, предшествовавшие учреждению патриаршества, в Москве торжественно праздновали канонизацию Василия Блаженного (ум. 2 августа 1557). В столице находилась греческая делегация во главе с патриархом Константинопольским, и прославление блаженного, особенно любимого жителями Москвы, должно было свидетельствовать о богатстве духовных дарований Русской церкви. Впоследствии юродивые Василий и Максим были включены в состав Собора Московских святых.
В конце 16 в. установили церковное почитание и прославили ряд Казанских святых, что было связано с образованием новой, Казанской митрополии. 9(19) января 1592 г. митрополит Казанский и Астраханский Гермоген (Ермоген) послал патриарху Иову грамоту с просьбой разрешить поминовение во всех храмах и монастырях епархии Иоанна, Петра и Стефана, замученных за отказ отречься от веры. Митрополит видел в канонизации местных святых залог укрепления православия в недавно завоёванном и населённом разными народами крае. Церковное поминовение Казанских мучеников было приурочено к 24 января – дню кончины мученика Иоанна. 4(14) октября 1595 г. при строительстве нового собора в Преображенском монастыре Казани были открыты мощи святителя Гурия (Руготина), архиепископа Казанского (ум. 5 декабря 1563), а также епископа Тверского Варсонофия II (ум. 11 апреля 1576), скончавшегося в этой обители. Оба епископа были прославлены к общерусскому почитанию по благословению патриарха Иова, их память включили во многие русские месяцесловы (Вовина-Лебедева. 2008. Т. 18. С. 634).
Во времена патриарха Иова активно продолжалась канонизация русских преподобных. Согласно новым требованиям, каждому святому составлялись служба, похвальное слово, житие и молитва, а также создавалась икона. 1(11) июня 1591 г. на Архиерейском соборе совершилась общерусская канонизация преподобного Иосифа Волоцкого (ум. 9 сентября 1515). По указу царя Фёдора Ивановича и патриарха Иова были составлены новые тропарь, кондак и стихиры; патриарх Иов дополнил службу святому и написал канон. В 1595 г. по благословению патриарха Иова митрополит Гермоген свидетельствовал мощи угличского князя Романа Владимировича (ум. 1285). В 1597 г. в связи с открытием мощей был прославлен древний новгородский святой Антоний Римлянин (ум. 1147). В 1600 г. состоялось общерусское прославление преподобного Корнилия Комельского. В патриаршей грамоте в Корнилиев монастырь говорилось: «И яз, Иев, Патриарх Московский и всеа Русии, стихеры и канун и житие преподобного Чюдотворца Корнилия Комельского слушали соборне, с Митрополиты, и со Архиепискупы и Епискупы, и с архимариты и игумены» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. Т. 2. Санкт-Петербург, 1836. С. 379. № 222).
После введения в Русской церкви патриаршего управления повысились степени двух севернорусских кафедр: Новгородская архиепископия стала митрополией, а Вологодско-Пермская епископия – архиепископией (Камкин. 1992. С. 95). Вероятно, в связи с последним обстоятельством в 1607 г. учредили празднование Собора Великопермских святителей – епископов Питирима (ум. 1455/1456), Герасима (ум. 1442/1443) и Ионы (ум. 1470). Святители, крестившие население Перми Вычегодской (земли в бассейне реки Вычегда и её притока Вымь) и Перми Великой (в бассейне реки Кама и её притоков, главным образом Чусовой), в разные годы были похоронены в кафедральной Благовещенской церкви в Усть-Выми. В 1607 г. по распоряжению царя Василия Ивановича Шуйского и патриарха Гермогена епископ Вологодский и Великопермский Иоасаф II заказал икону пермских епископов (Плаксина. 2010. С. 11–13, 69). Образ поставили у их гробниц, вскоре началась запись чудес, происходивших по молитвам святых. Соборное празднование пермским святителям было приурочено к 29 января.
См. также статьи Канонизация в Русской церкви. Периодизация, Канонизация в Русской церкви. Древняя Русь, Канонизация в Русской церкви. 17 в., Канонизация в Русской церкви. 18 – начало 20 вв., Канонизация в Русской церкви. Советский и современный периоды.