Канонизация в Русской церкви. 18 – начало 20 вв.
Канониза́ция в Ру́сской це́ркви. 18 – нача́ло 20 вв., критерии и обстоятельства канонизации святых в Русском государстве и Российской империи в указанный период.
При Петре I традиционная система церковного управления подверглась слому. После кончины патриарха Адриана [ум. 16(26) января 1700] царским указом от 16(27) декабря 1700 г. первенствующим архиереем был назначен митрополит Рязанский Стефан (Яворский). Он проявил себя поборником «старины» и не ограничивал деятельность местных архиереев по прославлению святых. В годы, когда митрополит Стефан был первенствующим архиереем, прошёл целый ряд местных канонизаций. 15(26) октября 1702 г. в Успенском соборе Владимира были обретены мощи князя Андрея Юрьевича Боголюбского (ум. 1174), 30 ноября (11 декабря) того же года – мощи его сына, князя Глеба Андреевича, после чего князей канонизировали.
После 1707 г. было установлено местное празднование блаженному Андрею Тотемскому, Христа ради юродивому (ум. 1673). В 1715 г. канонизирован блаженный Максим Тотемский: в этом году тотемский священник Иоанн Рохлецов подал список чудес святого и прошение о строительстве церкви над его могилой архиепископу Великоустюжскому Иосифу и получил от него положительную резолюцию. В 1717 г. по благословению епископа Вологодского Павла (Васильева), посетившего Заоникиеву пустынь в честь Владимирской иконы Божией Матери, канонизирован преподобный Иосиф Заоникиевский [ум. 21 сентября (1 октября) 1612] (Романенко. 2011. С. 29–32). В 1711 г., вероятно, состоялась местная канонизация архимандрита Каневского монастыря Макария Овручского [1678(?)]. В 1719 г. стараниями митрополита Тобольского и всея Сибири святителя Филофея (Лещинского) была подтверждена канонизация сибирского святого Василия Мангазейского (ум. около 1602).
В правление Петра I осуществлялась программа церковных реформ, направленных на искоренение религиозных суеверий. В 1716 г. была принята новая редакция архиерейской присяги, согласно которой архиерей должен был всячески противодействовать почитанию юродивых («кликуш»), явленных икон и «телес мертвых несвидетельствованных» (Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и Правительствующего сената в царствующем Санктпетербурге в лето от рождества Христова 1721 сочиненный. Москва, 1897. С. 28–29). По поручению Петра к февралю 1720 г. епископ Псковский Феофан (Прокопович) подготовил «Духовный регламент», который был воспринят как программа борьбы с суевериями: предполагалось пересмотреть все существующие акафисты, службы и жития святых, а также устранить почитание сомнительных мощей святых.
10(21) февраля 1722 г. по доносу протоинквизитора иеродиакона Пафнутия в Переславле-Залесском начала работу комиссия Синода, в результате которой было запрещено почитание переславских святых – смоленского князя Андрея (14 в.) и преподобного Даниила Переславского (его мощи были обретены и освидетельствованы в 1653 г. по велению патриарха Никона). Мощи Корнилия Переяславского, открытые по инициативе архимандрита переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря Варлаама (Высоцкого), погребли, раку над ними сломали. Архимандрит Варлаам был вынужден принести покаяние и избежал более сурового наказания только благодаря своим покровителям (архимандрит был духовником царевны Натальи Алексеевны и находился в переписке с супругой императора Екатериной Алексеевной). После восшествия на престол Анны Ивановны архимандрит Варлаам как духовник императрицы сумел добиться пересмотра некоторых результатов деятельности комиссии. К 1749 г. было восстановлено почитание преподобного Даниила и князя Андрея Смоленского (Голубинский. 1903. С. 557). Почитание Корнилия Переяславского было восстановлено только в 1818 г. стараниями настоятеля Смоленского храма бывшего Борисоглебского монастыря священника И. Ф. Ремезова.
В феврале 1722 г. прекращено почитание мощей стародубского князя Фёдора Ивановича Благоверного (ум. 1330): всенощные бдения и молебны святому запретили, надгробный образ увезли в суздальский Духовный приказ. В мае 1746 г. архиепископ Суздальский Симон подтвердил деканонизацию святого, «понеже чудотворения и явления от того Фёдора Стародубского по следствию не оказалось» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 561 об.).
Во 2-й половине 1730-х гг. впервые выдвигается требование установления синодального свидетельства для почитания мощей каждого святого. В это время проходит освидетельствование мощей князей Романа Угличского, Василия и Константина Ярославских, преподобного Сильвестра Обнорского и других святых. 14(25) ноября 1737 г. последовал именной указ императрицы Анны Ивановны, во исполнение которого Синод указом от 5(16) декабря 1737 г. предписывал епархиям дважды в год присылать отчёты о состоянии дел. Освидетельствования мощей активно продолжались и в правление императрицы Елизаветы Петровны. Согласно Высочайшему повелению от 7(18) декабря 1744 г., были затребованы справки в Синод обо всех «не свидетельствованных мощах» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 3–3 об.). По сути, осуществлялась масштабная проверка соблюдения критериев канонизации святых, особенно местночтимых. Вместе со сведениями о мощах епархии предоставляли в Синод жития святых, службы, сведения о чудесах. Впервые в рамках огромной страны составлялся общий реестр святых. Были получены рапорты из 24 епархий (в том числе из новообразованных), из Троице-Сергиева монастыря, Киево-Печерской лавры, владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В результате расследований, проведённых по указу 1744 г., было прекращено празднование некоторых местночтимых святых: князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских, преподобного Игнатия Ломского. Однако были «открыты» и новые святые. В кафедральном Борисоглебском соборе Чернигова по благословению епископа Черниговского и Новгород-Северского Амвросия (Дубневича; ум. 1750) обрели нетленные мощи архиепископа Черниговского Феодосия [Полоницкого-Углицкого; ум. 5(15) февраля 1696], о чём владыка подробно доносил в Синод в рапорте от 23 сентября (4 октября) 1745 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 78–78 об.). Тогда же были рассмотрены обстоятельства обретения мощей и чудеса преподобномученика Макария (Токаревского) Овручского в Переяславской епархии. При всей своей неоднозначности указ Елизаветы Петровны от 7(18) декабря 1744 г. имел положительное значение: в епархиях значительно активизировалась работа по сбору сведений о святых подвижниках, их житий и служб, составлялись «реестры» святых, что впоследствии послужило основой для образования новых региональных соборов и уточнения их состава.
Единственным общерусским святым, прославленным в 18 в., стал митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий [Саввич Туптало; ум. 28 октября (9 ноября) 1709]. 15(26) апреля 1757 г. указом Синода он был причислен к лику святых, его мощи объявлены нетленными. Инициатива прославления святого принадлежала императрице Елизавете Петровне, а после её смерти – Екатерине II. Особое почитание святителя царственными особами было связано с его огромными заслугами в просвещении Малороссии. Святитель подготовил к изданию многотомную «Книгу житий святых». Необходимость составления православных Четьих миней на украинско-белорусских землях была вызвана тем, что православные житийные сборники оказались недоступными для населения, поскольку многие монастыри и храмы были захвачены униатами. Актуальной оставалась также задача полемики с католиками, писавшими о неисторичности православных святых. Четьи минеи святителя Димитрия Ростовского были опубликованы в Киеве в 4 томах; из 765 статей 91 посвящена русским и славянским святым (Федотова. 2007. С. 19).
В целом же эпоха Екатерины II, при которой была проведена монастырская реформа «О штатах» [указ от 26 февраля (8 марта) 1764], не способствовала прославлению русских подвижников. В это время продолжалась борьба с «народными суевериями»: в 1767 г. обер-прокурор И. И. Мелиссино предлагал законодательным путём «"ослабить почитание святых мощей и икон" в Русской Церкви» (Житие святого праведного Василия Мангазейского. 1977. С. 63). 22 ноября (3 декабря) 1783 г. состоялось заседание Синода, на котором было решено прекратить почитание мощей Кирилла Вельского (ум. в начале 16 в.). 2(13) декабря синодальный указ был подписан Екатериной II и 4(15) декабря отправлен в епархию. Исключением из общего правила стало обретение мощей 30 сентября (11 октября) 1796 г. и подтверждение местной канонизации преподобного Феодосия Тотемского (ум. 28 января 1568), которая состоялась в 1722 г. в тотемском Спасо-Суморином монастыре, основанном преподобным.
В 19 в. в лике общерусских святых был прославлен ряд архиереев: 1(13) декабря 1804 г. канонизирован миссионер и просветитель Сибири святитель Иннокентий (Кульчицкий), епископ Иркутский и Нерчинский (ум. 1731); 25 июня (7 июля) 1832 г. – святитель Митрофан Воронежский (ум. 1703); 20 июня (2 июля) 1861 г. – святитель Тихон Задонский (Соколов), епископ Воронежский и Елецкий (ум. 1783). Однако отношение к местночтимым святым в Синоде продолжало оставаться настороженным, им запрещалось посвящать акафисты. Известный церковный писатель А. Ф. Ковалевский в письме от 25 декабря 1881 г. (6 января 1882), адресованном архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря преподобному Иакову (Поспелову), рассказал, сколько усилий предпринял настоятель суздальского кафедрального собора для прославления местных святых: «Недавно получил я тоже отрадное известие из Суздаля, от протоиерея Суздальского собора, что написанный мною в 1879 г. Акафист Святителям Феодору и Иоанну Суздальским, уже разрешён Св. Синодом к напечатанию. О. протоиерей немало тоже похлопотал при этом, ибо Святители сии местночтимые, и в церковных книгах их нет, почему и встретилось препятствие в Св. Синоде, и он должен был сам ехать в С. Петербург и лично хлопотать…» (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 2114. Л. 4 об.–5).
Царствование последнего русского императора Николая II отмечено увеличением числа канонизаций, что было связано с личным благочестием царя. За период 1894–1917 гг. семь святых прославили к общецерковному почитанию: 9(21) сентября 1896 г. – святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (ум. 1696); 19 июля (1 августа) 1903 г. – преподобного Серафима Саровского (ум. 1833); 4(17) сентября 1911 г. – святителя Иоасафа Белгородского (ум. 1754); 12(25) мая 1913 г. – священномученика Гермогена (Ермогена), патриарха Московского и всея Руси (ум. 1612); 28 июля (10 августа) 1914 г. – святителя Питирима Тамбовского (ум. 1698); 10(23) июня 1916 г. – святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири (ум. 1715); 12(25) июня 1909 г. восстановлено почитание княгини Анны Кашинской.
В 1903 г. в Московской синодальной типографии был издан «Верный месяцеслов всех русских святых», подготовленный архиепископом Владимирским и Суздальским Сергием (Спасским) (Руди. 2011. С. 309–318). Синод указал, что канонизированными святыми могут считаться только те подвижники, чьи имена внесены в этот месяцеслов, и запретил служить молебны тем, кто в нём не значится. Однако на практике это правило не соблюдалось, народное почитание оказывалось сильнее резолюций Синода.
См. также статьи Канонизация в Русской церкви. Периодизация, Канонизация в Русской церкви. Древняя Русь, Канонизация в Русской церкви. Эпоха образования Русского государства, Канонизация в Русской церкви. 17 в., Канонизация в Русской церкви. Советский и современный периоды.