Канонизация
Канониза́ция (лат. canonisatio), в христианстве причтение Церковью почившего подвижника к лику святых [в практике греческих церквей употребляется термин ἀνακήρυξις – провозглашение (святым)]. Канонизацией Церковь удостоверяет святость подвижника и определяет его деяния в качестве примера для христиан. Канонизация является основанием для внесения имени святого в церковный календарь и совершения богослужений в его честь (установление празднования), почитания его мощей, написания икон и составления жития. Верующие обращаются с молитвой о заступничестве к святым как предстоящим перед Богом.
В первые века христианства почитание святых возникало стихийно в тех местностях, где они жили. Обычно это происходило сразу после их смерти, т. к. их святость была очевидна для верующих. Постепенно вырабатывались принципы систематизации этого процесса. В восточной Церкви признанием святости на многие века оставалось установление празднования святому, в западной Церкви со временем развивались разные формы и степени почитания святых.
Основным условием прославления во все времена было проявление святости праведника. Согласно патриарху Иерусалимскому Нектарию (17 в.), об истинной святости человека свидетельствуют: безукоризненное исповедание им православной веры (не уклонение в ереси и расколы), «совершение всех добродетелей», стояние за веру «даже до крови»; проявление Богом (через подвижника или в отношении него) сверхъестественных знамений и чудес; нетление мощей или благоухание костей. При этом неподверженность тела тлению не является ни достаточным, ни необходимым основанием для канонизации умершего.
Канонизация в православии
В Православной церкви не было жёсткой регламентации канонизации, но традиционно соблюдались определённые условия. Русский церковный историк Е. Е. Голубинский, рассматривая вопрос об условиях причтения к лику святых в древней Церкви, разделял древних святых на 3 разряда: ветхозаветные патриархи и пророки и новозаветные апостолы; мученики; святые из подвижников (аскетов). Епископы (святители), по мнению Голубинского, вначале относились к 1-му разряду, т. е. причислялись к лику святых наравне с апостолами, – уже по принадлежности их к церковной иерархии, но затем стали прославляться наравне с подвижниками – за личные достоинства. Со временем в церковной практике выработались лики (чины) святости – категории святых в зависимости от их прижизненных трудов: праотцы, пророки, апостолы, равноапостольные, великомученики, мученики, священномученики, преподобномученики, святители, благоверные, преподобные, праведные, бессребреники, блаженные, юродивые Христа ради.
Святые Православной церкви разделяются на общечтимых и местночтимых. Среди общечтимых святых выделяют святых Вселенской церкви и святых, чествуемых лишь в одной или нескольких поместных церквах. Среди местночтимых святых различаются чтимые в пределах епархии или в одном монастыре. Но характер почитания одинаков и для местночтимых святых, и для святых Вселенской церкви.
В Русской церкви в истории канонизации выделяют 5 периодов: от Крещения Руси до середины 16 в.; соборы 1547 и 1549 гг.; от соборов 16 в. до учреждения Святейшего синода; синодальный период; современный период. Право канонизации местнохрамовых и местноепархиальных святых принадлежало правящему архиерею с ведома митрополита (позднее – патриарха) и могло ограничиться устным благословением на местное почитание. Право канонизации общечтимых святых принадлежало митрополиту (патриарху) при участии собора русских иерархов. В монастыре почитание подвижника могло начаться по решению совета монастырских старцев, которые позднее представляли дело на утверждение епископа. Епархиальная власть проводила работу по удостоверению подлинности чудес при гробе почившего, нетленности мощей, затем устанавливалось торжественное богослужение в местном храме, назначался день празднования святому, создавалась служба, писалась икона, составлялось житие.
В первый период канонизации основанием для прославления подвижника являлся прежде всего дар чудотворений от его мощей. Были открыты и прославились чудотворениями мощи князей страстотерпцев Бориса и Глеба, которые были первыми канонизированы в Русской церкви, княгини Ольги, преподобного Феодосия Печерского и др. В целом за период от Крещения Руси до середины 16 в. было установлено общецерковное или местное почитание 68 святых. В истории канонизации на Руси особую эпоху составили созванные по инициативе царя Ивана IV Васильевича и митрополита Московского святого Макария соборы 1547 и 1549 гг. Плодом их деятельности явилась канонизация 39 святых. Во 2-й половине 16 в. и в течение 17 в. в русские месяцесловы было внесено около 150 имён новопрославленных святых для общецерковного и местного почитания. Почти половину всех канонизированных в этот период составляют преподобные отцы – основатели монастырей и их последователи.
Синодальный период в Русской церкви характеризуется значительно меньшим количеством актов канонизации: от учреждения Синода до восстановления патриаршества в 1917 г. канонизировано 10 общечтимых и 15 местночтимых святых. При этом бо́льшая часть канонизаций приходится на царствование императора Николая II.
Поместный собор Православной российской церкви, состоявшийся в 1917–1918 гг., принял постановление о канонизации святого Софрония Иркутского и священномученика Иосифа Астраханского (1597–1672). В последующий период канонизация надолго прекращается и возобновляется только в 1970 г. Помимо тех святых, которые прославлены самой Русской церковью, в её месяцесловы во 2-й половине 20 в. были внесены имена русских по происхождению угодников Божиих, которые были канонизированы другими поместными церквами [Иоанн Русский (ум. 1730), преподобный Герман Аляскинский и др.].
Новая эпоха в истории канонизации в Русской церкви началась с празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 г., когда на Поместном соборе было прославлено 9 святых, среди них особо почитавшаяся православным народом блаженная Ксения Петербургская, совершавшая подвиг юродства в 18 в. Архиерейский собор 1989 г. прославил предстоятелей Русской церкви патриархов Иова и Тихона. Поместный собор 1990 г. канонизировал святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В 1990-х гг. самым актуальным в сфере канонизации стал вопрос о прославлении пострадавших в 20 в. в годы гонений епископов, клириков и мирян. Архиерейскими соборами 1992 и 1994 гг. были прославлены 9 мучеников; Архиерейский собор 1997 г. канонизировал 3 священномучеников, ещё несколько мучеников и исповедников были прославлены как местночтимые святые в отдельных епархиях. Юбилейный Архиерейский собор, состоявшийся в августе 2000 г., принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских более 1,2 тыс. подвижников веры, включая тех, кто ранее был прославлен для местного почитания. В частности, как страстотерпцы собором прославлены император Николай II и члены царской семьи. Отныне канонизации совершаются регулярно. Русской православной церковью за границей (РПЦЗ) канонизации проводились независимо от Московского патриархата.
В 1989 г. Синод образовал Комиссию по канонизации святых; сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, она осуществляет координирующую роль в подготовке прославления подвижников веры. Комиссия представляет свои заключения патриарху и Синоду, Архиерейскому или Поместному соборам. Согласно Уставу РПЦ, прославление подвижника как местночтимого святого осуществляется с благословения патриарха, как общечтимого святого – решением Архиерейского или Поместного соборов.
Архиерейский собор РПЦ 2008 г. поручил Синоду рассмотреть и принять решение по вопросу о прославлении святых, канонизированных Русской православной церковью за границей в период разделения. Решением Синода (6 октября 2008) была создана рабочая группа, состоящая из представителей РПЦ и РПЦЗ. Ей было поручено выработать предложения по приведению к единству календаря РПЦ в вопросе почитания новомучеников и исповедников Русской церкви, пострадавших в 20 в. и канонизированных РПЦЗ в период разделения.
Архиерейский собор 2011 г. принял постановление «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», в котором призвал умножить усилия для распространения в народе почитания новомучеников и исповедников: возводить в их честь храмы и часовни, регулярно совершать торжественные богослужения в дни их памяти, издавать книги, посвящённые подвигу новомучеников, и др.
Канонизация в католичестве
В Католической церкви канонизация – юридический акт, посредством которого Церковь в лице папы Римского торжественно провозглашает святым умершего члена Церкви, известного своей добродетельной жизнью или мученичеством за Христа. Канонизация является основанием для общецерковного почитания святого. Процесс канонизации включает беатификацию (причисления подвижника к лику блаженных) и собственно канонизацию. Беатификация лишь дозволяет почитание святого, причём в пределах конкретного города, диоцеза, монашеской конгрегации и т. д. После канонизации в узком смысле почитание святого становится обязательным для всей Церкви. Решения папы о канонизации считаются непогрешимыми.
В раннем Средневековье канонизация состояла в том, что с разрешения епископа мощи святого торжественно помещались в новую гробницу и выставлялись для поклонения (elevatio corporis). При этом устанавливалось церковное празднование в честь святого и в соответствующие дни его житие читалось за богослужением. Усиление контроля епископов и митрополитов за почитанием святых происходит в эпоху Каролингов. 23 марта 789 г. Карл I Великий постановил, что не допускается праздновать память «неизвестных» (incertae) святых и лжемучеников. Франкфуртский собор 794 г. определил, что церковное почитание должно оказываться лишь тем лицам, которые были известны своими страданиями за Христа или благочестивой жизнью. Собор в Майнце 813 г. решил, что перенесение мощей святых может совершаться только по совету короля или епископов и с разрешения местного собора.
Первая формальная канонизация была совершена папой Иоанном XV 31 января 993 г., когда по решению Римского собора был объявлен святым Ульрих Аугсбургский (890–973). Однако в 10–11 и даже в 12 вв. епископы сохраняли право самостоятельно совершать канонизацию в пределах своих епархий. В то же время в результате усиления папской власти канонизация к началу 13 в. становится исключительным правом пап. Папские решения о канонизации издаются в форме папских булл и официально адресуются всей Церкви. Первоначально папы принимали решения о канонизации после обсуждения кандидатур святых на соборе; Евгений III и Александр III начали рассматривать подобные дела при участии коллегии кардиналов. Исследования жизни и чудес кандидатов стали проводиться на местах комиссиями, члены которых назначались епархиальными епископами и утверждались папой или назначались последним. В послании к королю Швеции Кнуту I от 6 июля 1170 г. Александр III провозгласил, что папы обладают прерогативой на канонизацию. Соответствующий фрагмент из этого послания (Audivimus) был включён в декреталии папы Григория IX, обнародованные 5 сентября 1234 г. Ещё раньше, в 1215 г., IV Латеранский собор 62-м правилом подтвердил исключительное право пап на канонизацию (Conciliorum oecumenicorum decreta. Bologna, 1973. P. 263–264).
С 13 в. процесс канонизации начинался, когда в Риме становилось известно о народном почитании умершего подвижника. Папа назначал комиссию для изучения его жизни и чудес. Комиссия сообщала свои выводы коллегии из 3 кардиналов, которая затем представляла доклад папе для принятия окончательного решения. Папа Сикст V передал дела о канонизации в Конгрегацию обрядов, созданную согласно папской конституции Immensa aeterni Dei (22 января 1588). Папа Урбан VIII (1623–1644) кодифицировал 12 марта 1642 г. нормы о канонизации: ввёл чёткое различие между беатификацией и канонизацией в узком смысле и постановил, что дело о канонизации следует начинать не ранее чем через 50 лет после смерти подвижника. В сочинении «De servorum Dei beatificatione et Beatorum canonisatione» («О беатификации слуг Божиих и канонизации блаженных», т. 1–4, 1734–1738) будущего папы Бенедикта XIV (1740–1758) детально описаны процедуры беатификации и собственно канонизации. В 1913 г. началось реформирование порядка канонизации, связанное с постепенным выделением из состава Конгрегации обрядов специального органа по канонизации. В соответствии с апостольской конституцией Sacra Rituum Congregatio папы Павла VI 8 мая 1969 г. была создана Конгрегация по канонизации святых. Папа Иоанн Павел II в апостольском послании Divinus perfectionis magister (25 января 1983) изложил новые нормы в организации и деятельности этой Конгрегации и в процедуре рассмотрения дел. Конгрегация издала 7 февраля 1983 г. правила проведения исследований по делам о канонизации (Normae servandae in inquisitionibus). К этим актам отсылает канон 1403 г. Кодекса канонического права 1983 г., согласно которому дела по канонизации рассматриваются в соответствии с особым законом. Ранее нормы о канонизации входили в Кодекс 1917 г. (can. 1199–2141).
Современный процесс канонизации имеет 2 стадии: епархиальную и римскую (апостольскую). Фактическим основанием для его начала является стихийно возникшая и широко распространившаяся известность умершего в качестве подвижника. Любой католик вправе возбудить дело о канонизации. Дело рассматривается епископом той епархии, где умер подвижник. Дела делятся на «современные» (когда имеются свидетели – очевидцы подвигов кандидата; могут быть начаты не ранее чем через 5 лет после его смерти) и «древние», или «исторические» (имеются только письменные источники о жизни кандидата; могут быть начаты в любое время). После рассмотрения дела в специальном трибунале под председательством епископа материалы передаются в Конгрегацию по делам святых, которая представляет свои выводы папе. В случае согласия папа издаёт декрет о мученичестве или о добродетельности кандидата. Для мучеников этот декрет равносилен беатификации. Условием беатификации немученика является свершившееся чудо. Для канонизации беатифицированного подвижника необходимо, чтобы после беатификации произошло ещё одно чудо.