Арсений (епископ Тверской)
Арсе́ний (ум. 2.3.1409, Тверь), русский церковный деятель, епископ Тверской (1390–1409), русский святой.
Биография
Принял постриг в Киево-Печерском монастыре, что даёт основание предполагать его южнорусское происхождение. В Киеве познакомился с митрополитом Киевским Киприаном и стал его архидиаконом, однако эти события точно не датированы. Вполне возможно, что Арсений прибыл в Северо-Восточную Русь вместе с Киприаном уже в 1381 г. В этом случае он мог находиться вместе с митрополитом в Твери во время набега Тохтамыша в 1382 г. и тогда же познакомиться с великим князем тверским Михаилом Александровичем. Если дело обстояло действительно так, то можно с определённым доверием отнестись к свидетельству Жития о том, что Михаил Александрович, зовя в 1390 г. митрополита в Тверь для суда над епископом Евфимием, просил прийти вместе с ним и Арсения, «да дасть ми оуч(и)т(е)ля» (Житие святителя Арсения ... 2007. С. 349).
После лишения сана Евфимия великий князь тверской стал просить «оу митрополита епископа» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 160; Научно-исследовательский отдел рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея (НИОР ГИМ). Синодальное собрание. № 331. Л. 277–277об.]. Поставлен на тверскую кафедру митрополитом Киприаном в Твери 24 июля 1390 г. (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 160); эта дата, приведённая в тверских источниках, представляется предпочтительнее даты 15 августа, встречающейся в ряде поздних летописей – Ермолинской, Воскресенской, Никоновской (ПСРЛ. Т. 8. 1859. С. 61; Т. 11. 1897. С. 126; Т. 23. 1910. С. 132).
Установил доверительные отношения с Михаилом Александровичем и стал его духовником. В том же году Арсений венчал в Твери холмского князя Юрия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 11. 1897. С. 127), а зимой 1390/1391 гг. в Спасо-Преображенском соборе Твери совершил венчание сына великого князя Фёдора Михайловича с дочерью боярина Фёдора Андреевича Кошки (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 160).
В 1394 г. основал Жёлтиков в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь по образцу Киево-Печерского монастыря, «постави церковь на рѣцѣ на Тмацѣ во имя святых отець Феодосиа и Антониа, и согради монастырь» (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 164). Епископ хотел, чтобы обитель стала усыпальницей ему самому и «иже по немъ еп(и)скопомь». Михаил Александрович обещал помогать монастырю «и вотчину доволну дати в м(о)н(а)стырь, яко же и бысть» (Житие святителя Арсения... 2007. С. 355). В 1404 г. Арсений заложил, а 30 августа 1405 г. освятил каменный собор монастыря в честь Успения Богородицы (Присёлков. 2002. С. 460). В 1407 г. по его заказу к правому приделу в честь Нерукотворного Образа Спасителя был пристроен притвор (ПСРЛ. Т. 11. 1897. С. 202; Описание ... 1908. С. 8).
Поддерживал активные контакты с митрополитом Киприаном. В марте 1396 г. в Москве принял в участие в хиротонии Григория в архиепископа Ростовского, причём Арсений среди иерархов назван в летописи вторым после архиепископа Суздальского Евфросина (ПСРЛ. Т. 25. 1949. С. 226). В начале февраля 1399 г. на Сырной неделе (Масленице) перед началом Великого Поста принимал Киприана, когда тот останавливался в Твери по дороге в Великое княжество Литовское. В декабре 1403 г. «позва къ себѣ Кипрiанъ митрополитъ Кiевскiи и всея Русiи Арсенiа владыку Тферскаго на Москву» (ПСРЛ. Т. 11. 1897. С. 188).
В конце 1390-х гг. принял деятельное участие в реконструкции Спасо-Преображенского собора Твери, в ходе которой его стены были украшены новой каменной резьбой. 8 ноября 1398 г. освятил построенную Михаилом Александровичем каменный храм Архангела Михаила «на Городке» в Старице, в 1403 г. там же – построенный великим князем тверским Иваном Михайловичем каменный храм Святителя Николая Чудотворца.
По благословению Арсения великий князь Михаил Александрович направил в 1398 г. посольство с пожертвованиями патриарху Константинопольскому Матфею, в 1399 г. послы вернулись с благословением патриарха, дарами и иконой «Страшный Суд».
В Рогожском летописце и Симеоновской летописи передано содержание длительной беседы Арсения с Михаилом Александровичем о принятии великим князем иноческого чина в связи с болезнью. В августе 1399 г. Арсений совершил постриг великого князя в монахи, а через несколько дней – в великую схиму. После смерти князя Арсений повелел звонить в колокола, и, стоя «на высоком мѣстѣ», объявил собравшемуся народу о том, что князь Иван, старший сын Михаила Александровича, «благословенъ своимъ отцемъ великимъ княземъ Михаиломъ на великии стол града Тфери» (ПСРЛ. Т. 15. 1863. Стб. 460). Епископ определил место погребения Михаила Александровича в Спасо-Преображенском соборе Твери.
В 1401 г. по просьбе кашинского князя Василия Михайловича безуспешно пытался решить его территориальный спор с великим князем Иваном Михайловичем (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 177). Под 1408 г. в Рогожском летописце говорится, что в длившемся несколько лет конфликте с холмским князем Юрием Всеволодичем Иван Михайлович неоднократно апеллировал к авторитету Арсения: «аще ли ти каа обида есть, да се о насъ епископь Арсении» (ПСРЛ. Т. 15. 1863. Стб. 478).
В период управления Арсением Тверской епархией активно развивалась тверская школа иконописи, действовала книгописная мастерская. По его инициативе в 1402 г. была переписана «Лествица» Иоанна Лествичника со списка, созданного митрополитом Киприаном как перевод «с грѣцскаго на русьскыи языкъ» (Научно-исследовательский отдел рукописей Библиотеки Российской Академии наук. Собрание Н. В. Тимофеева. № 9. Л. 178). Ещё одна «Лествица» была переписана «при епискупѣ Арсенье» в 1404 г. (НИОР ГИМ. Собрание Чудова монастыря. № 219). Для монахов Жёлтикова монастыря Арсений организовал перепись Киево-Печерского патерика, благодаря которой сформировалась древнейшая из дошедших до нас редакций патерика (в научной традиции именуется Арсеньевской). Самый ранний список патерика (парадная пергаменная рукопись «в лист») – это тверская рукопись 1406 г. [Научно-исследовательский отдел рукописей Российской национальной библиотеки (НИОР РНБ). Ф. 550 (Основное собрание рукописной книги). Q. п. I. 31], созданная «замышлениемъ б(о)голюбиваго еп(и)с(ко)па Арсения Тфѣрьскаг(о)» (НИОР РНБ. Ф. 550. Q. п. I. 31. Л. 202б). Под руководством Арсения велось владычное летописание, а также был создан обширный тверской летописный свод. Его материал вошёл как в памятники, отразившие тверское летописание, так и в свод митрополита Киприана 1408/1409 гг., который был использован в большинстве летописных памятников 15 в.
Перед смертью, очевидно, перенёс инсульт («поболев главою») (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 2. Ленинград, 1925. С. 408), потеряв дар речи. Огромная популярность Арсения и любовь к нему проявились во время болезни, смерти и похорон епископа. Повесть о преставлении епископа, сохранившаяся в ряде летописей и летописных сборников, представляет собой эмоциональный, подробный рассказ, в котором описывается завершение земного пути епископа. Очевидно, автор Повести принадлежал к тверскому духовенству и был участником событий. В рассказе чувствуется завуалированная ревность тверского духовенства к особо выделявшемуся владыкой Жёлтикову монастырю: епархиальные священники ранее в понедельник (26 февраля) после Соборного воскресенья слышали последнее поучение владыки, насельникам же монастыря он не смог сказать прощальных слов. Отпевание Арсения было совершено в Спасо-Преображенском соборе Твери.
Был похоронен в Успенском Жёлтикове монастыре «об оноу страну ц(е)ркви храма Преч(и)стые Б(огоро)д(и)цы» (Житие Арсения ... 2001. С. 359; согласно описанию обители, в построенном им притворе правого придела собора: Описание... 1908. С. 10).
Канонизация
Местное почитание Арсения началось сразу после кончины святителя. В 1483 г. были обретены его мощи; по повелению епископа Тверского Вассиана (Стригина-Оболенского) и благословению игумена Жёлтикова монастыря Геронтия инок обители Феодосий составил Пространное (Минейное) житие (известно в большом количестве списков конца 16–17 вв.), стихиры и канон [Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Румянцевское собрание. № 397. Л. 146; НИОР РГБ. Ф. 152 (Собрание рукописных книг И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича). № 57].
Местное празднование святителю было установлено на Московском соборе 1547 г., к Собору, по-видимому, было составлено Проложное житие, которое содержит много ошибочной информации.
В 1637–1655 гг. мощи святителя пребывали в церкви Преподобных Антония и Феодосия Печерских Жёлтикова монастыря. В 1654 г. патриарх Московский и всея Руси Никон освидетельствовал и переоблачил мощи Арсения. В 1655 г. мощи были перенесены в обновлённый Успенский собор Жёлтикова монастыря. В 1655–1656 гг. была составлена служба на перенесение мощей, что можно считать установлением общецерковного почитания Арсения. Мощи святителя были вскрыты в 1919 г., последний раз они упоминаются в акте за 1930 г. (Научный архив Тверского государственного объединённого музея. Ф. Р 1. Оп. 1. № 196. Л. 3), современное местонахождение неизвестно (сохранившаяся частица мощей находится в Серапионовой палатке Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры).
Дни памяти: 2 марта, 2 июля ст. ст., в Соборах Тверских святых (1-е воскресение после 29 июня ст. ст.), Киевских святых (15 июля ст. ст.) и Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресение после Троицы).