Канонизация в Русской церкви. Периодизация
Канониза́ция в Ру́сской це́ркви. Периодиза́ция, хронология истории канонизации святых в Русской церкви в 11–21 вв.
Вопрос о периодизации канонизации русских святых занимал исследователей с конца 19 в. В 1893 г. В. П. Васильев предложил свою периодизацию истории канонизации русских святых, которую впоследствии поддержал Е. Е. Голубинский (Васильев. 1893; Голубинский. 1903). Васильев разделил историю канонизации на четыре периода, соответствующих истории Русской церкви: 1) От Крещения Руси до соборов святителя Макария; 2) Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг.; 3) От Макарьевских соборов до учреждения Синода (1550–1721); 4) Синодальный период.
Современные исследователи добавляют к этой хронологии период 20 – начала 21 вв. (Трубачёв. 2000; Ткачёв. 2012). Первый период, выделенный В. П. Васильевым и Е. Е. Голубинским, насчитывает более 500 лет, в который вместилась история Древнерусского государства, монгольское нашествие и история образования Русского государства. За это время неоднократно менялись критерии канонизации и порядок её проведения, cформировались новые лики святости. Святые князья, преподобные, святители активно участвовали в жизни страны, и обстоятельства их прославления также неотделимы от её истории. Игнорирование связи между событиями политической истории и процессами канонизации не позволило Голубинскому датировать и объяснить многие канонизационные процессы, например общерусское прославление к 1448 г. преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, которое было связано с победой великого князя московского Василия II Васильевич (Тёмного) в Московской усобице 1425–1453 гг. Большое число святых включено в исследовании Голубинского в «список усопших, на самом деле почитаемых» или в «список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых» (Голубинский. 1903. С. 313, 345). Ныне удалось установить время канонизации таких «почитаемых и не почитаемых усопших» по совокупности целого ряда признаков и в результате анализа исторического контекста их прославления.
Макарьевские соборы, обозначенные у Васильева – Голубинского как отдельный период канонизации, действительно были важным этапом в прославлении святых, однако они стали логическим завершением централизации Русского государства. Неслучайно церковному собору 1–2 февраля 1547 г. предшествовало венчание на царство Ивана IV Васильевича (Грозного) (16 января 1547).
Далее в периодизации Васильева – Голубинского следует большой хронологический период «от Макарьевских соборов до учреждения Синода», охватывающий 170 лет, в котором «утонуло» переломное для Русского государства и Русской церкви 17-е столетие. Смута значительно пошатнула государственные устои и народное благочестие, и первым Романовым пришлось приложить немало усилий для преодоления её последствий. Одним из важных направлений в этой деятельности стали многочисленные отдельные и соборные канонизации. В середине 17 в. поступательное развитие церкви и государства было нарушено богослужебной реформой 1653–1655 гг. патриарха Никона (Минова), которая привела к появлению старообрядчества. Симфония государственной и церковной власти оказалась нарушена. Противостояние патриарха Никона и царя Алексея Михайловича закончилось утверждением первенства царской власти. Впоследствии русские монархи старались ослабить Церковь, оказывая на неё давление даже в таких сугубо церковных вопросах, как прославление святых. В конце 17 в., при последних патриархах, прекратились общерусские канонизации, а прославление местночтимых святых было затруднено. В церковной жизни появилось такое явление, как деканонизация. Эти тенденции значительно усилились в эпоху абсолютизма.
4-й период в хронологии Васильева – Голубинского называется «синодальным» и формально начинается с 1721 г. – даты учреждения Синода. Однако основные направления государственной политики в отношении Церкви, определившие её жизнь до конца 19 в., были выработаны в первые десятилетия 18 в.: в частности, они определены в тексте новой редакции архиерейской присяги 1716 г. и в «Духовном регламенте» епископа Феофана (Прокоповича) 1720 г. Таким образом, отсчитывать этот период необходимо с начала 18 в.
Изучение процессов канонизации в Русском государстве на всём протяжении его истории показывает, что инициатива прославления святых в значительной степени принадлежала князьям, царям и императорам.
Почитание святых действительно развивалось по своим собственным духовным законам, но время формального акта канонизации часто определялось субъективными причинами либо государственной политикой в отношении Церкви. Показательными примерами могут служить истории прославления праведного Василия Мангазейского (ум. около 1602) и святителя Димитрия Ростовского [ум. 28 октября (8 ноября) 1709]. Несмотря на всенародное почитание Василия Мангазейского и большое число его чудес, митрополиту Тобольскому и всея Сибири святителю Филофею (Лещинскому) так и не удалось добиться в Синоде подтверждения канонизации сибирского святого. В то же время канонизацию святителя Димитрия Ростовского сразу инициировала императрица Елизавета Петровна, как только получила от митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) сообщения о многочисленных чудесах святого. В день прославления святителя Димитрия в Ростов прибыла императрица Екатерина II. Такая заинтересованность царственных особ была вызвана большими заслугами святителя в просвещении Малороссии. Иногда решающим поводом для канонизации становилась инициатива частных лиц, обладавших значительным влиянием в государственных делах. Целый ряд древних белозерских святых, чьё почитание складывалось веками, были прославлены к местному почитанию благодаря боярину Б. И. Морозову, который после Соляного бунта 1648 г. в Москве был сослан в Белозерье.
В советские годы был предложен «политический» взгляд на канонизацию святых (Никольский. 1983; Хорошев. 1986). Постулируя вслед за Н. М. Никольским справедливую идею о «зависимости истории канонизации от хода исторического развития России», А. С. Хорошев продемонстрировал в своём исследовании чрезвычайно утрированный подход к проблемам канонизации, не учитывающий церковно-религиозную составляющую этого явления. Такие важнейшие элементы почитания святых, как составление их житий, служб, фиксация чудотворений, обретение мощей, Хорошев назвал «внешними признаками канонизации». По мнению исследователя, «основным фактором церковного прославления являлись не эти "внешние признаки", а политическая характеристика святого» (Хорошев. 1986. С. 172). Между тем история канонизации святых показывает, что именно церковное почитание является основой любой канонизации. Без почитания святого его канонизации быть не может. Политические события и политическая воля могут повлиять только на время прославления святого.
По итогам исследования истории канонизации русских святых автор данной статьи считает возможным предложить новую хронологию канонизации, учитывающую церковную историю почитания святых и исторический контекст их прославления: