#Святые православной церкви
Святые православной церкви
Тег

Святые православной церкви

Святые православной церкви
Найденo 59 статей
Благоверный князь Всеволод Мстиславич с моделью Троицкого собора. Покров. 17 в.
Династические правителиДинастические правители
Всеволод Мстиславич
Все́волод Мстисла́вич (около 1097 – 1138), князь новгородский (1117–1132, 1132–1136), псковский (1137–1138); русский святой. Из династии Рюриковичей. Старший сын киевского князя Мстислава Владимировича Великого (от 1-го брака). Племянник Ярополка Владимировича, Вячеслава Владимировича, Юрия Владимировича Долгорукого. Брат Изяслава Мстиславича, Ростислава Мстиславича, единокровный брат Владимира Мстиславича. В 1119 г. заложил Георгиевский собор новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря. Совершил походы на емь (1123–1124) и чудь (в начале 1130, зимой 1131/1132). В 1127 г. участвовал в походе на Полоцкое княжество. В 1134 г. взял г. Юрьев (ныне Тарту, Эстония). В 1134 – начале 1135 гг. организовал 2 похода новгородских войск на Суздаль, чтобы посадить там на княжение своего брата Изяслава Мстиславича. В ходе Новгородского восстания 1136 г. лишён новгородского стола и изгнан из города. Канонизирован Русской православной церковью.
Династические правители
Ростислав Мстиславич (князь смоленский и киевский)
Ростисла́в Мстисла́вич (ум. 1167), князь смоленский (1125–1159), новгородский (1154, 1157–1158), киевский (1154, 1159–1161, 1161–1167); русский святой. Из династии Рюриковичей. Сын Мстислава Владимировича Великого (от 1-го брака). Племянник Ярополка Владимировича, Вячеслава Владимировича, Юрия Владимировича Долгорукого. Родной брат Всеволода Мстиславича, Изяслава Мстиславича, единокровный брат Владимира Мстиславича. Отец Романа Ростиславича, Рюрика Ростиславича, Давыда Ростиславича. Способствовал укреплению политической самостоятельности Смоленского княжества, поддерживал крепостное строительство: при нём возведены укрепления Смоленска (1130-е гг.), основаны города Мстиславль и Ростиславль (ныне Рославль). В 1136/1137 г. по инициативе князя была учреждена Смоленская епископия. В середине 1140-х – середине 1150-х гг. был главным помощником брата Изяслава Мстиславича в его борьбе за киевский стол. Выступал последовательным сторонником поддержания системы «старейшинства». В 1159 г. вокняжился в Киеве, занимал киевский стол с небольшим перерывом (в 1161) вплоть до смерти. В 1160-х гг. являлся одним из самых опытных и авторитетных политических деятелей Руси.
Князь Ростислав Мстиславич становится соправителем князя Вячеслава Владимировича в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в.
Династические правители
Игорь Ольгович
И́горь О́льгович (ум. 1147), князь киевский (1146); русский святой. Из черниговских Рюриковичей. Сын Олега Святославича. Брат Всеволода Ольговича и Святослава Ольговича. Двоюродный брат Владимира Давыдовича и Изяслава Давыдовича. В 1127 г. участвовал в походе киевского князя Мстислава Владимировича на Полоцкое княжество. В 1134 г. вошёл в коалицию черниговских Святославичей, боровшихся с Мономашичами за Курское Посемье. В 1144 и 1146 гг. участвовал в организованных Всеволодом Ольговичем походах на Галицкое княжество. В 1145 г. официально объявлен Всеволодом Ольговичем его преемником на киевском столе. Вскоре после вокняжения в Киеве (1146) потерпел поражение от Изяслава Мстиславича, бежал, но был пойман и отправлен сначала в Выдубицкий во имя Архангела Михаила мужской монастырь под Киевом, а затем, закованный в «железа», – в Иоанновский монастырь в Переяславле (Русском; ныне Переяслав Бориспольского района Киевской области, Украина). В конце 1146 г. тяжелобольным был освобождён; вскоре принял монашеский постриг и схиму. Убит киевлянами.
Перенесение останков князя Игоря Ольговича в церковь Архангела Михаила. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в.
Религиозные явления, процессы
Канонизация в Русской церкви. 18 – начало 20 вв.
Канониза́ция в Ру́сской це́ркви. 18 – нача́ло 20 вв., критерии и обстоятельства канонизации святых в Русском государстве и Российской империи в указанный период. В эпоху абсолютизма государственная власть проводила политику ослабления Церкви, оказывая на неё давление и в отношении вопросов канонизации святых. Одним из важнейших направлений стала борьба с «религиозными суевериями», к которым относилось почитание мощей и чудотворных икон. Следствием этой борьбы стали деканонизации святых. В 18 в. к общерусскому почитанию Церковь прославила только одного святого – святителя Димитрия Ростовского, местные канонизации были крайне затруднены. На протяжении 19 в. канонизация местных святых оставалась под запретом. Для упорядочения почитания святых в 1903 г. Синод издал «Верный месяцеслов всех русских святых», который, однако, не стал каноническим месяцесловом. Правление императора Николая II (1894–1917) отмечено коренным изменением государственной и церковной политики в отношении к канонизации.
Религия
Династические правители
Давыд Святославич
Давы́д Святосла́вич (ум. 1123), князь черниговский (1097–1123); русский святой. Из династии Рюриковичей. Сын Святослава Ярославича. Брат Олега Святославича и Ярослава Святославича. Отец Владимира Давыдовича и Изяслава Давыдовича. Княжил в Смоленске (1093 – 1094 или 1095, 1096–1097), Новгороде (1094 или 1095 – 1096). Участник Любечского съезда 1097 г., после которого вокняжился в Чернигове. В первые десятилетия 12 в. безоговорочно поддерживал политику Святополка Изяславича и Владимира Всеволодовича Мономаха, в 1103–1111 гг. неоднократно участвовал в половецких походах русских князей. Канонизирован Русской православной церковью.
Киевский князь Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах, черниговский князь Давыд Святославич и новгород-северский князь Олег Святославич на Витичевском съезде. 1100. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в.
Инженеры-конструкторы
Лагодовский Владимир Ефимович
Лагодо́вский Влади́мир Ефи́мович (1895–1983), инженер-строитель, архитектор, общественный деятель. В 1953 г. вошёл в состав инженеров строительной комиссии и являлся главным инженером строительства православного храма Воскресения Христова в г. Тунис, который возводился по проекту архитектора М. Ф. Козмина в традициях псковской архитектуры по образцу древнего памятника русской архитектуры 12 в., церкви Покрова на Нерли.
Технологии
Династические правители
Мстислав Владимирович (князь киевский)
Мстисла́в Влади́мирович (1075/1076–1132), князь новгородский [1091/1092 (по другим данным, 1088/1089) – 1094 (по другим данным, 1095); 1096–1117], белгородский (1117–1125), киевский (1125–1132); русский святой. Из династии Рюриковичей. Старший сын князя Владимира Всеволодовича Мономаха (от 1-го брака с Гидой). Родной брат Ярополка Владимировича и Вячеслава Владимировича, единокровный брат Юрия Владимировича Долгорукого. Отец Всеволода Мстиславича, Изяслава Мстиславича, Ростислава Мстиславича (от 1-го брака), Владимира Мстиславича (от 2-го брака). Внук последнего англосаксонского короля Англии Гарольда II Годвинсона. Дед датского короля Вальдемара I Великого. В правление Мстислава Владимировича в Новгороде (ныне Великий Новгород) начало формироваться посадничество. Перенёс княжескую резиденцию из Новгорода на Городище (Рюриково городище). Заняв киевский стол, проводил активную наступательную политику в отношении Полоцкого княжества, а также соседей Древнерусского государства на западе и северо-западе. Поддерживал союзнические отношения с византийской династией Комнинов.
Вокняжение Мстислава Владимировича в Киеве. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в.
Религиозные явления, процессы
Канонизация в Русской церкви. Советский и современный периоды
Канониза́ция в Ру́сской це́ркви. Сове́тский и совреме́нный пери́оды, основные этапы канонизации русских святых с 1917 г. доныне. Поместный собор Православной российской церкви 1917–1918 гг. определил критерии и порядок канонизации русских святых, а также поставил задачу создания полного русского месяцеслова, включающего все памяти общерусских и местночтимых святых. В советские годы канонизации продолжались благодаря установлению Соборов региональных святых. С 1991 г. Русская православная церковь ведёт активную канонизационную деятельность.
Преподобный Андрей Рублёв. Икона. 20–21 вв.
Династические правители
Владимир Святославич
Влади́мир Святосла́вич (ум. 1015), князь новгородский (969–978), киевский (978–1015); русский святой. Из династии Рюриковичей. Сын Святослава Игоревича. Брат Ярополка Святославича и Олега Святославича. Отец Ярослава Владимировича Мудрого, Мстислава Владимировича, Бориса Владимировича и Глеба Владимировича. Приёмный отец Святополка Владимировича. Предпринял успешные походы против вятичей (981/982 и 982/983) и радимичей (984/985), в 979 г. захватил Червенские города. Примерно в 983/984 г. победил балтское племя ятвягов. Поход Владимира Святославича против Волжско-Камской Булгарии завершился заключением долгосрочного русско-булгарского мира (около 985/986). Осуществил т. н. языческую религиозную реформу. Важнейшим событием княжения Владимира Святославича стало Крещение Руси. Не позднее 996 г. в Киеве учреждена митрополия Константинопольского патриархата. Укреплял рубежи государства, в том числе предпринял строительство по берегам притоков Днепра грандиозной фортификационной системы; в Киеве были возведены новые крепостные стены (новая часть Киева получила название «город Владимира»). Церковное почитание Владимира Святославича как равноапостольного прослеживается по крайней мере с середины – 2-й половины 13 в.
Крещение князя Владимира Святославича. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в.
Религиозные явления, процессы
Канонизация в Русской церкви. Периодизация
Канониза́ция в Ру́сской це́ркви. Периодиза́ция, хронология истории канонизации святых в Русской церкви в 11–21 вв. В статье рассмотрены различные периодизации истории прославления русских святых, предложенные в разное время церковными и светскими историками, и обоснована авторская концепция периодизации, основанная на исследовании церковного почитания святых и исторического контекста их прославления. Новая периодизация включает пять этапов: канонизация святых в эпоху Древнерусского государства и в период монгольского нашествия (11–13 вв.), в эпоху образования Русского государства (14–16 вв.), в 17 в., в 18 – начале 20 вв. и, наконец, в советский и в современный периоды (20–21 вв.).
Религия
1
2
3
4
5