Гермоген (патриарх Московский и всея Руси)
Гермоге́н (Ермоген; в миру, возможно, Ермолай) [около 1530 – 17(27).2.1612, Москва], русский религиозный и политический деятель, писатель, патриарх Московский и всея Руси (1606–1611); русский святой.
Биография
О происхождении Гермогена точных сведений нет. На основании показаний различных источников в историографии было выдвинуто несколько версий, ни одной из которых нельзя отдать абсолютного предпочтения. В записи синодика Троице-Сергиева монастыря, составленной, по всей видимости, ещё при жизни Гермогена, среди его родственников упоминается 2 священника и 6 монашествующих (4 инока и 2 инокини), что может свидетельствовать о связях рода Гермогена с духовным сословием (Ульяновский. 2021. С. 180–181).
По всей видимости, с конца 1570-х гг. был священником в церкви Николая Чудотворца при Гостином дворе в Казани. 8 июля 1579 г. сыграл ключевую роль в обретении чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
После смерти жены и детей принял постриг в Казанском в честь Преображения Господня мужском монастыре (1587), архимандрит обители (не ранее мая 1588 – 1589). В январе 1589 г. вместе с архиепископом Казанским и Свияжским Тихоном II участвовал в работе церковного собора, учредившего патриаршество на Руси.
13(23) мая 1589 г. рукоположен патриархом Иовом в сан епископа и поставлен митрополитом Казанским и Астраханским. Вероятно, выбор Гермогена кандидатом на казанскую кафедру был связан с эпидемией чумы в Волоколамском Иосифовом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, откуда происходили все предыдущие казанские архиереи (Усачев А. С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Русской Церкви XVI в.? // Российская история. 2017. № 5. С. 111). Возвратился в Казань 3(13) августа. Развернул активные действия по обращению иноверцев в православие. По просьбе Гермогена царь Фёдор Иванович и патриарх Иов благословили перенесение мощей святителя Германа (Садырева-Полева) из Москвы в Казань, где они были торжественно встречены митрополитом и перезахоронены. По ходатайству Гермогена патриарх Иов в 1592 г. совершил канонизацию казанских мучеников Иоанна, Петра и Стефана, в 1595 г. архиепископа Казанского Гурия (Руготина) и одного из основателей казанского Преображенского монастыря, епископа Тверского Варсонофия II. В 1590-х гг. открыл в Казани типографию, в которой были напечатаны два канона Казанской иконы Богоматери (около 1595) и др. Построил в Казани храмы Димитрия Солунского в Ягодной слободе, Бориса и Глеба, соборный храм в честь Казанской иконы Божией матери монастыре (1594), перестроил Спасо-Преображенский собор в Преображенском монастыре. Возможно, основал казанский Феодоровский во имя Святой Троицы монастырь.
В 1598 г. участвовал в Земском соборе, избравшем царём Бориса Фёдоровича Годунова. В 1601 г. передал принадлежавшую казанским архиереям Забулацкую слободу г. Казань для расширения посада. После учреждения самостоятельной Астраханской епархии (1602) митрополит Гермоген стал именоваться Казанским и Свияжским, как и предшествовавшие ему казанские архиереи.
После появления Лжедмитрия I (1603) Гермоген, как и все иерархи Русской Церкви, анафематствовал его, а после победы самозванца признал царём и истинным сыном Ивана IV Васильевича Грозного. Участвовал в Освященном соборе 21 июня (1 июля) 1605 г., вернувшем сан патриарху Иову и в тот же день принявшем его уход на покой и избравшем новым патриархом Игнатия, в суде над боярами князьями Шуйскими, в интронизации патриарха Игнатия 30 июня (10 июля), затем 21(31) июля в венчании на царство Лжедмитрия I.
В начале осени 1605 г. по распоряжению патриарха Игнатия возглавил комиссию по освидетельствованию мощей и чудес угличского князя Романа Владимировича. На заседании Освященного собора осенью 1605 г. дал согласие на брак Лжедмитрия I с М. Мнишек при условии её присоединения к православию через миропомазание согласно греческой традиции. В начале 1606 г. во время подготовки чина венчания самозванца с М. Мнишек Гермоген вместе с коломенским епископом Иосифом выступили против намерения Лжедмитрия I и Игнатия впервые в русской истории венчать женщину на царство. Лжедмитрий I выслал архиереев в свои епархии, после чего Освященный собор единогласно утвердил чин венчания.
После убийства Лжедмитрия I и низложения патриарха Игнатия царь Василий Иванович Шуйский был вынужден согласиться на «наречение» в патриархи Филарета (Романова) (Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. Москва, 1995. С. 198–199). Однако, подавив выступления 24–25 мая (3–4 июня) 1606 г., спровоцированные сторонниками самозванца, царь расправился с оппозицией: боярина П. Н. Шереметева (из рода Шереметевых), ратовавшего за избрание царём князя Ф. И. Мстиславского или царя Симеона Бекбулатовича, отправил из Угличского посольства в ссылку в Псков; в качестве кандидата на патриаршество заменил Филарета на Гермогена, удалив «наречённого патриарха» на его кафедру в Ростов; единомышленника Филарета, архиепископа Астраханского и Терского Феодосия, также удалил из Москвы в Астрахань.
Гермоген возглавил кампанию по дискредитации самозванца и его последователей: ещё до поставления на патриаршество участвовал во встрече мощей и прославлении царевича Димитрия Ивановича в Москве [3(13) июня 1606); организовал чтение «Повести о видении некоему мужу духовну» [16(26) октября 1606].
3(13) июля 1606 г. был поставлен Освященным собором в патриархи. В последующие годы Смуты неизменно поддерживал царя Василия Шуйского: рассылал обличительные и увещевательные грамоты, умолял бунтующую толпу не верить «воровской прелести» и не поддерживать «врагов веры христианской».
20 февраля (2 марта) 1607 г. совершил чин покаяния перед первым патриархом Иовом и совместно с ним освободил русских людей от греха нарушенной присяги Годуновым, санкционировал перенесение останков царей Бориса Фёдоровича и Фёдора Борисовича, а также царицы Марии Григорьевны из московского Варсонофьева в честь Вознесения Господня монастыря в Троице-Сергиев монастырь.
После каждого крупного поражения правительственных войск убеждал москвичей продолжать борьбу с представителями Тушинского лагеря, которые попытались совершить государственный переворот в Москве 17(27) февраля 1609 г. Они захватили патриарха, пытались арестовать бояр, чтобы созвать импровизированный земский собор и низложить царя Василия Шуйского. Несмотря на прямую угрозу расправы, Гермоген проклял мятежников и тем самым помог приверженцам царя подавить мятеж. При этом патриарх не боялся спорить с царём, пенять ему за недостойные поступки, указывать на ошибки, обличал льстецов и т. д.
После разгрома русской правительственной армии и шведского экспедиционного корпуса во время Клушинского сражения 1610 г. «воровские» бояре Тушинского лагеря М. Г. Салтыков с сыном И. М. Салтыковым Большим (из рода Салтыковых), М. А. Молчанов и другие, принёсшие присягу королевичу Владиславу (будущему польском королю Владиславу IV), добились созыва импровизированного земского собора в Москве и 17(27) июля 1610 г. низложили царя Василия Шуйского. Патриарх до последнего убеждал бояр, дворян, служилых людей и москвичей не свергать законного царя и не признал его насильственного пострижения [19(29) июля].
После падения Шуйских влияние Гермогена ослабло, хотя он сохранил свой пост, так как почти все иерархи Русской Церкви к тому времени погибли и снять его с должности решением Освященного собора оказалось невозможным. Формально стал главой государства и на продолжившем свою работу земском соборе в Москве последовательно поддерживал русского кандидата на престол [князя В. В. Голицына, юного сына Филарета (Романова) Михаила Фёдоровича], несмотря на имевшиеся разногласия с выступавшими за них группировками. Был вынужден согласиться с кандидатурой королевича Владислава, но добился, чтобы в договоре об его избрании от 17(27) августа непременным условием было принятие королевичем православия. 28 августа (7 сентября) Гермоген привёл москвичей к присяге на верность Владиславу. В грамотах 12(22) сентября Сигизмунду III Вазе и королевичу Владиславу Гермоген как временный глава государства санкционировал великое посольство Филарета (Романова) и князя В. В. Голицына и требовал, чтобы королевич принял православие через повторное крещение.
Счёл грубыми нарушениями договора проход войска С. Жолкевского через Москву для захвата Лжедмитрия II 26 августа (5 сентября), отказ коронного гетмана послать солдат против укрывшегося в Калуге самозванца и его намерение увезти к польскому королю свергнутого царя Василия Шуйского с братьями. 10(20) октября патриарх, видимо, попытался созвать земский собор. Волнения в Москве, вызванные призывами Гермогена, продолжались несколько дней и сильно напугали членов «Семибоярщины», которые дали согласие на ввод войска С. Жолкевского в Москву. К 21(31) октября польско-литовский гарнизон разместился в столице (Дневник Яна Петра Сапеги. Москва ; Варшава, 2012. С. 250–251), после чего С. Жолкевский уехал к Сигизмунду III с пленными Шуйскими, оставив во главе московского гарнизона А. Гонсевского. 16(26) ноября Гонсевский сообщил Я. П. Сапеге, что выявил и казнил ряд зачинщиков недавнего бунта. Тогда же Гермогену было указано, чтобы занимался церковными делами и в государственные «не лез». В начале декабря князь В. В. Голицын известил патриарха об отказе польской стороны исполнить все пункты Московского договора. М. Г. Салтыков, казначей Ф. И. Андронов и другие, угрожая расправой, пытались заставить патриарха подписать новую договорную грамоту для отправки в лагерь короля у Смоленска к русским послам, в которой полностью принимались требования Сигизмунда III, но Гермоген наотрез отказался выполнить их требование.
После убийства Лжедмитрия II 11(21) декабря Гермоген написал и разослал с помощью своего племянника дворянина А. С. Крылова окружные грамоты, в которых освободил русских людей от присяги королевичу Владиславу, дал прощение и благословение всем «стоящим за веру неподвижно». 15(25) декабря поляки перехватили грамоты Гермогена и посадили его под домашний арест на подворье Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря в Московском Кремле. К Гермогену пробрались нижегородцы Р. Пахомов и Р. Моисеев и с 8(18) января 1611 г. стали рассылать по всей стране его грамоты. С благословения патриарха, по призыву П. П. Ляпунова и нижегородцев развернулось земское движение против интервентов и их сторонников.
Назревало восстание и в Москве. В Вербное воскресенье, 17(27) марта 1611 г., прошло «шествие на осляти». Выпущенный из-под ареста Гермоген восседал на осле, а вместо царя под уздцы животное вёл один из младших представителей суздальских Рюриковичей князь А. И. Гундоров, что, по всей видимости, должно было спровоцировать москвичей на бунт до подхода ополчения, который польско-литовский гарнизон был готов жестоко подавить. Вопреки провокации Гермоген всю церемонию проехал с достоинством, молча и невозмутимо, тем самым удержав москвичей от преждевременных действий (тем не менее восстание стихийно вспыхнуло два дня спустя и было жестоко подавлено).
После того как Москва была осаждена силами Первого ополчения 1611 г., бояре во главе с М. Г. Салтыковым стали с угрозами требовать, чтобы Гермоген приказал участникам ополчения разойтись по домам. Гермоген наотрез отказался, после чего был заключён в темницу московского в честь праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех мужского монастыря.
24 марта (3 апреля) в сане патриарха был восстановлен Игнатий. Гермогену по-прежнему удавалось получать сведения о событиях в стране, а при помощи нижегородцев, проникавших к опальному патриарху, он продолжал рассылать окружные грамоты. Гермоген убеждал русских людей ни в коем случае не поддерживать как Лжедмитрия III, так и М. Мнишек с её сыном от Лжедмитрия II («ворёнком»), в своём воззвании к нижегородцам [доставлено 25 августа (4 сентября) 1611] призывал к продолжению борьбы за освобождение страны, чем фактически благословил создание Второго ополчения 1611–1612 гг.
Автор «Послания патриарху Иову о казанских мучениках» (1592), «Повести о честном и славном явлении иконы Казанской Божией Матери» (1594), жития святителей Гурия и Варсонофия, новой редакции «Повести о житии Петра и Февронии» (1595); возможно, сочинения «Ереси римские, еже прияша от жидов, мехильзедек и армян» (1598), «Слова об обретении честных и многоцелебных мощей иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Киевского и всея России чудотворца» и «Послания наказательного…» (1606–1610).
Содействовал развитию книгопечатания в Москве. Благословил издание «Напрестольного Евангелия», «Триоди постной», «Минеи общей», «Минеи месячной», «Ока церковного» (1606–1610) и др. Возможно, возобновил ведение общерусского летописания.
Умер в заключении, по всей видимости, от голода.
Канонизация и почитание
Был погребён в Чудовом монастыре в Москве. В 1652 г. его останки перенесли в Успенский собор Московского Кремля. В 1812 г., после разорения Кремля «Великой армией» в ходе Отечественной войны 1812 г., они были обретены вновь и возвращены на прежнее место. 12(25) мая 1913 г. канонизирован Русской православной церковью, 13(26) мая в Чудовом монастыре был освящён пещерный храм во имя Гермогена на месте предполагаемого места заключения патриарха (не сохранился). Дни памяти: 17 февраля, 12 мая ст. ст., в Соборах Московских святителей (5 октября) и всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).
Фигура Гермогена помещена на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862; автор проекта М. О. Микешин). В 2013 г. установлен памятник в Александровском саду в Москве (скульптор – С. А. Щербаков), в 2014 г. открыт памятник в г. Альметьевск.