Канонизация в Русской церкви. Советский и современный периоды
Канониза́ция в Ру́сской це́ркви. Сове́тский и совреме́нный пери́оды, основные этапы канонизации русских святых с 1917 г. доныне.
Поместный собор Православной российской церкви 1917–1918 гг.
15(28) августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный собор Православной российской церкви, первоочередной задачей которого было восстановление патриаршества. Вторая сессия собора открылась 21 января (3 февраля) 1918 г., когда в стране уже начался антицерковный террор. 25 января 1918 г. в Киеве был убит митрополит Владимир (Богоявленский). Понимая, что это только начало гонений на Церковь, собор вынес постановление: «Установить по всей России ежегодное молитвенное поминовение всех усопших в нынешнюю лютую годину гонения исповедников и мучеников в день 25 января или в следующий за ним воскресный день вечером» (Деяния Священного собора Православной Российской церкви, 1917–1918 гг. 2000. Т. 9. С. 125). 18 апреля 1918 г. собор канонизировал к общерусскому почитанию священномученика Иосифа, митрополита Астраханского и Терского (ум. 1671), убитого бунтовщиками Степана Разина, и миссионера святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского (ум. 1771). Собор не ограничился отдельными канонизациями, а разработал целую программу по составлению русского месяцеслова. Этому вопросу был посвящён доклад иеромонаха Афанасия (Сахарова) «О внесении в церковный Месяцеслов всех русских памятей». Иеромонах Афанасий указал на крайнюю неполноту, противоречия и ошибки различных месяцесловов. «То обстоятельство, что некоторые праведники, прежде чествовавшиеся молебнами, в настоящее время стали чтиться только панихидами, думается, в значительной мере объясняется тем, что их имена после канонизации не были внесены в общецерковные Месяцесловы» (Богословские труды. 1998. С. 358). Считая работу над составлением полного русского месяцеслова своим долгом, епископ Ковровский Афанасий в течение всей жизни собирал жития и службы русских святых. Его материалы были использованы при издании богослужебных миней в 1978–1990 гг. 20 июля 1918 г. Собор утвердил «Программу составления полного Месяцеслова» (Богословские труды. 1998. С. 361–362). 26 августа 1918 г., после обсуждения доклада Б. А. Тураева, Собор установил празднование памяти Всех Российских святых в неделю вторую по Пятидесятнице (Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной российской церкви. 1994. Вып. 4. С. 27). Учитывая судьбоносный характер принятых на Поместном соборе 1917–1918 гг. решений и постановлений, мученическую кончину участников Собора, Священный Синод в дни празднования 100-летия открытия Собора своим определением от 4 мая 2017 г. установил соборную память отцов Поместного собора Церкви Русской 1917–1918 гг. (список 46 святых – участников собора см.: Журнал Московской патриархии. 2017. № 5. С. 7–8). Днём памяти Собора определено 5(18) ноября – день избрания святителя Тихона на Московский патриарший престол.
Канонизации в 20–21 вв.
После Поместного собора 1917–1918 гг. в силу негласного запрета канонизаций в месяцеслов Русской церкви вносились только имена святых, прославленных поместными церквами. Во многих епархиях стали устанавливать местные соборные памяти. Юбилейный Поместный собор Русской православной церкви (РПЦ) 1988 г., посвящённый 1000-летию Крещения Руси, открыл новый период в истории канонизации русских святых. К Собору был подготовлен новый список Всех святых, в земле Российской просиявших, который на сегодняшний день является наиболее полным перечнем (Минея. 2002. Ч. 3. С. 355–380). Как сказано в проекте отчёта богословско-литургической комиссии, список был составлен на основе месяцеслова «Настольной книги священнослужителя» (Т. 2–3), уставных празднований, миней нового издания, агиологических исследований архиепископа Димитрия (Самбикина), архиепископа Филарета (Гумилевского), архиепископа Сергия (Спасского), архимандрита Леонида (Кавелина), трудов А. Н. Муравьёва, Н. П. Барсукова, Е. Е. Голубинского и исторических работ последних лет (Проект отчёта о работе богословско-литургической комиссии по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси за период января – февраля 1987 г. // РГБ. Ф. 862. К. 8. Ед. 11). Поскольку некоторые святые, указанные в списке, не были прославлены ранее даже в составе региональных соборов, включение их имён в минею признано канонизацией в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших. Кроме того, Поместный собор совершил отдельные канонизации. К общецерковному почитанию были прославлены 9 святых: князь Московский Димитрий Донской (ум. 1389); преподобный Андрей Рублёв (ум. около 1430); преподобный Максим Грек (ум. 1555/1556), святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (ум. 1563); преподобный Паисий Величковский (ум. 1794); блаженная Ксения Петербургская (ум. около 1803); святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский (ум. 1867); преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) (ум. 1891); святитель Феофан Затворник (Говоров) (ум. 1894).
11 апреля 1989 г. была образована Синодальная комиссия по канонизации святых – координирующий научно-исследовательский орган, занимающийся подготовкой материалов о подвижниках к канонизации до рассмотрения вопроса Святейшим патриархом, Священным Синодом, а затем Архиерейским или Поместным собором. Архиерейский собор 9–11 октября 1989 г. прославил святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси (ум. 1607), святителя и исповедника Тихона, патриарха Московского и всея Руси (ум. 1925). Поместным собором 7–8 июня 1990 г. прославлен святой праведный Иоанн (Сергиев) Кронштадский (ум. 1908). Архиерейским собором 31 марта – 5 апреля 1992 г. канонизированы преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского, а также ряд новомучеников и исповедников Российских: митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) (ум. 1918); митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) (ум. 1922); преподобномученик Сергий (Шеин) Петроградский (ум. 1922); мученик Юрий Новицкий, Петроградский (ум. 1922); мученик Иоанн Ковшаров, Петроградский (ум. 1922); великая княгиня Елизавета Фёдоровна (Романова) (ум. 1918); инокиня Варвара Московская (ум. 1918). В 1992 г. определением Архиерейского собора установлен Собор новомучеников и исповедников Российских [определением Синода от 29 мая 2013 Собор переименован в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, а Неделя всех святых, в земле российстей просиявших – в Неделю всех святых, в земле Русской просиявших (Журнал Московской патриархии. 2013. № 7. С. 11)]. Одновременно правящим архиереям было поручено провести тщательное документальное исследование о новомучениках и исповедниках 20 в., пострадавших в их епархиях, для возможного включения в Собор новомучеников и исповедников.
Архиерейским собором 29 ноября – 2 декабря 1994 г. прославлены: святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский (ум. 1867); протопресвитер Александр Хотовицкий (ум. 1937); протоиерей Иоанн Кочуров (ум. 1917). Архиерейским собором 18–23 февраля 1997 г. прославлены: митрополит Крутицкий Пётр (Полянский) (ум. 1937); митрополит Петроградский Серафим (Чичагов) (ум. 1937); архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) (ум. 1937). В епархиях создавались комиссии, которые должны были собирать материалы о жизни и подвигах местных подвижников, а также мучеников и исповедников. Вопросы канонизации местных святых обсуждались на заседаниях Священного Синода 22 февраля, 25 марта и 1 октября 1993 г. В результате Комиссия по канонизации святых разработала и утвердила порядок прославления местночтимых святых: «Епархиальная комиссия собирает сведения о жизни, подвигах, чудотворениях и почитании в народе… подвижника. Составляется его житие и текст деяния о причислении его к лику святых, пишется его икона. Составляются богослужебные тексты, которые передаются на рассмотрение Синодальной богослужебной комиссии. Затем эти материалы пересылаются в Синодальную комиссию по канонизации святых. После рассмотрения в Синодальной комиссии материалов, присланных епархиальным архиереем, при наличии достаточных оснований для канонизации Святейший Патриарх благословляет причислить к лику святых местночтимого подвижника веры и почитание его в пределах данной епархии, о чём сообщается заинтересованной епархиальной власти. Канонизация местночтимого святого совершается епархиальным архиереем в установленном в Русской Православной Церкви порядке. Имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах. Во избежание стихийности в канонизации местночтимых подвижников, ранее вошедших в соборные памяти, но не канонизированных постановлением Архиерейского или Поместного собора, вопрос об их канонизации следует решать в том же порядке. В том случае, если почитание местного святого выходит за пределы данной епархии, то вопрос о его общецерковной канонизации выносится на суждение Святейшего Патриарха и Священного Синода после изучения в Синодальной комиссии. Окончательное решение об общецерковном прославлении принадлежит Поместному или Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви. Между заседаниями таковых Соборов вопрос может решаться на расширенном заседании Священного Синода с учётом мнения всего епископата Русской Православной Церкви» (Информационный бюллетень... 1993. № 20. 27 октября. С. 1). За период 1988–1999 гг. к местному почитанию канонизировали 182 святых (Трубачев. 2000. С. 363–366). Однако канонизации в некоторых случаях сопровождались нарушениями. Поэтому решением Синода от 26 декабря 2002 г. «Об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых» были сформулированы рекомендации епархиальным архиереям, в ведении которых находится работа по подготовке материалов к будущей канонизации подвижников. Правящий архиерей вместе с прошением о канонизации должен высылать в Синодальную комиссию по канонизации святых материалы, собранные епархиальной комиссией. Представляются как жизнеописание подвижника, так и документы, на основании которых оно было составлено: все архивные копии, медицинские свидетельства исцелений, свидетельства архипастырей, пастырей и мирян о благочестивой жизни и благодатной помощи подвижника, явленной при его жизни и/или после смерти. Особо тщательно должен быть освещён вопрос о почитании подвижника народом. В синодальном определении отмечено, что недопустима публикация непроверенных материалов, все свидетельства должны проверяться на местах. Недопустима также практика сбора подписей в епархиях за канонизацию тех или иных лиц.
Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви 2000 г. были канонизированы новомученики и исповедники Российские 20 в. (1097 человек). Чин их канонизации состоялся в храме Христа Спасителя 20 августа 2000 г. В лике царственных страстотерпцев прославлены члены царской семьи: император Николай II Александрович, императрица Александра Фёдоровна, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия (все – ум. 17 июля 1918). После собора выявление новых мучеников и исповедников в епархиях было продолжено: решение об их канонизации принимается на заседании Синода, а имена вносятся в месяцеслов. В 2000-х гг. устанавливались и региональные соборы новомучеников и исповедников. Указом патриарха Алексия II от 25 марта 2000 г. установлено празднование Собору новомучеников и исповедников Соловецких (память 10 августа); 3 сентября 2003 г. – Собору новомучеников, в Бутове пострадавших (память в 4-ю субботу по Пасхе), 16 августа 2004 г. – Собору новомучеников и исповедников Казахстанских (память в воскресенье после 3 сентября); 2 марта 2011 г., по благословению патриарха Кирилла, – Собору новомучеников и исповедников Радонежских (память 27 ноября); 30 декабря 2016 г. – Собору новомучеников и исповедников Тульской земли (память 3 сентября), в 2017 г. – Собору новомучеников и исповедников земли Владимирской (память 18 сентября), 12 марта 2020 г. – Собору новомучеников и исповедников земли Карельской (память в воскресенье после 18 октября). По ходатайству митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) от 24 марта 2006 г. и по благословению патриарха Алексия II в московском Новодевичьем монастыре было установлено ежегодное празднование соборной памяти святых новомучеников Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря (память в субботу перед Неделей святых жён-мироносиц). Кроме новомучеников Архиерейский собор 2000 г. отдельным актом канонизировал целый ряд святых (Ткачёв. 2012. Т. 30. С. 318). За период 1989–2011 гг. к лику святых были причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников Российских (Православный церковный календарь. 2011. С. 104–118).
С 2017 г. в состав Собора новомучеников были включены:
священник Михаил Лисицын (ум. 1918, память 26 февраля, определение Синода от 4 мая 2017);
священник Александр Флегинский (ум. 1918, память 24 марта, определение от 4 мая 2017);
священник Александр Адрианов (ум. 1918, память 12 ноября; определение от 7 марта 2018);
протоиерей Николай Чернышёв и его дочь Варвара (ум. 1919, память 20 декабря, определение от 7 марта 2018);
протоиерей Павел Дернов и его сыновья – Борис, Григорий и Симеон (ум. 1918, память 14 февраля, определение от 15 октября 2018);
священник Константин Верецкий (память 10 февраля, определение от 15 октября 2018);
протоиерей Андрей Зимин (ум. 1920, память 5 января, определение от 5 мая 2019);
священник Григорий Никольский (ум. 1918, память 27 июня, определение от 5 мая 2019);
священник Павел Кушников (ум. 1918, память 23 февраля, определение от 4 апреля 2019);
священник Николай Заварин (ум. 1937, память 6 августа, определение от 4 апреля 2019);
протоиерей Феодор Каллистов (ум. 1937, память 21 августа, определение от 11 ноября 2019);
иерей Павел Лазарев (ум. 1919, память 20 мая, определение от 26 декабря 2019);
протоиерей Николай Флоров (ум. 1933, память 29 июня, определение от 11 марта 2020);
архимандрит Геннадий (Парфентьев) (ум. 1919, память 28 октября, определение от 23–24 сентября 2021);
протоиерей Михаил Союзов (ум. 1922, память 6 октября, определение от 25 августа 2022);
священник Димитрий Семёнов (ум. 1918, память 15 июня, определение от 25 августа 2022);
священник Григорий Златорунский (ум. 1918, память 8 июня, определение от 25 августа 2022).
В 2012 г. в общецерковный месяцеслов под 14 июня внесена память обретения мощей священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого (определение от 26 июля 2012).
Определением Синода от 11 марта 2020 г. в Собор новомучеников были включены некоторые святые, почитаемые в Русской православной церкви за границей:
епископ Серпуховский Максим (Жижиленко) (ум. 22 мая, память 22 мая);
епископ Нарвский Сергий (Дружинин) (ум. 1937, память 4 сентября);
священник Константин Жданов (ум. 1919, память 16 апреля);
священник Николай Околович (ум. 1934, память 17 августа);
священник Николай Прозоров (ум. 1930, память 8 августа);
священник Сергий Тихомиров (ум. 1922, память 8 августа);
преподобномученики Раифские – иеромонах Антоний (Чирков) (ум. 1930), иеромонах Варлаам (Похилюк) (ум. 1930), иеромонах Иов (Протопопов) (ум. 1930), иеромонах Сергий (Гуськов) (ум. 1930);
послушник Пётр Тупицын (ум. 1930) (память 14 января).
В 2000-х гг. продолжились канонизации святых к местному и общецерковному почитанию. Архиерейский собор 2004 г. канонизировал для общецерковного почитания 14 подвижников:
преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, Серпуховского (ум. 1395);
преподобного Феодора (Ушакова), Санаксарского (ум. 1791);
праведного Фёдора Ушакова (ум. 1817);
преподобного Василиска Сибирского (ум. 1824);
преподобного Зосиму Верховского (ум. 1833);
блаженного Андрея Симбирского (Огородникова) (ум. 1841);
преподобного Пимена (Мясникова) Угрешского (ум. 1880);
преподобную Александру Дивеевскую (Мельгунову) (ум. 1789);
преподобную Марфу Дивеевскую (Милюкову) (ум. 1829);
преподобную Елену (Мантурову) (ум. 1832);
блаженную Пелагею Серебренникову (ум. 1884);
блаженную Параскеву Дивеевскую (ум. 1915);
блаженную Марию Дивеевскую (Федину) (ум. 1931);
блаженную Матрону (Никонову) Московскую (ум. 1952).
Решением Архиерейского собора 2008 г. к лику святых для общецерковного почитания причислены:
святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский (ум. 1846);
святитель Иоанн (Максимович) (ум. 1966), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский;
преподобные жёны игумения Иулиания (ум. 1393) и Евпраксия (ум. в конце 14 – начале 15 вв.) Московские.
За период 2000–2011 гг. Русская православная церковь, Белорусская православная церковь и Украинская православная церковь канонизировали к местному почитанию ряд святых (Ткачёв. 2012. Т. 30. С. 321–323). На Архиерейском соборе РПЦ 29 ноября – 2 декабря 2017 г. 30 местночтимых святых Украинской православной церкви были канонизированы к общецерковному почитанию, их имена включены в месяцеслов Русской православной церкви. 30 ноября 2017 г. Архиерейским собором РПЦ принято решение об общецерковном прославлении местночтимых святых Белорусского экзархата: святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (ум. 1795, память 24 июля, прославлен как местночтимый святой в 1993) и праведного Иоанна Кормянского (протоиерея Ивана Ивановича Гашкевича; ум. 1917, память 27 августа, 18 мая, прославлен как местночтимый святой в 1998).
К лику святых Русской православной церкви для местного почитания в 2012–2022 гг. были причислены: в Смоленской митрополии – преподобные схимонахи Никита (ум. 1793, память 29 марта) и Феофан (ум. 1819, память 15 июня), пустынножители Рославльские (определение от 27 декабря 2016); в Волгоградский митрополии – преподобная Арсения (Себрякова), игумения Усть-Медведицкого Преображенского монастыря (ум. 1905, память 21 июля, определение от 21 октября 2016); в Пюхтицком Успенском женском монастыре – блаженная Екатерина (Малкова-Панина), Христа ради юродивая (ум. 1968, память 22 апреля, определение от 7 марта 2018).
Определением Синода от 13 июля 2015 г. установлено празднование общей памяти благоверного князя Димитрия Донского и княгини Евдокии Дмитриевны (память 19 мая) (Журнал Московской патриархии. 2015. № 8. С. 8), а также определением Синода от 25–26 декабря 2012 г. установлен дополнительный день памяти (6 сентября) благоверного князя Петра (в иночестве Давида) и княгини Февронии (в иночестве Евфросинии) Муромских в воспоминание перенесения их мощей в 1992 г. (Журнал Московской патриархии. 2013. № 2. С. 12).
В связи с тем что в епархиях продолжилось обретение мощей святых и возникли определённые проблемы, Синод определением от 4 октября 2012 г. утвердил следующий порядок прославления мощей:
Епархиальные архиереи должны «подавать в Синодальную комиссию по канонизации святых материалы, касающиеся вопроса определения места погребения подвижников и принадлежности захоронения указанному лицу».
В свою очередь, Синодальная комиссия должна «привлекать к работе учёных-специалистов (археологов, историков, антропологов и иных), а о результатах исследования докладывать Патриарху Московскому и всея Руси и сообщать епархиальному архиерею».
После получения благословения патриарха полагается производить вскрытие захоронения и обретение останков в присутствии епархиальной комиссии, учреждённой епархиальным архиереем, и представителей Синодальной комиссии по канонизации святых;
Епархиальные архиереи должны сообщать Патриарху о «состоявшемся вскрытии, независимо от результата» (Журнал Московской патриархии 2012. № 11. С. 7). Мощи неканонизированных подвижников не должны выставляться для почитания в храмах.
Практика установления соборных памятей (указаны ниже в списке) продолжается поныне. В частности, 26 июля 2012 г. установлено празднование Собору Киевских святых в день памяти равноапостольного князя Владимира – 15 июля (Журнал Московской патриархии. 2012. №. 9. С. 8). В 2019 г. по ходатайству митрополита Виленского и Литовского Иннокентия был установлен Собор всех святых, в земле Литовской просиявших; празднование Собору приурочено ко дню памяти Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (ум. 1347) (Журнал Московской патриархии. 2019. № 9. С. 10). Определением Синода от 6 октября 2017 г. утверждён следующий порядок формирования епархиальных Соборов святых и Соборов святых митрополий:
в митрополиях может быть благословлено почитание Собора святых митрополии;
почитание епархиального Собора святых может быть благословлено в епархиях, не входящих в состав митрополий;
в Собор святых митрополии или в епархиальный Собор могут быть включены имена подвижников, которые в течение значительного периода времени подвизались в границах данной митрополии или епархии либо местом погребения которых является данная митрополия или епархия;
имена святых могут быть внесены в несколько различных епархиальных Соборов святых (или Соборов святых митрополий);
при включении в Собор святых… следует учитывать исторические свидетельства особого почитания подвижника в данной митрополии или епархии, а также вклад, внесённый им в епархиальную жизнь.
Согласно определению, сохранялась уже сложившаяся практика, в соответствии с которой Соборы святых епархий (митрополий) «утверждаются Патриархом Московским и всея Руси по представлению епархиального архиерея (главы митрополии) после изучения вопроса в Синодальной комиссии по канонизации святых» (Журнал Московской патриархии. 2017. № 11. С. 10). Поскольку за последние годы учреждены новые епархии и митрополии, определением Синода от 9 сентября 2019 г. решено при внесении имён святых в Соборы святых «исходить из современных границ митрополий и епархий» (Журнал Московской патриархии. 2019. № 9. С. 10).
Ныне осуществляются крупные агиографические проекты. Отделом древнерусской литературы Пушкинского дома создаётся электронная база данных «Источники русской агиографии» (Творогов. 2005. С. 5–58; Понырко. 2009. С. 379–384). Однако создание полного месяцеслова памятей русских святых по-прежнему остаётся актуальной задачей науки и Церкви.
Список Соборов региональных святых
Приводится по алфавиту, дни церковной памяти указаны по старому стилю:
Собор Алтайских святых (память в воскресенье после 7 сентября, установлен в 2015);
Собор святых Архангельской митрополии (память 19 октября, установлен в 2018);
Собор Белорусских святых (память в 3-ю неделю по Пятидесятнице, установлен в 1984);
Собор святых Биробиджанской епархии (память 30 июня, установлен в 2018);
Собор святых Брянской митрополии (память 20 сентября, установлен 5 декабря 2003 как Собор Брянских святых);
Собор Валаамских святых (память в воскресенье после 6 августа, установлен в 1999);
Собор Владимирских святых (память 23 июня, установлен в 1982);
Собор Вологодских святых (память в 3-ю неделю по Пятидесятнице, установлен как Собор Вологодских и Белозерских святых в 1756, восстановлен как Собор Вологодских святых в 1841);
Собор Волынских святых (память 10 октября, установлен в 1831);
Собор Воронежских святых (память 4 сентября, установлен в 2002);
Собор Вятских святых (память 8 октября, установлен в 2007);
Собор Галицких святых (память в 3-ю неделю по Пятидесятнице, установлен определением Синода Украинской православной церкви в 2001, не внесён в месяцеслов Русской православной церкви);
Собор Дивеевских святых (память 14 июня, установлен в 2008);
Собор Екатеринбургских святых (память 29 января, установлен в 2010);
Собор преподобных и преподобномучеников Зверинецких (память в 5-ю неделю Великого поста, установлен в 2009 как местное празднование в Киеве; первоначально местное празднование Собору отцов Зверинецкого пещерного монастыря установлено в 1915);
Собор святых Ивановской митрополии (память 7 июня, установлен в 2000);
Собор Казанских святых (память 4 октября, установлен в 1984);
Собор Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа (память в 1-ю неделю после 4 октября, установлен в 1976, упразднен в 1984 в связи с установлением Собора Казанских святых);
Собор Карельских святых (память 21 мая, установлен в 1974);
Собор Кемеровских святых (память в воскресенье перед 18 августа, установлен в 2011);
Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах [память 28 сентября, установлен при архимандрите Киево-Печерского монастыря Варлааме (Ясинском) в 1684–1690];
Собор Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах [память 28 августа, установлен при архимандрите Киево-Печерского монастыря Варлааме (Ясинском) в 1684–1690];
Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов (память во 2-ю неделю Великого поста, установлен в 1843);
Собор Киевских святых (память 15 июля, установлен определением Синода Украинской православной церкви в 2011, празднование внесено в месяцеслов Русской православной церкви в 2012);
Собор Кольских святых (память 15 декабря, установлен в 2003);
Собор Коми святых (память 29 января, установлен в 2015);
Собор Костромских святых (память 23 января, установлен в 1981);
Собор святых Красноярской митрополии (память 29 мая, установлен в 2015);
Собор Крымских святых (память 15 декабря, установлен в 1988);
Собор Курских святых (память 19 июля, установлен в 2003);
Собор Липецких святых (память 10 сентября, установлен в 2010);
Собор всех святых, в земле Литовской просиявших (память 13 июля, установлен в 2019);
Собор Молдавских святых (память 1 октября, установлен в 2004);
Собор Московских святителей (память 5 октября, установлен 5 октября 1596, подтверждён 6 марта 2017);
Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа, установлен в 1997);
Собор Нижегородских святых (память в воскресенье после 26 августа, установлен в 2008);
Собор Новгородских святых [память в 3-ю неделю по Пятидесятнице; установлен при митрополите Новгородском и Великолукском Иове (1697–1716); возобновлён в 1981];
Собор святых Омской митрополии (память 13 февраля, установлен в 2015);
Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших (память 11 октября, установлен в 1996);
Собор святых Пермской митрополии (память в воскресенье после 29 января, установлен в 2015);
Собор Псково-Печерских преподобных (память в 4-ю неделю по Пятидесятнице, установлен в 1996);
Собор Псковских святых (память в 3-ю неделю по Пятидесятнице, установлен в 1987);
Собор Радонежских святых (память 6 июля, установлен в 1981);
Собор Ростово-Ярославских святых (память 23 мая, установлен в 1964);
Собор Рязанских святых (память 10 июня, установлен в 1987);
Собор Самарских святых (память 30 июля, установлен в 2004);
Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (память в 3-ю неделю по Пятидесятнице, установлен в 2000);
Собор Саратовских святых (память в ближайшее воскресенье к 31 августа);
Собор Сибирских святых (память 10 июня, установлен в 1984);
Собор Симбирских святых (память 21 мая, установлен в 2012);
Собор Смоленских святых (память в воскресенье перед 28 июля, установлен в 1984);
Собор Соловецких святых (память 9 августа, установлен в 1993);
Собор Тамбовских святых (память 28 июля, установлен в 1988);
Собор Тверских святых (память в воскресенье после 29 июня, установлен в 1904, возобновлён в 1979);
Собор Тульских святых (память 22 сентября, установлен в 1987);
Собор Удмуртской земли святых (память в 3-ю неделю по Пятидесятнице, установлен в 2018);
Собор Уфимских святых (память 21 мая, установлен в 2008);
Собор святых Челябинской митрополии (в воскресенье после 27 сентября, установлен в 2020);
Собор Эстонской земли святых (память 18 ноября, установлен в 2002).
См. также статьи Канонизация в Русской церкви. Периодизация, Канонизация в Русской церкви. Древняя Русь, Канонизация в Русской церкви. Эпоха образования Русского государства, Канонизация в Русской церкви. 17 в., Канонизация в Русской церкви. 18 – начало 20 вв.