Василий III Иванович
Васи́лий III Ива́нович (имел также второе христианское имя – Гавриил, в иночестве Варлаам) (25.3.1479, Москва – 4.12.1533, там же), великий князь владимирский, московский и всея Руси (1505–1533). Из московских Рюриковичей. Старший сын Ивана III Васильевича от 2-го брака с Софьей Палеолог. Брат Елены Ивановны, Юрия Ивановича, Дмитрия Ивановича Жилки, Семёна Ивановича, Андрея Ивановича; единокровный брат Ивана Ивановича Молодого. Дядя Дмитрия Ивановича Внука. 1-я жена (4 сентября 1505 – 29 ноября 1525) – Соломония Юрьевна Сабурова; 2-я жена (с 21 января 1526) – Елена Васильевна Глинская. Отец (от 2-го брака) Ивана IV Васильевича Грозного.
Биография до 1505 г.
До 1490 г. не рассматривался в качестве наследника престола, однако смерть Ивана Ивановича Молодого (7.3.1490), старшего сына Ивана III от 1-го брака с тверской княжной Марией Борисовной, осложнила вопрос престолонаследия в Русском государстве. Основных кандидатов было двое: малолетний сын Ивана Молодого – Дмитрий Иванович Внук и Василий Иванович.
В 1492/1493 г. получил от отца в управление Тверскую землю, где ранее, после включения её в 1485 г. в состав Русского государства, княжил Иван Молодой. Однако уже в разряде поездки Ивана III в Новгород (ныне Великий Новгород) (октябрь 1495 – март 1496) первым из лиц, сопровождавших великого князя московского, назван Дмитрий Внук, т. е. формально оставленный «на Москве» Василий Иванович оказался в иерархии ниже племянника. Во 2-й половине 1497 г. в результате обострения противоборства Дмитрия Внука с Василием Ивановичем (и стоявших за каждым из них придворных группировок) за место соправителя и наследника последний был обвинён в намерении «отъехать» в Вологду или на Белоозеро. В конфликт были вовлечены члены двора Василия Ивановича (шестеро казнены), а он сам арестован на своём дворе в Московском Кремле; опале подверглась и его мать.
В марте 1499 г. прощён отцом, 21 марта провозглашён «государем великим князем Великого Новгорода и Пскова», став вторым соправителем Ивана III (наряду с Дмитрием Внуком). Уже в 1501 г. в дипломатической документации имена Василия Ивановича и других сыновей Ивана III от 2-го брака стоят выше имени Дмитрия Внука.
11 апреля 1502 г. Иван III распорядился арестовать Дмитрия Внука (ум. в заключении в 1509) и его мать – Елену Стефановну (ум. в заключении в январе 1505). 14 апреля того же года был посажен отцом «на великое княжение Владимерское и Московское и всеа Русiи самодержцемъ» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Москва, 2000. Т. 12. С. 255], став единственным соправителем и наследником отца. По предположению С. В. Полехова, в апреле 1502 г. состоялась церемония интронизации Василия Ивановича с участием Ивана III и митрополита всея Руси Симона, подобная проведённой в 1498 г. интронизации его соперника – Дмитрия Внука (Полехов. 2015). Принимал участие в церковных соборах 1503 и 1504 гг., в других церковных и государственных мероприятиях. В конце 1503 – начале 1504 гг. серьёзно заболевший Иван III составил духовную грамоту, которая 16 июня 1504 г. была подкреплена договорной грамотой Василия Ивановича с братом Юрием Ивановичем. Согласно последней, права на великокняжеский стол признавались только за потомством Василия Ивановича (возможно, подобные договоры Василий заключил и с другими братьями).
Планы династического брака
Иван III предпринял ряд попыток поиска невесты для Василия Ивановича за рубежом. В 1499–1501 гг. в качестве возможной невесты для своего сына он рассматривал датскую принцессу Елизавету, дочь короля Ханса [Щербачев Ю. Н. Датский архив. Москва, 1893. С. 3; Бантыш-Каменский Н. Н. Обзор внешних сношений России (по 1800 г.). Ч. 1. Москва, 1894. С. 298]. В 1503 г. при посредничестве дочери – великой княгини литовской Елены Ивановны – снова пытался найти невесту для Василия Ивановича в Европе: «…ты бы, дочка, отвѣдала: у которыхъ государей греческого закона, или римского закону, будутъ дочери, гдѣ бы пригоже мнѣ сына своего Василиа женити; или у которыхъ и не у великихъ государей будутъ дочери... и ты бы къ нам отказала…» [Сборник Русского исторического общества (Сб. РИО). Санкт-Петербург, 1882. Т. 35. С. 426–427]; особенно великий князь интересовался возможными невестами из рода православных сербских деспотов Бранковичей. О последних Елена Ивановна ничего узнать не смогла, а про дочерей других западных правителей предупреждала отца, что вряд ли допустят их переход в православие: «да у нихъ так в латынѣ крѣпко, что у них безъ папина вѣдома никакожъ не дадутъ въ греческой законъ» (Сб. РИО. Т. 35. С. 453). В 1504 г., вероятно, рассматривалась возможность сватовства к одной из дочерей маркграфа Бранденбурга, но и эта брачная инициатива не была осуществлена (Моисеев. 2022).
В итоге в 1505 г. Василий Иванович женился на Соломонии Юрьевне Сабуровой. В источниках сообщается, что браку предшествовал большой смотр невест – первый в череде смотров невест в Русском государстве 16–17 вв., возрождавший древнюю византийскую традицию смотра невест. По одной из версий, инициатива проведения смотра исходила от одного из главных советников Василия Ивановича – Ю. Д. Траханиота, грека по происхождению, который надеялся на выбор в пользу своей дочери.
Внутренняя политика
Централизация и расширение территории Русского государства
Василий III, как и его отец, стремился укрепить единство страны. По традиции выморочные уделы родственников великого князя московского отходили в его владения. Таким образом перестали существовать Волоцкий удел (1513; после смерти князя Фёдора Борисовича), уделы братьев Василия III – калужского князя Семёна Ивановича (1518) и угличского князя Дмитрия Ивановича Жилки (1521), умерших бездетными (долго не имея наследника, великий князь фактически запрещал братьям вступать в брак). Андрей Иванович был отпущен в отведённый ему отцом удел лишь в 1519 г. (при этом разрешение на брак он получил только в 1533, когда у великого князя уже родились два сына). Включение удельных и бывших самостоятельных княжеств в политическую систему Русского государства привело к созданию на месте этих княжеств т. н. областных дворцов – специальных ведомств для управления этими землями (в дополнение к уже существовавшим Новгородскому и Тверскому дворцам появились Рязанский, Нижегородский и Угличский).
Василий III включил в состав великокняжеских земель владения стародубского князя Василия Семёновича (1518) и новгород-северского князя Василия Ивановича Шемячича (1523; захвачен в плен, ум. в заключении в 1529).
В 1510 г. окончательно присоединил к Русскому государству Псковскую республику. Из Пскова в центральные районы Русского государства были выведены не менее 300 семей (среди них – посадники, купцы, «житьи люди»). Вместо них дворы в Среднем городе получила тысяча новгородских помещиков, составивших военный гарнизон Пскова, здесь же были поселены 300 купеческих семей из других городов.
В 1514 г. в состав Русского государства включён Смоленск (подтверждено Московским перемирием 1522).
В 1520 г. вызвал в Москву последнего великого князя рязанского Ивана Ивановича и посадил его под домашний арест; направил в Переяславль-Рязанский (ныне Рязань) своего наместника. В 1521 г., после бегства Ивана Ивановича в Великое княжество Литовское (ВКЛ), Рязанское княжество окончательно потеряло независимость.
Для экономической и политической централизации государства в 1510–1520-х гг. проведены земельные описания Владимира, Нижнего Новгорода, Балахны, Малого Ярославца (ныне Малоярославец), Старицы, Вереи, Твери, Новгорода, бывших владений калужского князя Семёна Ивановича и др. Развивалось «городовое дело»: был создан институт городовых приказчиков, ведавших сбором «посошных людей» (вспомогательного войска, формировавшегося из сельского населения) и управлявших городовыми пищальниками; они ограничили компетенцию наместников и волостелей, играли роль представителей великого князя в борьбе с удельной децентрализацией.
В целом земельная политика Василия III определялась принципами, выработанными ещё при Иване III (усвоение великим князем верховной собственности на присоединённые земли, ограничение оборота там вотчинных земель, а также установление контроля над этим оборотом внутри той или иной территории).
Укрепление рубежей и каменное строительство
Принимал меры для защиты границ государства. В 1507–1509 гг. сооружены новые укрепления в Ивангороде, в 1507–1508 и 1517–1526 гг. – в Пскове. В 1508–1515 гг. построена новая крепость в Нижнем Новгороде, в 1514–1520 гг. – каменная крепость в Туле. Присоединение Северщины и Гомельщины способствовало укреплению южных и юго-западных границ государства. В 1521 г. началось сооружение Большой засечной черты для защиты от набегов крымских ханов. На востоке, близ устья реки Сура, в 1523 г. построена крепость Васильгород (ныне рабочий посёлок Васильсурск Воротынского района Нижегородской области), которая должна была не только выполнять оборонительные функции, но и стать плацдармом для наступления на Казань.
Широкое распространение получила и монастырская колонизация окраинных районов страны.
Способствовал активному каменному строительству в Москве и других городах. При нём завершилось формирование архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно с переездом Василия III в новый великокняжеский дворец (1508) закончено оформление Благовещенского собора – домовой церкви великокняжеской семьи. Построены Архангельский собор – родовая усыпальница московской великокняжеской семьи, колокольня Ивана Великого. В 1514 г. по повелению Василия III было заложено более 10 каменных храмов в Москве. В 1524 г. основан московский Новодевичий в честь Смоленской иконы Божией Матери женский монастырь. Вероятно, в качестве обетного храма о рождении долгожданного наследника была поставлена церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенское (1529–1532). Итальянские мастера участвовали в возведении каменного Троицкого собора (освящён в 1513) и столпообразной церкви-колокольни в Александровской слободе (ныне Александров; 1510-е гг.) – загородной резиденции великого князя. В 1516–1533 гг. было построено 17 храмов в Пскове.
Консолидация правящей элиты
В правление Василия III происходила дальнейшая консолидация правящей элиты Русского государства, формировавшейся из титулованной аристократии (её представители численно преобладали среди бояр – членов Боярской думы) и нетитулованной знати (представители старомосковских и тверских родов, а также греческие роды из окружения Софьи Палеолог – Траханиоты, Ласкаревы и др., занимавшие ведущие позиции в дворцовых ведомствах и преобладавшие среди окольничих). Вместе с тем из-за внутренних противоречий в ВКЛ в начале 16 в. на русскую службу перешли некоторые представители литовской аристократии и дворянства [в начале правления Василия III – Глинские и др., в 1526 – князь Ф. М. Мстиславский (из рода Мстиславских)].
Вопрос о разводе и второй брак
Осенью 1523 г. впервые обсуждал с Боярской думой вопрос о разводе с Соломонией Юрьевной из-за «неплодства». Согласно Псковской первой летописи, бояре тогда советовали князю: «Князь де великии государь, неплодную смоковницоу посекают и измещут из винограда» (ПСРЛ. Москва, 2003. Т. 5, вып. 1. С. 103). Однако в кругах старомосковского боярства намерение Василия III расторгнуть брак вызвало серьёзное недовольство. Отсутствие детей не было каноническим основанием для расторжения брака, и вступление великого князя московского в новый брак при живой жене считалось прелюбодейством. Резко против развода выступали, в частности, И. Н. Берсень-Беклемишев, а также представители Церкви – Вассиан (Патрикеев), Максим Грек. Жестокой казнью И. Н. Берсеня-Беклемишева и опалой его сторонников в начале 1525 г. открытое недовольство было подавлено.
В ноябре того же года, после «розыска о неплодстве», состоялся развод и, по всей видимости, насильственное пострижение Соломонии. Подробное описание событий, предшествовавших разводу Василия III, содержится в «Выписи из святогорьские грамоты, что прислана к великому князю Василию Ивановичи о сочетании втораго брака и о разлучении перваго брака чадородия ради» (конец 16 – начало 17 вв.; перечисляются противники развода в церковной и светской среде, указывается на принудительный характер пострига Соломонии), а также в т. н. Повести о втором браке Василия III (около 1526–1528; отражает официальную точку зрения на развод и 2-й брак великого князя московского).
В январе 1526 г. вступил во 2-й брак с Еленой Васильевной Глинской, дочерью выехавшего на русскую службу из ВКЛ князя В. Л. Глинского и племянницей М. Л. Глинского. Этот союз символизировал династическое единство Северо-Восточной Руси с западно-русскими землями, укреплял позиции великого князя в ВКЛ и создавал династические предпосылки для продолжения борьбы за наследие Орды (князья Глинские возводили свою генеалогию к Мамаю).
Церковная политика
Церковная политика характеризовалась колебаниями между противостоявшими друг другу иосифлянами и нестяжателями. Усиление нестяжателей при дворе Василия III способствовало оживлённым контактам Русской церкви с афонскими монастырями (в 1507, 1509, 1514–1515 предоставлял материальную помощь их посланникам). В этот период проводил политику, направленную на ограничение монастырского землевладения (в частности, было запрещено давать вотчины в качестве вклада в монастыри без разрешения великого князя). Усиленная раздача Василием III подтвердительных жалованных грамот монастырям в 1506–1507 гг. сопровождалась пересмотром ранее выданных документов: подтверждались главным образом те грамоты, которые не содержали освобождений от податей, в других грамотах аннулировались статьи, освобождавшие от ряда платежей (яма, мыта, тамги и др.). Продолжалось ограничение льгот митрополичьего дома. Однако постепенно Василий III начал отступать от ограничительных принципов. В жалованных грамотах монастырям 1511–1522 гг. он часто даровал освобождения от податей, появлялись статьи, в которых оговаривалась неподвластность монастырских крестьян администрации государственных (чёрных) волостей. В 1521 г. у Василия III возник конфликт с митрополитом Варлаамом (вероятно, был вызван постоянным «печалованием» митрополита за опальных). 17 декабря митрополит покинул кафедру, а затем был сослан в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мужской монастырь на Кубенском озере.
Сменивший его на кафедре Даниил стал верным сторонником Василия III в вопросах внутренней политики. Поставление Даниила знаменовало собой победу иосифлян. В 1522–1533 гг. он несколько расширил монастырские и церковные привилегии (владениям митрополичьей кафедры, а также влиятельным монастырям, в том числе Иосифо-Волоколамскому, Кирилло-Белозерскому и др.). Ярким проявлением выбора Василия III стало осуждение на церковных соборах 1525 и 1531 гг. лидеров нестяжателей Максима Грека и Вассиана (Патрикеева). Поражение нестяжателей во многом было вызвано их выступлениями против развода великого князя с Соломонией Юрьевной: первоначально осуждение развода означало негласную поддержку притязаний младшего брата великого князя – Юрия Ивановича – на великокняжескую власть, а после рождения Ивана Васильевича сомнения в каноничности 2-го брака Василия III подрывали признание его сына законным наследником.
Принимал послов Константинопольского патриархата и Папского престола. В марте 1518 г. в Москву прибыло посольство патриарха Константинопольского Феолипта I, который титуловал митрополита Варлаама «митрополитом Киевским и всея Руси» и «митрополитом Московским и всея Руси». Это означало признание каноничности поставления русского митрополита и возобновление контактов между Русской и Константинопольской церквами, прерванных во 2-й половине 15 в. в связи с установлением автокефалии Русской церкви. В то же время в связи с планами Папского престола включить Русское государство в состав антиосманской коалиции в 1510–1520-х гг. происходил активный обмен посланиями между Ватиканом и Русским государством.
Формирование идеологии православного царства
Вероятно, между 1514 и 1526 гг. оформились две важнейшие государственно- и церковно-политические идеи. Одна из них, изложенная в «Сказании о князьях владимирских», декларировала на легендарном историко-генеалогическом материале преемственную связь московских князей не только с владимирско-киевским наследием и византийской имперской государственностью, но и непосредственно с Римской империей эпохи императора Октавиана Августа. Другая идея – «Москва – третий Рим», создателем которой являлся старец псковского Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста монастыря Филофей, укореняла в эпохе Августа не только русскую государственность, но и Русскую церковь: подчёркивалось уже не собственно имперское содержание, но функция Августа как правителя, в державе которого произошли рождение и земные деяния Христа. «Третий Рим» соотносился не только с Москвой и даже не с Москвой по преимуществу, но с царством как целым, при этом Русское государство связывалось с «Ромейским царством», возникшим в эпоху императора Августа и «переместившимся» (на основе теории translatio imperii) в Россию. Его миссия, согласно мысли Филофея, была предопределена тем, что Русское государство осталось единственным сохранившим политическую независимость «православным царством», а значит, великий князь становился единственным защитником православных христиан и «внешним» гарантом православия, каким прежде являлся византийский император.
В источниках 1510–1530-х гг. зафиксировано спорадическое употребление титула «царь» применительно к Василию III. Так, оно встречается в грамотах великого князя московского псковским монастырям (1510). В договорной грамоте с императором Священной Римской империи Максимилианом I Габсбургом (1514) Василий III назван «кесарем» («Keiser»; Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. 5. Москва, 1894. С. 62). Грамота была впервые опубликована в 1718 г. в оригинале на немецком языке и переводе на русский язык по приказу царя Петра I «яко вещь древняя и куриозная» и была призвана обосновать права русского царя на императорский титул (подробнее об этом: Шварц И. Принятие императорского титула как элемент стратегии в реформенной политике Петра I // Историческая экспертиза. 2022. № 3. С. 152–178). Примечательно также, что царским титулом великий князь московский именован в ряде выходных записей писцов на книгах – массовом источнике, носящем неофициальный характер, что, по мнению А. С. Усачёва, может отражать восприятие великого князя как царя, распространённое в монастырской среде уже начиная с 1510-х гг. (Усачёв А. С. Некоторые замечания об употреблении царского титула русских государей до 1547 г. ... // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 4. С. 107–112).
Внешняя политика
Внешняя политика Василия III развивалась по тем основным направлениям, которые обозначились в правление его отца.
Неоднократно происходил обмен посольствами с императорами Священной Римской империи (1506, 1509, 1514, 1517, 1518, 1522, 1524 и др.). До Венского конгресса 1515 г. сближение со Священной Римской империей объяснялось наличием общего врага – Польши.
В августе 1506 г., после смерти короля польского и великого князя литовского Александра Ягеллончика, через его вдову и свою сестру великую княгиню литовскую и некоронованную королеву польскую Елену Ивановну безуспешно пытался организовать своё избрание на польский и литовский престол.
В результате русско-литовских войн 1507–1508 и 1512–1522 гг. в состав Русского государства возвращён Смоленск (1514; подтверждено условиями Московского перемирия 1522), установлена граница с ВКЛ, которая существовала на протяжении 16 в.
Русско-ливонские перемирия 1508, 1517, 1521, 1531 гг. фиксировали мирные отношения Русского государства с Ливонским орденом, содержали отдельные установления, направленные на облегчение торговли русских купцов на территории Ордена. До 1525 г. постоянно поддерживались дипломатические отношения с Тевтонским орденом; в 1517 г. был заключён союзный договор с Орденом, направленный против Польши. 9 мая 1513 г. в Новгороде шведские представители подтвердили договор о перемирии на 60 лет. Русско-ганзейский договор 1514 г. устанавливал 10-летнее перемирие и вводил обоюдовыгодные условия торговли между Новгородом и Ганзейскими городами; ганзейцы обязались не оказывать помощь ВКЛ. Русско-датский договор 1516 г. устанавливал союзнические отношения между двумя странами, предусматривалась совместная борьба со Швецией и Польшей, датские купцы получали привилегии в Ивангороде и Новгороде.
На восточном направлении обострение отношений с Казанским ханством привело к казанско-русским войнам 1505–1507, 1523, 1524 и 1530 гг. В 1521 г. обширные территории на востоке, северо-востоке и юго-востоке Русского государства подверглись набегам казанских ханов, которые продолжались несколько месяцев (с конца весны до осени); новые набеги имели место в 1522 г. (два набега), в начале 1532 г. (были разграблены не менее шести вологодских волостей) и зимой 1533 г. (набег на нижегородские земли).
В правление Василия III Русское государство подвергалось набегам крымских ханов (1507, 1512, 1521 и др.). Особенно опустошительным оказался набег Мухаммед-Гирея I в 1521 г., когда были разорены центральные и южные районы государства, захвачено множество пленных. Сам великий князь оставил Москву и вернулся туда после отхода крымцев.
Неоднократно происходил обмен посольствами с Османской империей, однако никаких серьёзных соглашений с ней заключено не было.
В сентябре 1532 г. в Москву с предложениями дружбы и установления дипломатических и торговых отношений прибыло посольство от индийского правителя Бабура (ум. 1530), основателя династии Великих Моголов. Поскольку в Москве ничего не знали о том, кто предлагает дружбу великому князю московскому – равный ему по статусу государь или «урядник», посольство фактически завершилось безрезультатно.
Возобновились дипломатические отношения Русского государства с Молдавским княжеством, откуда в 1533 г. от господаря Петра Рареша было отправлено посольство В Москву.
Последние годы
В 1531 г. заключил договоры с братьями Юрием Ивановичем и Андреем Ивановичем, в соответствии с которыми они принесли присягу на верность не только самому Василию III, но и его сыну Ивану, а Юрий отказался от претензий на великокняжеский стол.
Серьёзно заболел осенью 1533 г. (вошедшая в состав ряда летописей «Повесть о болезни и смерти Василия III», содержащая подробное описание течения болезни, позволяет предположить, что князь страдал от периостита: Пресняков А. Е. Завещание Василия III // Сборник статей по русской истории, посвященных С. Ф. Платонову. Петербург, 1922. С. 71–80), составил завещание (не сохранилось), согласно которому его наследником становился старший сын Иван, опекунами назначались великая княгиня Елена Васильевна, князья Д. Ф. Бельский (из рода Бельских) и М. Л. Глинский.
Перед смертью принял монашеский постриг с именем Варлаам.
Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.