Ольга (княгиня киевская)
О́льга (в крещении Елена) (ум. 11.7.969, Киев), княгиня киевская, правительница Древнерусского государства (не ранее осени 941 – не ранее 959); русская святая. Из династии Рюриковичей. Жена Игоря. Мать Святослава Игоревича.
Источники сведений об Ольге
Основные события правления Ольги с большей или меньшей определённостью восстанавливаются по преданиям, вошедшим в начальное киевское летописание 11 в. (несмотря на явную эпическую и агиографическую стилизацию), и современным её правлению зарубежным (византийским, латинским) источникам.
Происхождение и брак с Игорем
Согласно преданию, зафиксированному в начальном летописании, происходила из Пскова; судя по имени, принадлежала к одному из скандинавских (по древнерусской терминологии, «варяжских») родов, доминировавших в ранних торговых центрах Руси.
Летописную дату брака Ольги (903) нельзя признать ни сколько-нибудь вероятной, ни даже правдоподобной и следует сдвинуть ближе к 930–940-м гг.
Поход на древлян и административные преобразования
После убийства древлянами князя Игоря возглавила управление Древнерусским государством, проявив себя деятельным и дальновидным политиком.
Отказала сватавшемуся к ней князю древлян Малу. Организовала карательный поход на древлян, уничтожив их столицу Искоростень (ныне г. Коростень Житомирской области, Украина). Пространное летописное повествование о войне с древлянами (о т. н. четырёх местях Ольги древлянам) носит все признаки устной героической традиции, из которой тем не менее видно, что Ольга упразднила династию местных князей, введя, очевидно, управление через киевских посадников, и «уставила» Древлянскую землю, т. е. учредила порядок сбора новой, более тяжкой, дани, сама став её держательницей (⅓ дани шла Ольге, ⅔ – Киеву). Затем последовало «уставление» Новгородской земли, причём летописец особо выделил в этом отношении области по рекам Мста и Луга, до той поры, очевидно, менее всего затронутые новгородскими данями. В какой мере эта деятельность Ольги коснулась других земель Древнерусского государства, неясно.
В историографии за этими мерами прочно закрепилось название «реформ княгини Ольги», однако их суть не вполне выяснена. Распространённое представление, что Ольга, упразднив полюдье, организовала сеть погостов – пунктов, куда свозились дани, весьма уязвимо, т. к. этимология термина «погостъ» (место, связанное с «гощением») показывает, что он возник именно из практики полюдья (т. е. собственно «гощения»).
Крещение Ольги и попытка христианизации Руси
Важным элементом политики Ольги была попытка христианизации княжеского семейства и социальной верхушки государства. Её логичным началом стало личное крещение Ольги во время визита в Константинополь, датировка которого в «Повести временных лет» (955), скорее всего, неточна (если не допускать неоднократных поездок княгини в византийскую столицу).
Устанавливаемая по византийским источникам дата имеет 2 варианта – 946 или 957 гг. Активную дискуссию о времени крещения Ольги нельзя считать завершённой, но более аргументированной ныне выглядит отнесение этого события к 957 г., между первым (9 сентября) и вторым (18 октября) приёмами княгини во дворце, подробно описанными в трактате византийского императора Константина VII Багрянородного «О церемониях» (Константин Багрянородный. «О церемониях». Кн. 2, гл. 15. 2006. С. 318–362). Христианское имя Елена она получила в честь византийской императрицы Елены Лакапины, супруги императора Константина VII Багрянородного; императорская чета, по всей видимости, стала посажёными отцом и матерью княгини, что лишний раз подчёркивает политический характер крещения княгини киевской. В фольклорном преломлении этот факт отразился и в летописи: император сватается к Ольге, но та отказывает ему, т. к. уже является его духовной дочерью. Такой статус крещения предполагает, что таинство совершил патриарх Константинопольский в кафедральном соборе Святой Софии, как и излагает событие древнерусское предание.
Состав русской делегации в Константинополе показывает, что Ольга планировала не только решение церковных вопросов, но и возможность обновления торгово-политического русско-византийского договора [традиционная дата его заключения, 944, оспаривается рядом исследователей, предлагающих широкую датировку между 931 и 944; историография и суть проблемы: Щавелев. 2020. С. 66–84] и, быть может, даже установление династического союза, скреплённого браком юного Святослава Игоревича. Очевидно, что в целом эти переговоры оказались неудачны, т. к. в 959 г. Ольга отправила посольство к германскому королю Оттону I Великому с просьбой прислать на Русь епископа и священников. Трудно предполагать, что в Константинополе отказались участвовать в устроении в Древнерусском государстве церковной организации. В связи с этим посольство в Германию, вероятно, следует расценивать как средство политического давления на Византию. Прибывший в 961 г. в Киев немецкий епископ Адальберт столкнулся там, по собственному признанию, с непреодолимыми препятствиями и уже через год вынужден был вернуться на родину. Стало ли то следствием успеха замысла Ольги и каких-то уступок со стороны Византии при новом императоре Романе II, или прихода к власти на Руси именно в 960/961 г. возмужавшего Святослава Игоревича, не разделявшего христианских симпатий матери, сказать сложно.
О какой-либо политической роли Ольги в правление сына данных нет, но достаточно многочисленные сторонники её линии на внутреннее укрепление государства в противовес масштабным военным походам Святослава Игоревича, безусловно, сохранились, снова заняв ведущее положение в управлении страной при внуке Ольги – киевском князе Ярополке Святославиче.
Завещала похоронить себя по христианскому обряду. Вскоре после постройки Десятинной церкви киевский князь Владимир Святославич перенёс туда останки Ольги, впоследствии захоронение было утрачено.
Канонизация
Сложение церковного почитания прослеживается в течение 11–13 вв. Уже в похвале князю Владимиру Илариона (1040-е гг.) появилась богословски важная тема, объединяющая деятельность Ольги – «новой Елены» и святого князя Владимира Святославича – «нового Константина» : Константин «съ материю своею Еленою кресть от Иерусалима принесъша и по всему миру своему раславъша, вѣру утвердиста, ты же с бабою твоею Ольгою принесъша крестъ от новааго Иерусалима, Константина града, и сего по всеи земли своеи поставиша, утвердиста вѣру» (Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. Санкт-Петербург, 1997. С. 48). В «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха (11 в.) деятельность Ольги и Владимира по распространению христианской веры также уподобляется деяниям святых Константина и Елены.
Причислена к лику святых в чине святой равноапостольной [память 11 июля ст. ст., а также в Соборах Псковских (10 апреля ст. ст.), Волынских (10 октября ст. ст.) и Киевских (15 июля ст. ст.) святых].
Ко 2-й половине 12 в., вероятно, относится древнейший литургический памятник, связанный с культом Ольги, – канон и стихиры в её честь, приписываемые в рукописной традиции некоему «Кириллу мниху» (возможно, Кириллу Туровскому), и проложное житие Ольги.
Историческая память
Фигура княгини Ольги помещена на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862, автор проекта М. О. Микешин). Памятники княгине установлены в Киеве (композиция с фигурой Ольги в центре, а также фигурами апостола Андрея Первозванного и равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия; впервые был возведён в 1911, скульпторы Ф. П. Балавенский, И. П. Кавалеридзе, П. В. Сниткин, архитектор В. Н. Рыков; в 1919 скульптура Ольги была сброшена с постамента и расколота надвое, в 1923 памятник полностью демонтирован; в 1996 возведён заново, скульпторы В. И. Сивко, Н. И. Билык, В. Е. Шишов) и Пскове [сразу 2 памятника открыты в июле 2003, в дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописях: в Рижском парке (скульптор З. К. Церетели) и Детском парке (композиция с внуком Владимиром; скульптор В. М. Клыков)]. В 2019 г. в Москве, на территории храма святой равноапостольной княгини Ольги в Останкине (построен в 2016–2019), установлен памятник княгине Ольге (композиция с внуком Владимиром; скульптор Н. Н. Опиок).
В 1913 г. в Российской империи был учреждён знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги. В 1988 г. Русской православной церковью учреждён орден Святой равноапостольной княгини Ольги. В 1997 г. в число государственных наград Украины включён орден Княгини Ольги.
В честь княгини Ольги назван залив Японского моря и река, впадающая в бухту этого залива, а также расположенный на их берегах рабочий посёлок Ольга Ольгинского района Приморского края. В Пскове в честь княгини Ольги названы набережная и автомобильный мост, а также Ольгинская часовня (1999–2000, архитектор А. А. Красильников). В 2019 г. международному аэропорту Псков (Кресты) присвоено имя княгини Ольги. На Украине в честь княгини названы улицы в Киеве, Львове, Ровно, Днепре, Броварах, Фастове, Сарнах, Кременчуге, Кривом Роге и др.
Образ княгини Ольги нашёл отражение в кинематографе – художественном фильме «Легенда о княгине Ольге» (СССР, 1983, режиссёр Ю. Г. Ильенко, в главной роли Л. Ф. Ефименко).