Исидор (митрополит Киевский и всея Руси)
Иси́дор (около 1380–1390, г. Монемвасия, Морейский деспотат, Византийская империя, ныне деревня периферии Пелопоннес, Греция – 27.4.1463, Рим), греческий и русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский и всея Руси (1437–1441), кардинал Римско-Католической Церкви (с 1439). По происхождению грек (в ряде русских источников, по всей видимости ошибочно, называется болгарином).
Получил образование в Константинополе. Подвизался в монастыре во имя архангела Михаила в Монемвасии. В 1433–1435 гг. в качестве игумена константинопольского монастыря во имя великомученика Димитрия Солунского участвовал в посольстве византийского императора Иоанна VIII Палеолога на Базельский собор, где обсуждался вопрос о возможности заключения церковной унии и организации совместной обороны византийских рубежей в связи с турецкой угрозой.
В конце 1436 г. поставлен на русскую митрополичью кафедру патриархом Константинопольским Иосифом II. Прибыл в Москву в апреле 1437 г., где был неприязненно встречен великим князем московским Василием II Васильевичем, выдвигавшим на митрополичью кафедру своего ставленника – будущего митрополита Иону. Тем не менее сумел добиться расположения великого князя московского и убедить его в необходимости участия Русской Церкви в Ферраро-Флорентийском соборе. Получив от Василия II деньги, во главе русской делегации в сентябре 1437 г. выехал на Ферраро-Флорентийский собор. В августе 1438 г. находился в Ферраре, участвовал в заседаниях собора, вёл переговоры с католическим духовенством. В 1439 г. принимал участие в заседаниях собора во Флоренции. Был избран от русской митрополичьей кафедры, а также Антиохийской церкви представителем греческой стороны для ведения прений с католиками по догматическим вопросам наряду с Марком Эфесским и Виссарионом Никейским. Активно поддерживал план принятия унии на условиях, предложенных папой Римским Евгением IV. На договоре об унии (июль 1439) оставил запись: «Подписуюсь с любовью и одобрением». 17 августа 1439 г. получил звание апостолического легата для церковных провинций Литвы, Ливонии, всей Руси и Галиции. С сентября по декабрь 1439 г. находился в Венеции, где получил известие о возведении в достоинство кардинала 18 декабря 1439 г. папой Римским Евгением IV (8 января 1440 папа присвоил ему титул кардинала-пресвитера святых Марцеллина и Петра).
В декабре 1439 г. Исидор отправился в обратный путь в Москву, куда прибыл весной 1441 г. Во время первого богослужения в Успенском соборе Московского Кремля Исидор приказал нести перед собой католический крест, первым поминать на литургии папу Римского, а также огласить акт об унии, принятый на Ферраро-Флорентийском соборе. По приказу Василия II был арестован и заключён в московский в честь праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех мужской монастырь. Осуждён на соборе духовенства Русской Церкви, но не покаялся и от унии не отрёкся. В сентябре 1441 г. бежал в Тверь, затем через Великое княжество Литовское и Венгрию прибыл в Рим.
Отправленный папой Римским Николаем V в Константинополь для заключения «духовного мира» между греко-православной и католической церковью, Исидор стал свидетелем и участником обороны и падения города в мае 1453 г., попал в турецкий плен. Позднее вернулся в Рим, где в 1459 г. поставлен папой Римским Пием II деканом коллегии кардиналов, патриархом Константинопольским и архиепископом Кипрским, при этом в его реальном ведении находилась лишь греческая колония в Венеции.
Автор более 50 сочинений, написанных в разных жанрах на среднегреческом, латинском и русском языках. Наибольший интерес для истории интеллектуальной жизни позднепалеологовской Византии представляют его письма, адресованные византийским императорам, интеллектуалам и крупнейшим представителям итальянского Возрождения; панегирики и энкомии. Для выяснения деталей доктринальных дискуссий на Базельском и Ферраро-Флорентийском соборах значение имеют речи Исидора как общего характера, так и посвящённые конкретным вопросам. Особое место в литературном наследии Исидора занимают его письма о падении Константинополя, которые содержат подробности осады и захвата столицы Византийской империи турками.
Похоронен в соборе Святого Петра в Ватикане.