Иван I Данилович
Ива́н I Дани́лович (Иван I Данилович Калита; в крещении Иоанн) (середина 1280-х гг. – 1340), князь московский (1325–1340), великий князь владимирский (1328–1340). Из московских Рюриковичей. Сын Даниила Александровича. Брат Юрия Даниловича. Отец Семёна Ивановича, Ивана II Ивановича (родились в 1-м браке).
Биография до 1325 г.
Впервые упоминается в источниках в связи с событиями 1296 г., когда Даниил Александрович, признанный новгородцами своим князем, отправил его в Новгород в качестве наместника. В 1303 г., после смерти отца, по-видимому, участвовал в походе своего старшего брата Юрия, ставшего московским князем, на Можайск, в результате которого было закреплено присоединение города к Московскому княжеству. В 1305 г., когда Юрий уехал в Орду, собираясь побороться за великое княжение владимирское с тверским князем Михаилом Ярославичем, Иван Данилович сел на стол в Переяславле (Залесском), находившемся с 1302 г. под властью московских князей. Разбил подступившее к Переяславлю тверское войско.
В последующие годы оставался верным союзником своего старшего брата в борьбе с тверскими князьями за верховенство в Северо-Восточной Руси. Скорее всего, именно он во время частых отлучек Юрия Даниловича из Москвы управлял Московским княжеством. Ивану Даниловичу наряду со своим старшим братом удалось сделать своим союзником митрополита Киевского и всея Руси Петра. Московские князья защитили Петра на Переяславском соборе 1310 г. от обвинений, выдвинутых тверским епископом Андреем. Митрополит же затем последовательно поддерживал их в борьбе с тверским князьями, нередко гостил в Москве (скончался там в 1326 и был похоронен в основанном им вместе с Иваном I Даниловичем Успенском соборе Московского Кремля).
В 1317 г., когда Юрий, получивший ярлык на великое княжение, воевал с Михаилом Ярославичем, Иван Данилович ездил в Новгород договариваться с новгородцами о союзных действиях. В 1320 г. ездил в Орду. В 1322 г. также находился в Орде и оказался вынужден принять участие в походе на русские земли ханского посла Ахмыла, искавшего встречи с Юрием Даниловичем, не выплатившим в Орду положенную дань.
Князь московский и великий князь владимирский
После убийства Юрия Даниловича в Орде великим князем владимирским Дмитрием Михайловичем (21 ноября 1325) Иван Данилович как единственный оставшийся к тому времени в живых из сыновей Даниила Александровича стал московским князем, при этом Владимирское великое княжество осталось в руках тверских князей: хан Узбек передал ярлык на него младшему брату Дмитрия Михайловича Александру Михайловичу. После Тверского восстания 1327 г., непосредственное участие в котором принял Александр Михайлович, Иван I отправился в Орду, в отношениях с которой, в отличие от старшего брата Юрия, соблюдал полную лояльность (распространённое в популярной и художественной литературе представление, будто, ведя такую политику, он предполагал копить силы для последующего свержения ига, почвы под собой не имеет) и успешно использовал силы Орды для борьбы с политическими противниками, в первую очередь тверскими князьями. Убийство ханского посла Чол-хана (двоюродного брата Узбека) вызвало гнев хана, который зимой 1327/1328 г. направил против Александра Михайловича карательное войско – «Федорчукову рать», к которой присоединились силы Ивана I и некоторых других русских князей. В результате действий «Федорчуковой рати» Тверское княжество было разгромлено, а Александр Михайлович бежал сначала в Новгород, а затем в Псков.
Прямым следствием этих событий стал раздел ханом Узбеком в 1328 г. Владимирского великого княжества на 2 части, ярлык на одну из которых (включая Новгород и Кострому) получил Иван I Данилович, а на другую (Владимир и Нижегородское Поволжье) – суздальский князь Александр Васильевич. Тогда же хан повелел вновь приехавшему в Орду Ивану I «искать» Александра Михайловича. Великий князь владимирский вместе с новгородцами отправил к Александру Михайловичу в Псков послов с требованием приехать к хану, но принятый псковичами князь отказался это сделать.
Ивану I удалось наладить тесное взаимодействие с преемником митрополита Петра на кафедре – греком Феогностом, прибывшим на Русь в 1328 г. В 1329 г. Иван I вместе с митрополитом приехал в Новгород, где 26 марта был возведён на новгородский стол. Оттуда он начал поход со многими другими русскими князьями и новгородцами на Псков, одновременно митрополит наложил на Псков церковное запрещение. Эти обстоятельства вынудили Александра Михайловича бежать в Великое княжество Литовское, после чего с псковичами был заключён мир.
После смерти в 1331 г. великого князя владимирского Александра Васильевича Иван I отправился в Орду и благодаря раздаче даров и обещанию больших выплат получил в 1332 г. ярлык на всё великое княжение. В связи с этим он запросил крупную сумму у Новгорода (дабы погасить взятые обязательства), что привело к конфликту с новгородцами, продолжавшемуся и в 1333 г.; в ходе него великий князь дважды (в 1332 и 1333) захватывал Торжок, а в 1332 г. также Бежецкий Верх. Зимой 1332/1333 г. Иван I был вызван ханским послом в Орду, где, по-видимому, сумел выполнить долговые обязательства. В 1334 г. великий князь примирился с новгородцами и в начале 1335 г. приезжал в Новгород. В том же году на обратном пути из Новгорода великий князь посылал войска на Осечен и Рясну – городки Ржевского княжества, ранее захваченные Великим княжеством Литовским. В 1336 г. совершил ещё одну поездку в Орду. В 1337 г. у Ивана I произошёл новый конфликт с Новгородской республикой: великий князь отправил войско в новгородские владения на Двине, но оно потерпело неудачу.
С 1337 г. Ивану I пришлось вновь противодействовать Александру Михайловичу, получившему прощение от хана Узбека и вернувшемуся на тверское княжение. В 1339 г. великий князь владимирский сначала ездил в Орду сам с двумя сыновьями, а затем отправил туда всех трёх своих сыновей – Семёна, Ивана и Андрея. Александр Михайлович был вызван к Узбеку и 28 октября 1339 г. казнён вместе с сыном Фёдором по повелению хана. В том же году великий князь добился канонизации митрополита Петра, который стал особо чтимым в Москве святым.
Зимой 1339/1340 г. Иван I участвовал в организации ордынско-русского похода на Смоленск, признавший верховенство великого князя литовского Гедимина, однако лично в походе не участвовал.
Сумел значительно расширить владения великого князя владимирского. Ему удалось приобрести по ханскому ярлыку половину Ростовского княжества (в 1328 или 1332). По-видимому, при нём в состав великого княжения вошло (также по ярлыку) Дмитровское княжество (скорее всего, в результате поездки в Орду 1336). Осуществил также «купли» Галицкого княжества [со столицей в Галиче (Мерьском)], Угличского княжества и Белозерского княжества. Относительно сути этих «купель» в историографии нет единого мнения: наиболее вероятно, что великий князь приобрёл у местных князей их верховные суверенные права, в результате чего они перешли в статус служилых князей великого князя владимирского. Все осуществлённые Иваном I приобретения делались не в состав Московского княжества, а в состав Владимирского великого княжества, право распоряжения которым принадлежало ордынскому хану.
При Иване I и по его инициативе в Москве широко развернулось строительство каменных храмов. В 1326 г. был заложен Успенский собор (вместо прежнего деревянного); в 1328 г. в нём был сооружён особый придел, посвящённый веригам митрополита Петра; в 1329 г. возведена церковь Святого Иоанна Лествичника. В 1330 г. Иван I перенёс в Московский Кремль Спасо-Преображенский (Спаса на Бору) монастырь, для чего был построен монастырский собор. В этот монастырь по просьбе великого князя митрополит Феогност перенёс архимандритию из загородного московского Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря. Великий князь обеспечил монастырю содержание, храм «украси иконами и книгами и сосуды и всякими узорочьи» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 18. 1913. С. 91], привёл в монастырь первого архимандрита Иоанна. В 1333 г. в Кремле был возведён Архангельский собор. Строительная деятельность великого князя не ограничилась возведением храмов: в последние месяцы его жизни, начиная с ноября 1339 г., были построены новые деревянные стены Московского Кремля.
Сохранились две духовные грамоты (завещания) Ивана I, составленные им перед поездками в Орду. Первая из них датируется, согласно наиболее обоснованному мнению В. А. Кучкина, 1336 г., вторая – 1339 г. Это первые по времени сохранившиеся тексты княжеских завещаний.
Они содержат богатый материал по истории Московского княжества, его экономике и социальным отношениям. Согласно обеим духовным грамотам, Иван I делил Московское княжество между тремя сыновьями: наибольший удел выделялся старшему, Семёну, при этом город Москва оставался в совместном владении братьев; также удел выделялся их мачехе – второй жене великого князя.
Сохранились ещё две грамоты Ивана I: печорским (т. е. ходившим в район реки Печора) сокольникам об освобождении от дани (между 1328 и 1340) и жителям вотчины новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря на Волоке (Ламском) об освобождении от всех повинностей по отношению к городским властям (не ранее 1337).
Незадолго до смерти принял схиму.
Был дважды женат: 1-м браком (заключён до 1317) на Елене (ум. 1 марта 1332); 2-м браком (с 1332/1333) на Ульяне (ум. между 1365 и 1372).
Похоронен 1 апреля 1340 г. в основанном им Архангельском соборе Московского Кремля.
Образ Ивана I Даниловича в литературе 14–15 вв.
Житие митрополита Петра, написанное в Москве в 1327 г., характеризует Ивана I как князя «милостива до святыих церкви и до нищих, самого горазда святым книгам, послушателя святых учений» (Житие. 1995. С. 415). Когда после смерти Петра от его гроба стали происходить исцеления, московский князь, «написав те чудеса, и посла в град Володимерь ко святому сбору», после чего епископ ростовский Прохор «нача чести чюдеса» во время службы (Житие. 1995. С. 415).
Известна также «Похвала» Ивану I, представляющая собой приписку к т. н. Сийскому Евангелию. По мнению большинства исследователей (Н. А. Мещерский, Г. И. Вздорнов, Я. Н. Щапов), этот памятник датируется 1340 г., последними месяцами жизни великого князя, а упомянутый в нём заказчик Евангелия – старец Анания – и есть Иван I, принявший, следовательно, незадолго до смерти схиму под этим именем (существуют и противники такого отождествления). В «Похвале» Иван I изображается как могущественный и справедливый правитель, творящий правый суд, как князь, при котором на Руси установилась «тишина».
В московской литературе Иван I преподносится как «собиратель» Русской земли, установивший на ней «тишину», избавивший её на 40 лет (с 1328 до 1368 – времени первого из походов Ольгерда на Москву) от вражеских нападений (последний мотив встречается в Троицкой летописи и в Рогожском летописце в статьях 1328 г.: Присёлков. 1950. С. 359; ПCРЛ. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 44), как правитель, заложивший основы могущества московских князей. Это верно лишь отчасти: с одной стороны, немало в данном направлении было сделано его предшественниками – отцом и старшим братом; с другой стороны, Иван I хотя и был первым московским князем, кто сохранил за собой великое княжение до конца жизни, однако при нём оно ещё не стало наследственным владением московских князей (это будет закреплено лишь в 1389 в духовной грамоте Дмитрия Ивановича Донского). Тем не менее благодаря политике Ивана I после его смерти великое княжение было сохранено ханом Узбеком за московскими Рюриковичами – ярлык на него был передан старшему сыну Ивана I Даниловича Семёну.
Прозвище князя «Калита», встречающееся в источниках с конца 14 в., означает «сумка, мешок с деньгами». По одной версии, в этом прозвище отразились рачительность и скупость великого князя, по другой – щедрость в раздаче милостыни (для чего, как предполагают, он постоянно носил при себе «калиту»).