Династические правители

Иван I Данилович

Ива́н I Дани́лович (Иван I Данилович Калита; в крещении Иоанн) (середина 1280-х гг. – 1340), князь московский (1325–1340), великий князь владимирский (1328–1340). Из московских . Сын . Брат . Отец , (родились в 1-м браке).

Биография до 1325 г.

Впервые упоминается в источниках в связи с событиями 1296 г., когда Даниил Александрович, признанный новгородцами своим князем, отправил его в в качестве наместника. В 1303 г., после смерти отца, по-видимому, участвовал в походе своего старшего брата Юрия, ставшего московским князем, на Можайск, в результате которого было закреплено присоединение города к . В 1305 г., когда Юрий уехал в , собираясь побороться за великое княжение владимирское с тверским князем , Иван Данилович сел на стол в Переяславле (Залесском), находившемся с 1302 г. под властью московских князей. Разбил подступившее к Переяславлю тверское войско.

В последующие годы оставался верным союзником своего старшего брата в борьбе с тверскими князьями за верховенство в Северо-Восточной Руси. Скорее всего, именно он во время частых отлучек Юрия Даниловича из Москвы управлял Московским княжеством. Ивану Даниловичу наряду со своим старшим братом удалось сделать своим союзником митрополита Киевского и всея Руси . Московские князья защитили Петра на Переяславском соборе 1310 г. от обвинений, выдвинутых тверским епископом . Митрополит же затем последовательно поддерживал их в борьбе с тверским князьями, нередко гостил в Москве (скончался там в 1326 и был похоронен в основанном им вместе с Иваном I Даниловичем ).Иван I Данилович по совету митрополита Петра закладывает в Москве первый Успенский собор. 1326. Миниатюра из Лицевого лИван Данилович по совету митрополита Петра закладывает в Москве первый Успенский собор. 1326 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. 31. 7. 30-1. Л. 310. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века: русская летописная история. Кн. 7. 1290–1342. Москва, 2014. С. 271.

В 1317 г., когда Юрий, получивший ярлык на великое княжение, воевал с Михаилом Ярославичем, Иван Данилович ездил в Новгород договариваться с новгородцами о союзных действиях. В 1320 г. ездил в Орду. В 1322 г. также находился в Орде и оказался вынужден принять участие в походе на русские земли ханского посла Ахмыла, искавшего встречи с Юрием Даниловичем, не выплатившим в Орду положенную дань.

Князь московский и великий князь владимирский

После убийства Юрия Даниловича в Орде великим князем владимирским (21 ноября 1325) Иван Данилович как единственный оставшийся к тому времени в живых из сыновей Даниила Александровича стал московским князем, при этом осталось в руках тверских князей: хан передал ярлык на него младшему брату Дмитрия Михайловича . После , непосредственное участие в котором принял Александр Михайлович, Иван I отправился в Орду, в отношениях с которой, в отличие от старшего брата Юрия, соблюдал полную лояльность (распространённое в популярной и художественной литературе представление, будто, ведя такую политику, он предполагал копить силы для последующего свержения , почвы под собой не имеет) и успешно использовал силы Орды для борьбы с политическими противниками, в первую очередь тверскими князьями. Убийство ханского посла Чол-хана (двоюродного брата Узбека) вызвало гнев хана, который зимой 1327/1328 г. направил против Александра Михайловича карательное войско – , к которой присоединились силы Ивана I и некоторых других русских князей.Иван Данилович возвращается в Москву с «Федорчуковой ратью». 1327. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в.Иван Данилович возвращается в Москву с «Федорчуковой ратью». 1327 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. 31. 7. 30-1. Л. 317 об. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века: русская летописная история. Кн. 7. 1290–1342. Москва, 2014. С. 286. В результате действий «Федорчуковой рати» было разгромлено, а Александр Михайлович бежал сначала в Новгород, а затем в Псков.

Прямым следствием этих событий стал раздел ханом Узбеком в 1328 г. Владимирского великого княжества на 2 части, ярлык на одну из которых (включая Новгород и Кострому) получил Иван I Данилович, а на другую (Владимир и Нижегородское Поволжье) – суздальский князь . Тогда же хан повелел вновь приехавшему в Орду Ивану I «искать» Александра Михайловича. Великий князь владимирский вместе с новгородцами отправил к Александру Михайловичу в Псков послов с требованием приехать к хану, но принятый псковичами князь отказался это сделать.

Ивану I удалось наладить тесное взаимодействие с преемником митрополита Петра на кафедре – греком , прибывшим на Русь в 1328 г. В 1329 г. Иван I вместе с митрополитом приехал в Новгород, где 26 марта был возведён на новгородский стол. Оттуда он начал поход со многими другими русскими князьями и новгородцами на Псков, одновременно митрополит наложил на Псков церковное запрещение. Эти обстоятельства вынудили Александра Михайловича бежать в , после чего с псковичами был заключён мир.

После смерти в 1331 г. великого князя владимирского Александра Васильевича Иван I отправился в Орду и благодаря раздаче даров и обещанию больших выплат получил в 1332 г. ярлык на всё великое княжение. В связи с этим он запросил крупную сумму у Новгорода (дабы погасить взятые обязательства), что привело к конфликту с новгородцами, продолжавшемуся и в 1333 г.; в ходе него великий князь дважды (в 1332 и 1333) захватывал Торжок, а в 1332 г. также Бежецкий Верх. Зимой 1332/1333 г. Иван I был вызван ханским послом в Орду, где, по-видимому, сумел выполнить долговые обязательства. В 1334 г. великий князь примирился с новгородцами и в начале 1335 г. приезжал в Новгород. В том же году на обратном пути из Новгорода великий князь посылал войска на Осечен и Рясну – городки , ранее захваченные Великим княжеством Литовским. В 1336 г. совершил ещё одну поездку в Орду. В 1337 г. у Ивана I произошёл новый конфликт с Новгородской республикой: великий князь отправил войско в новгородские владения на Двине, но оно потерпело неудачу.

С 1337 г. Ивану I пришлось вновь противодействовать Александру Михайловичу, получившему прощение от хана Узбека и вернувшемуся на тверское княжение. В 1339 г. великий князь владимирский сначала ездил в Орду сам с двумя сыновьями, а затем отправил туда всех трёх своих сыновей – Семёна, Ивана и Андрея. Александр Михайлович был вызван к Узбеку и 28 октября 1339 г. казнён вместе с сыном Фёдором по повелению хана. В том же году великий князь добился канонизации митрополита Петра, который стал особо чтимым в Москве святым.

Зимой 1339/1340 г. Иван I участвовал в организации ордынско-русского похода на Смоленск, признавший верховенство великого князя литовского , однако лично в походе не участвовал.

Сумел значительно расширить владения великого князя владимирского. Ему удалось приобрести по ханскому ярлыку половину (в 1328 или 1332). По-видимому, при нём в состав великого княжения вошло (также по ярлыку) Дмитровское княжество (скорее всего, в результате поездки в Орду 1336). Осуществил также «купли» Галицкого княжества [со столицей в Галиче (Мерьском)], и . Относительно сути этих «купель» в историографии нет единого мнения: наиболее вероятно, что великий князь приобрёл у местных князей их верховные суверенные права, в результате чего они перешли в статус великого князя владимирского. Все осуществлённые Иваном I приобретения делались не в состав Московского княжества, а в состав Владимирского великого княжества, право распоряжения которым принадлежало ордынскому хану.

При Иване I и по его инициативе в Москве широко развернулось строительство каменных храмов. В 1326 г. был заложен Успенский собор (вместо прежнего деревянного); в 1328 г. в нём был сооружён особый придел, посвящённый веригам митрополита Петра; в 1329 г. возведена церковь Святого Иоанна Лествичника. В 1330 г. Иван I перенёс в Спасо-Преображенский (Спаса на Бору) монастырь, для чего был построен монастырский собор. В этот монастырь по просьбе великого князя митрополит Феогност перенёс из загородного . Великий князь обеспечил монастырю содержание, храм «украси иконами и книгами и сосуды и всякими узорочьи» [ С. 91], привёл в монастырь первого архимандрита Иоанна. В 1333 г. в Кремле был возведён . Строительная деятельность великого князя не ограничилась возведением храмов: в последние месяцы его жизни, начиная с ноября 1339 г., были построены новые деревянные стены Московского Кремля.

Сохранились две духовные грамоты (завещания) Ивана I, составленные им перед поездками в Орду. Первая из них датируется, согласно наиболее обоснованному мнению В. А. Кучкина, 1336 г., вторая – 1339 г. Это первые по времени сохранившиеся тексты княжеских завещаний.

Первая духовная грамота великого князя владимирского и князя московского Ивана I Даниловича Калиты. 1336Первая духовная грамота великого князя владимирского и князя московского Ивана I Даниловича Калиты. 1336. РГАДА. Ф. 135. Оп. I-1. Ед. хр. 1.

Они содержат богатый материал по истории Московского княжества, его экономике и социальным отношениям. Согласно обеим духовным грамотам, Иван I делил Московское княжество между тремя сыновьями: наибольший удел выделялся старшему, Семёну, при этом город Москва оставался в совместном владении братьев; также удел выделялся их мачехе – второй жене великого князя.

Сохранились ещё две грамоты Ивана I: печорским (т. е. ходившим в район реки Печора) сокольникам об освобождении от дани (между 1328 и 1340) и жителям вотчины на Волоке (Ламском) об освобождении от всех повинностей  по отношению к городским властям (не ранее 1337).Преставление Ивана Даниловича Калиты. 1340. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в.Преставление Ивана Даниловича Калиты. 1340 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. 31. 7. 30-1. Л. 380 об. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 7. 1290–1342. М.: ООО «Фирма АКТЕОН», 2014. С. 442.

Незадолго до смерти принял схиму.

Был дважды женат: 1-м браком (заключён до 1317) на Елене (ум. 1 марта 1332); 2-м браком (с 1332/1333) на Ульяне (ум. между 1365 и 1372).

Похоронен 1 апреля 1340 г. в основанном им Архангельском соборе Московского Кремля.

Образ Ивана I Даниловича в литературе 14–15 вв.

Житие митрополита Петра, написанное в Москве в 1327 г., характеризует Ивана I как князя «милостива до святыих церкви и до нищих, самого горазда святым книгам, послушателя святых учений» (С. 415). Когда после смерти Петра от его гроба стали происходить исцеления, московский князь, «написав те чудеса, и посла в град Володимерь ко святому сбору», после чего епископ ростовский Прохор «нача чести чюдеса» во время службы (Житие. 1995. С. 415).

Известна также «Похвала» Ивану I, представляющая собой приписку к т. н. . По мнению большинства исследователей (Н. А. Мещерский, , ), этот памятник датируется 1340 г., последними месяцами жизни великого князя, а упомянутый в нём заказчик Евангелия – старец Анания – и есть Иван I, принявший, следовательно, незадолго до смерти схиму под этим именем (существуют и противники такого отождествления). В «Похвале» Иван I изображается как могущественный и справедливый правитель, творящий правый суд, как князь, при котором на Руси установилась «тишина».

В московской литературе Иван I преподносится как «собиратель» Русской земли, установивший на ней «тишину», избавивший её на 40 лет (с 1328 до 1368 – времени первого из на Москву) от вражеских нападений (последний мотив встречается в и в в статьях 1328 г.: С. 359; Стб. 44), как правитель, заложивший основы могущества московских князей. Это верно лишь отчасти: с одной стороны, немало в данном направлении было сделано его предшественниками – отцом и старшим братом; с другой стороны, Иван I хотя и был первым московским князем, кто сохранил за собой великое княжение до конца жизни, однако при нём оно ещё не стало наследственным владением московских князей (это будет закреплено лишь в 1389 в духовной грамоте ). Тем не менее благодаря политике Ивана I после его смерти великое княжение было сохранено ханом Узбеком за московскими Рюриковичами – ярлык на него был передан старшему сыну Ивана I Даниловича Семёну.

Прозвище князя «Калита», встречающееся в источниках с конца 14 в., означает «сумка, мешок с деньгами». По одной версии, в этом прозвище отразились рачительность и скупость великого князя, по другой – щедрость в раздаче милостыни (для чего, как предполагают, он постоянно носил при себе «калиту»).

  • Русские земли и княжества в 12–15 вв.
  • Московские Рюриковичи
  • Великие князья владимирские
  • Князья (великие князья) московские
  • Русско-ордынские отношения