Google (компания)
Google, американская технологическая компания, специализирующаяся на широком спектре ИТ-продуктов и интернет-сервисов. Учреждена 4 сентября 1998 г. интернет-предпринимателями Л. Пейджем и С. Брином. Основные направления деятельности: развитие одноимённого поискового сервиса, онлайн-реклама, облачные вычисления, разработка программного и аппаратного обеспечения. Наряду с Amazon, Apple, Meta (внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации) и Microsoft входит в пятёрку крупнейших американских ИТ-компаний. С 2003 г. штаб-квартира компании, Googleplex, находится в г. Маунтин-Вью (штат Калифорния).
Компания предоставляет набор сервисов для работы и повышения производительности труда. К инструментам Google, в частности, относятся электронная почта, календари и приложения для тайм-менеджмента (от англ. time management – управление временем), сервисы облачного хранения данных, отправки мгновенных сообщений, проведения видеозвонков и видеоконференций, картографирования и навигации, покупки книг различных форматов, в том числе аудио, а также обмен видеозаписями. Google также разрабатывает мобильную операционную систему Android, веб-браузер Google Chrome и операционную систему ChromeOS. Деятельность компании регулярно подвергается критике со стороны учёных, социальных теоретиков и рядовых пользователей. Google фигурирует в продуктах популярной культуры, нередко в сатирическом ключе.
История компании
История компании Google началась в январе 1996 г. с исследовательского проекта аспирантов Стэнфордского университета в Калифорнии компьютерных инженеров Л. Пейджа и С. Брина. На раннем этапе в стартапе также участвовал программист С. Хассан, написавший основную часть исходного кода поисковой системы Google. Хассан покинул проект до официальной регистрации компании. Впоследствии он занялся робототехникой, в 2006 г. основав компанию Willow Garage (From the garage to the Googleplex).
В сравнении с традиционными поисковыми системами, которые ранжировали результаты по тому, сколько раз поисковые запросы появлялись на странице, Л. Пейдж и С. Брин предложили более совершенный подход. Они разработали алгоритм PageRank, который анализировал взаимосвязи между веб-сайтами и определял их релевантность на основе количества страниц, которые на них ссылались (Jobanputra. 2021). Первую статью о проекте, описывающую PageRank и ранний прототип поисковой системы Google, написали информатик Р. Мотвани и математик Т. Виноград в соавторстве с Пейджем и Брином в 1998 г. (Brin. 1998). Разработчики выбрали для своей системы название Google – эрратив от термина «гугол» (англ. googol), который обозначает число, изображаемое единицей со ста нолями, и символизирует цель поисковой системы – предоставить наибольший объём информации по запросу. Оригинальная домашняя страница Google имела простой дизайн в силу скромного опыта основателей компании в работе с языком разметки HTML, используемым для создания веб-страниц.
Первые крупные инвестиции компания Google привлекла в августе 1998 г. от соучредителя Sun Microsystems А. Бехтольсхайма. Позже разработчики получили средства от основателя Amazon Дж. Безоса и предпринимателя Р. Шрирама. Благодаря этим ресурсам и дополнительным средствам от друзей и семьи, сотрудники Google собрали около 1 млн долл., что позволило открыть первый офис в г. Менло-Парк (штат Калифорния). В начале 1999 г. в круг инвесторов Google вошли ещё несколько венчурных фирм. Изначально они колебались в вопросе об участии в совместных инвестициях, но, учитывая рекомендации и веру в потенциал Google, они согласились инвестировать по 25 млн долл. (Held. 2018).
В марте 1999 г. Google переместила свои офисы в г. Пало-Алто (штат Калифорния), в котором расположено множество известных технологических стартапов Кремниевой долины. В следующем году компания начала продавать рекламу, связанную с ключевыми словами для поиска, несмотря на первоначальное возражение Л. Пейджа и С. Брина против такой модели финансирования поисковой системы. Чтобы сохранить лаконичный дизайн страницы, рекламные объявления оставались текстовыми.
В июне 2000 г. компания Google стала поставщиком поисковой системы по умолчанию для популярного веб-сайта того времени – портала Yahoo!, что сделало Google одним из лидеров рынка интернет-поиска. Благодаря этому слово «google» вошло в повседневный язык и было добавлено в словари Merriam-Webster и Oxford English Dictionary (When Was Google Added To The Dictionary). Новое слово обозначало использование поисковой системы Google для получения информации в Интернете.
В 2001 г. инвесторы Google решили усилить внутренний менеджмент и привлекли компьютерного инженера Э. Шмидта в качестве председателя правления и генерального директора. Несмотря на начальное нежелание вступать в Google, Шмидт согласился купить привилегированные акции на 1 млн долл. в знак своей приверженности интересам компании (Vise. 2005).
В июне 2013 г. Google приобрела геонавигационную компанию Waze за 966 млн долл. (Kerr. 2013). Waze сохранила независимость, но её социальные функции, включая краудсорсинговую платформу определения местоположения, были интегрированы в картографический сервис Google Maps. В 2014 г. Google объявила о приобретении DeepMind Technologies – лондонской компании, специализирующейся на искусственном интеллекте (ИИ), за 500 млн долл. (Shu. 2014). DeepMind способствовала расширению ИИ-направления деятельности Google, а её приложение AlphaGo впервые в истории обыграло рекордсмена-профессионала в игре го в 2015 г. (Гринфилд. 2019).
В 2015 г. компания Google объявила о радикальной реструктуризации бизнеса, в рамках которой была создана холдинговая структура Alphabet. Мера была направлена на оптимизацию управления всё более разнообразным и растущим портфелем компании. Alphabet объединила не только ключевые продукты Google, такие как поисковая система, онлайн-реклама и облачные технологии, но и различные проекты и подразделения, занимающиеся передовыми исследованиями в области ИИ. Одной из ключевых целей создания Alphabet было предоставление каждому подразделению (включая Google) большей степени автономии и свободы в своей деятельности. Это позволило каждому отделу более гибко управлять своими ресурсами и фокусироваться на инновационных исследованиях в своей области. Такой подход стимулировал разнообразие исследовательских проектов внутри компании и быстрое развитие новых технологий.
В 2019 г. Google объявила о выходе на рынок видеоигр, запустив облачную игровую платформу под названием Google Stadia (Присекин. 2022). Однако в январе 2023 г. её серверы были отключены. В апреле 2020 г. Google анонсировала комплекс мер по оптимизации расходов в связи с пандемией COVID-19: сокращение найма новых сотрудников, смещение фокуса деятельности и изменение инвестиционной политики. Пандемия привела к тому, что большинство сотрудников начали работать из дома, и Google заявила, что часть рабочих мест останется в удалённом формате даже после её окончания (Kovar. 2023).
В 2022 г. компания Google начала принимать запросы на удаление телефонных номеров, физических адресов и информации об электронной почте из результатов поиска. Эти шаги были предприняты в развитие ранее введённых мер защиты личных данных. В частности, в общий доступ могли попасть номера социального страхования, банковских счетов и кредитных карт, личные подписи и медицинские записи пользователей.
В начале 2023 г., после успеха чат-бота на основе ИИ ChatGPT и опасений, что Google отстаёт в гонке развития ИИ, высшее руководство компании выпустило новую директиву. Согласно ей, все наиболее важные продукты, т. е. такие, чья аудитория превышает 1 млрд пользователей, в течение нескольких месяцев должны быть обеспечены алгоритмами генеративного ИИ (Love. 2023).
Культурное влияние
Корпорация Google внесла значительный вклад в современную культуру, который выражается как в изменении повседневных привычек людей по поиску информации в Интернете, так и в формировании общественного восприятия технологических гигантов. Google как пионер и лидер в области интернет-поиска стала неотъемлемой частью цифровой жизни. Влияние компании и отдельных её продуктов и сервисов, таких как Google Maps, YouTube и Android, отразилось и на глобальной массовой культуре. Набор приложений Google Maps изменил восприятие мира людьми, сделав доступной детализированную картографическую информацию. YouTube, приобретённый Google в 2006 г., стал одной из ведущих платформ для производства и распространения контента, породив плеяду знаменитостей и множество общекультурных феноменов. Операционная система для мобильных устройств Android активно представлена на рынке смартфонов и оказывает влияние на дизайн и функциональность мобильных приложений (Nick. 2023).
В популярную культуру образ компании Google вошёл через фильмы, книги и телешоу. К примеру, первое упоминание глагола «гуглить» (англ. to google) на телевидении зафиксировано в 2002 г. в сериале «Баффи – истребительница вампиров» («Buffy the Vampire Slayer», 1997–2003). Это слово стало синонимом поиска информации в Интернете, сделав корпорацию неотъемлемым элементом повседневной культуры. Офис Google выступает местом действия комедии «Кадры» («The Internship», 2013, режиссёр Ш. Леви), высмеивающей современную корпоративную культуру и индустрию хайтека. В фильме шутят над стереотипами об ИТ-сфере и гик-культуре и предлагают комический портрет современного корпоративного мира. Вместе с тем корпорация Google изображается в «Кадрах» слишком позитивно, как будто бы в ней могут успешно работать взрослые люди, ничего не понимающие в цифровых технологиях. Более едко Google изображается в одном из эпизодов мультсериала «Южный парк» [«Человекайпадоножка» («HumancentiPad»), 2011; сезон 15, серия 1], в котором высмеивается практика слепой подписи пользовательского соглашения.
Существует множество документальных фильмов о корпорации. К примеру, картина «Google и всемирный мозг» («Google and the World Brain», 2013, режиссёр Б. Льюис) посвящена сервисам Google, связанным с распространением литературы. В фильме поднимается вопрос о том, подрывает ли масштабное сканирование книг на английском языке роль классических европейских языков, на которых изначально были написаны многие произведения. Авторы показывают, что, несмотря на все издержки и амбиции Google, сотрудники компании делают многое для демократизации доступа к знаниям. В целом Google стала символом технологического прогресса и инноваций, а история её создания и успеха служит источником вдохновения для многих интернет-предпринимателей.
Критика корпорации
Критика Google исследователями технологий и влияния цифровой трансформации на общество концентрируется на нескольких аспектах деятельности компании, её роли в повседневной жизни людей и устройстве власти. Так, урбанист и технотеоретик А. Гринфилд акцентирует внимание на том, как технологии, разрабатываемые и предоставляемые корпорацией Google, встраиваются в социальную ткань. Гринфилд выдвигает идею о том, что внедрение таких технологий может иметь далеко идущие последствия для индивида, создавая новые формы контроля и зависимости. Особое внимание Гринфилд уделяет ограничению свободы и автономии человека в условиях всеобъемлющего техноцентризма (Гринфилд. 2019). Ш. Зубофф описывает проблемы, связанные с массовым сбором персональных данных корпорациями, включая Google. Зубофф выражает опасения относительно развития надзорного капитализма – описанного ею феномена, в котором информация о поведении пользователей применяется для того, чтобы продавать корпорациям данные о потребительских предпочтениях и манипулировать ими в целях максимизации прибыли. Её работа подсвечивает уже существующие проблемы приватности, свободы и этических аспектов деятельности Google (Зубофф. 2022).
Приватность подвергается угрозе в условиях бурного развития технологий и практик сбора данных. Исследователи выражают обеспокоенность «цифровым патернализмом» (англ. digital paternalism) Google – механизмом принятия решений цифровыми платформами и сервисами от имени пользователей, ограничивающим их выбор, степень индивидуальной автономии. Это может проявляться в сознательном сужении возможностей или настроек, которые изменяют пользовательский опыт под влиянием заранее заданных алгоритмов и конфигураций (The tracked society ... 2020). Цифровой патернализм Google направлен на оптимизацию поведения пользователей. Иногда решения принимаются исходя из предполагаемых потребностей пользователей, что угрожает их свободе воли. Примером служат персонализированные рекомендации и фильтры поиска, которые приводят к формированию информационных «пузырей» и ограничению восприятия. Такой цифровой патернализм вызывает вопросы о балансе между удобством и сохранением возможностей выбора, требуя внимательного анализа практик Google с точки зрения их воздействия на индивидуальные права и свободы.
Проблемы приватности и доступности технологий Google привели не только к критике деятельности компании, но и к реальным проблемам реализации её продукции. К примеру, устройство Google Glass, представляющее собой «умные» очки со встроенным экраном дополненной реальности, не сумело завоевать популярность. Во-первых, потребители оказались не готовы к тому, чтобы постоянно использовать носимое устройство с камерой. Опасения вызывало вторжение в личную жизнь, например возможное ведение скрытой видеозаписи (Williams. 2023). Во-вторых, Google Glass оказались дорогими и не предлагали достаточно полезных функций, чтобы оправдать свою цену. Негативное восприятие продукта со стороны пользователей привело к тому, что потенциальные покупатели не увидели в этом устройстве реальной ценности (Reynolds. 2015). Как следствие, очки Google Glass не смогли удержаться на рынке носимых технологий и были отозваны с рынка.
Google в России
Корпорация Google оказала значительное влияние на отечественную цифровую среду, предоставляя широкий спектр своих сервисов и решений. Одним из ключевых продуктов, популярных в России, выступает её поисковая система. Выражение «гуглить» вошло в русский язык, и многие люди предпочитают использовать Google для поиска информации в Интернете.
Высоко востребован в России принадлежащий Google видеохостинг YouTube. Российские пользователи активно загружают и просматривают видео на этой платформе, создавая свои каналы и производя оригинальный контент. Операционная система Android, разработанная Google, широко представлена на рынке мобильных устройств в России. Множество смартфонов и планшетных устройств, работающих под управлением Android, используются российскими потребителями (Market share held by mobile operating systems in Russia from 2009 to 2022).
Однако Google также сталкивается с рядом вызовов в России. Например, вопросы, связанные с защитой персональных данных и требованиями российского законодательства, создают сложности для развития компании на отечественном рынке. В частности, российское законодательство предъявляет требования к хранению данных на территории страны, что непосредственно затрагивает деятельность Google (Цукергохер. 2022).
Обоснованные претензии к корпорации связаны с тем, что сбор данных пользователей на территории России осуществляется неявно, без их согласия или возможности оспорить нарушение приватности на основании отечественного законодательства. По мнению критиков, объём собираемой информации может превышать необходимый минимум для обеспечения функциональности услуг. Например, практика массового сбора геолокационных данных без выраженного согласия пользователей поднимает вопросы о её целесообразности и этичности (Semogan. 2019). Также вызывает беспокойство неопределённость намерений по использованию собранных данных, которые могут быть проданы, например в маркетинговых целях. Прозрачность деятельности компании для российских потребителей и системы правосудия является ключевым фактором укрепления доверия со стороны пользователей, чего компания не смогла и не может обеспечить.