Анимационный сериал
Анимацио́нный сериа́л (мультипликационный сериал, мультсериал), многосерийное аудиовизуальное произведение, выполненное в одной из техник анимации; разновидность (формат) анимационного кино.
Особенности формата
Для анимационных сериалов характерны основные черты сериала как медиума: единое название, открытость или закрытость сюжета, слабая или сильная связанность серий между собой («горизонтальный» или «вертикальный» тип построения сюжета).
Более трудоёмкий процесс производства и ориентация преимущественно на детскую аудиторию задали некоторые структурные отличия мультсериалов от игровых сериалов. В частности, анимационные сериалы обычно короче, а регулярность выхода отдельных эпизодов стала правилом лишь с распространением телевизионных мультсериалов. В случае с анимацией, особенно на ранних (дотелевизионных) этапах её развития, различие между сериалом и циклом (нерегулярной серией произведений с одними героями, подчас не имеющей общего названия и заставки) зачастую была несущественной.
Техники анимации, используемые при создании мультсериалов, в целом не отличаются от тех, которые применяются в анимационном кино. На протяжении значительной части истории формата (в частности, после разделения анимации на телевизионную и кинотеатральную) он рассматривался как менее престижный, а потому привлекал меньшие бюджеты, что выражалось в упрощённом техническом исполнении анимационных сериалов.
1910–1920-е гг.: зарождение мультсериалов
Первые мультсериалы появились в США вскоре после появления анимационных фильмов. Первопроходцем формата стал карикатурист С. Смит, перенёсший на экран персонажа своих комик-стрипов – говорящего гуся по имени Старый Доктор (Док) Як (Old Doc Yak). 1-я серия одноимённого мультсериала («Doc Yak») была показана в июле 1913 г.; сериал выходил до 1915 г., всего было выпущено 20 эпизодов. В том же 1913 г. аниматор Дж. Брэй создал второй мультсериал – «Полковник Хиза-лгун» («Colonel Heeza Liar», 1913–1917, 1922–1924; 58 эпизодов), главным героем которого стал комический персонаж – лжец, напоминающий барона Мюнхгаузена.
Оба мультсериала имели успех, однако после Первой мировой войны их потеснил анимационный проект изобретателя ротоскопа М. Флейшера – сериал «Из чернильницы» [«Out of the Inkwell», 1918–1929; с 1927 – «Чернильные чертята» («Inkwell Imps»); 134 эпизода]. Другие заметные мультсериалы эпохи немого кино: «Матт и Джефф» («Mutt and Jeff», 1916–1926, режиссёры Ч. Бауэрс и Р. Барре; 292 эпизода), «Бобби Бампс» («Bobby Bumps», 1915–1925, режиссёр Дж. Брей), «Басни Эзопа» («Aesop’s Fables», 1921–1933, режиссёры П. Терри, Дж. Фостер и др.), «Комедии Алисы» («Alice Comedies», 1923–1927, режиссёры У. Дисней и А. Айверкс).
Характерной чертой многих первых мультсериалов была нераздельность игровой съёмки и анимации. Так, например, Флейшер присутствует в своих мультфильмах в качестве одного из главных героев – создателя персонажей. Другая особенность состояла в нерегулярности выхода новых серий (только «Басни Эзопа» Терри стали выходить по плану – 1 раз в неделю).
За пределами США анимационные сериалы в эпоху немого кино были редкостью. Автором первого французского анимационного цикла стал Эмиль Коль, совместно с художником Б. Рабье создавший в 1916 г. три мультфильма с одним главным героем – псом Фламбо. Его же авторству принадлежит сериал «Приключения никеленогих» («Les Aventures des Pieds Nickelés», 1917–1918; 5 эпизодов). Карикатурист, иллюстратор О’Галоп (М. Российон) создал мультсериал «Бекассот» («Becassotte», 1919–1920), художник Альбер Мурлан – «Потирон» («Potiron», 1921), писатель Роберт Лортак – «Тото» («Toto», 1921–1924) и «Меканикас» («Mécanicas», 1923–1925). Во всех случаях произведения кратно уступали в количестве эпизодов американским мультфильмам. В Швеции Виктор Бергдал в 1916–1922 гг. создал 13-серийный цикл мультфильмов об оригинальном мультперсонаже – Капитане Гроге (Kapten Grogg); структурно этот цикл намного ближе к американским мультсериалам и может считаться первым полноценным европейским анимационным сериалом (Bendazzi G. Animation. Vol. 1. Burlington, 2015. P. 67).
В отличие от киносериалов той эпохи мультсериалы были менее продолжительными (как правило, не более 10 мин) и ориентировались на детскую аудиторию. Другой особенностью мультсериалов было значительно большее число эпизодов и, соответственно, больший срок жизни проекта. Многим анимационным киносериалам удалось пережить эпоху немого кино и продолжить выходить уже в озвученном виде. Таковы, например, мультсериалы «Фермер Эл Фэлфа» («Farmer Al Falfa», 1915–1955, режиссёр П. Терри), «Сумасшедший кот» («Krazy Kat», 1916–1940) и «Кот Феликс» («Felix the Cat», 1919–1928, режиссёр П. Салливан). Ранние анимационные сериалы были горизонтальными по структуре: истории, рассказывавшиеся в отдельных эпизодах, имели законченный сюжет, а единственным связующим звеном между ними были постоянные персонажи (исключение составляют сериалы-антологии вроде «Басен Эзопа»).
В СССР также предпринимались попытки создать «серийных» персонажей: в 1928 г. аниматор А. В. Иванов создал немой мультфильм «Тип-Топ в Москве», а в 1929 г. А. М. Роом и В. Г. Легошин выпустили звуковую картину о том же герое – «Тип-Топ – звуковой изобретатель»; однако далее цикл не развивался. В 1928–1929 гг. художник и аниматор Ю. А. Меркулов создал 2 серии кукольного мультсериала о человечке Братишкине («Братишкин в казарме» и «Приключения Братишкина»), но и он не получил продолжения.
1930–1940-е гг.: «золотой век» голливудской анимации
Расцвет мультсериалов, рассчитанных на кинотеатральный прокат, пришёлся на 1930–1940-е гг. В 1930 г. студия Ub Iwerks Studios выпустила первый цветной мультфильм – первую серию из 38-серийного цикла о лягушонке Флипе («Flip the Frog», 1930–1933). Многие нововведения этого периода связаны прежде всего с деятельностью студии У. Диснея – Walt Disney Productions. Импульсом к развитию этого сегмента киноиндустрии послужило изобретение техники мультипликации по ключевым кадрам, а также стремление адаптировать к формату наиболее важные инновации игрового кинематографа. Так, уже в 1928 г. в короткометражной картине «Пароходик Вилли» («Steamboat Willie») – третьем мультфильме с участием Микки Мауса – Дисней впервые в мире использовал синхронизированный звук. Другим нововведением Диснея стала популяризация мультперсонажей, которые стали превращаться в самый узнаваемый элемент продукции Walt Disney Productions (маскот) и важный источник франшизных доходов компании. Наиболее узнаваемым из них стал мышонок Микки Маус, впервые появившийся в мультфильме «Безумный самолёт» («Plane Crazy», 1928). Одновременно студия Диснея выпускала цикл «Наивная симфония» («Silly Symphony», 1929–1939; 75 серий), в котором среди прочих появился второй ключевой персонаж Диснея – утёнок Дональд Дак.
Другие компании из числа мейджоров киноиндустрии активно заимствовали новации Диснея. Компания М. Флейшера – Fleischer Studios – выпускала анимационные сериалы «Моряк Попай» («Popeye the Sailor», 1933–1957), «Говорящие мультфильмы» («Talkartoons», 1929–1932) и «Песни на экране» («Screen Songs», 1929–1951), благодаря которым широкую известность получили персонажи Попай и Бетти Буп. Студия Warner Bros. Cartoons запустила сериалы «Безумные мотивы» («Looney Tunes», с 1930) и «Весёлые мелодии» («Merrie Melodies», 1931–1969, 1979–1997), создав вселенную собственных персонажей: кролика Багза Банни, охотника Элмера Фадда, утку Даффи Дака, поросёнка Порки Пига и др. Наиболее значительным мультсериалом компании Columbia Pictures стала «Цветная рапсодия» («Color Rhapsodies», 1934–1949). Аниматоры У. Ханна и Дж. Барбера создали для студии Metro-Goldwyn-Mayer Тома и Джерри – персонажей, на основе которых был создан один из наиболее влиятельных мультсериалов «золотого века» американской анимации («Tom and Jerry», 1940–1958, 1961–1967). Студия П. Терри Terrytoons запустила сериал о мыши-супергерое Майти Маусе («Mighty Mouse», 1942–1961).
Несмотря на почти полное господство американских мультсериалов, в 1930–1950-е гг. формат получил распространение и в других странах, зачастую под прямым влиянием анимации Диснея. Так, в Великобритании в 1947 г. аниматор Э. Дайер создал 3-частную картину «Война белок» («Squirrel War»). В 1948–1950 гг. основанная выходцем из Walt Disney Productions Д. Хэндом британская студия Gaumont British Animation выпускала мультсериал «Animaland»; проект, задуманный как ответ на анимацию Диснея, оказался провальным. В 1933–1936 гг. русско-французский аниматор В. А. Старевич посвятил 6 короткометражных мультфильмов приключениям пса Фетиша (Fétiche), однако 5-й эпизод цикла не вышел из-за проблем со звуком, а 6-й не был завершён. Ещё менее успешными были послевоенные французские мультсериалы: циклы об Анатоле (1947, режиссёр Альбер Дюбу; 2 серии) и о персонажах Кри-Кри и Людо (1946, режиссёр А. Пайен; 2 серии). Австрийский аниматор Й. Вайхбергер в 1938 г. создал немой 12-серийный сериал «Фриц и Фрац» («Fritz und Fratz») и 3-частную картину «Приключение Петерле» («Peterle’s Abenteuer», 1941). Испанская компания Dibsono Films выпускала мультсериалы «Дон Клеке» («Don Cleque», 1941–1945), «Сивилон» («Civilón», 1942–1943) и «Каракули» («Garabatos», 1941–1945). В большинстве случаев аниматоры дотелевизионной эпохи за пределами США отдавали предпочтение несерийным короткометражным или полнометражным мультфильмам.
В СССР в 1930–1950-е гг. мультсериалы также находились на периферии внимания аниматоров. К этому периоду относится лишь 2-серийный цикл о Кляксе (1935, режиссёры В. Г. Сутеев и Л. К. Атаманов).
1950–1970-е гг.: приход мультсериалов на телевидение
Создатели анимационных сериалов быстро отреагировали на появление и распространение телевидения. Уже в 1950 г. американский телеканал NBC начал показывать первый крупный мультсериал, выпущенный специально для телевидения, – созданную аниматорами А. Андерсоном и Дж. Уордом комедию «Кролик-крестоносец» («Crusader Rabbit», 1950–1952, 1956–1959). Всего было выпущено 455 эпизодов: 195 чёрно-белых и 260 цветных. Серии длились около 4 мин и имели между собой, пусть и слабую, сюжетную связь. При этом мультфильм был анимирован лишь частично: значительную частью экранного времени занимали неподвижные слайды. Успех мультсериала проложил путь формату на телевидение. В 1957–1960 гг. был показан мультсериал У. Ханны и Дж. Барберы «Рафф и Редди» («Ruff and Reddy»), многое позаимствовавший у «Кролика-крестоносца», а в 1958–1961 гг. – их же «Шоу пса Хекльберри» («The Huckleberry Hound Show»), уже куда более близкое по технике исполнения к мультсериалам «золотого века». В 1959–1964 гг. создатели «Кролика-крестоносца» выпустили «Шоу Рокки и Буллвинкля» («The Rocky and Bullwinkle Show»). Адаптировались и мультфильмы, созданные ранее для большого экрана: место в эфире получили «Безумные мотивы», «Весёлые мелодии», «Том и Джерри» и многие другие успешные сериалы 1930–1940-х гг.
К концу 1950-х гг. в США анимационные сериалы стали привычным элементом телевизионного эфира (Bendazzi G. Animation. Vol. 2. New York, 2015. P. 100), хотя и ориентированным почти исключительно на детей. Как правило, они транслировались по утрам в выходные, когда взрослая аудитория была минимальной, что породило термин «мультфильм субботнего утра» (Saturday-morning cartoon). На рубеже 1950–1960-х гг. эта тенденция сломалась: появились первые анимационные ситкомы, ориентированные в том числе и на взрослых и даже демонстрируемые в прайм-тайм (Booker. 2006. P. ix). Первый подобный сериал – «Флинстоуны». Среди других ситкомов творческого тандема Ханна-Барбера, показывавшихся в прайм-тайм: «Топ Кэт» («Top Cat», 1961–1962), «Джетсоны» («The Jetsons», 1962–1963), «Джонни Квест» («Jonny Quest», 1964–1965), а также «Шоу Элвина» («The Alvin Show», 1961–1962, режиссёр Р. Багдасарян), «Бини и Сесиль» («Beany and Cecil», 1962, режиссёр Б. Клампетт). В конце 1960-х гг. 1-я волна популярности анимационных ситкомов спала и они покинули прайм-тайм.
Бум сериальной анимации произошёл в 1960-е гг. в Японии, где производством серийного аниме занялся телеканал Fuji TV. В 1963–1966 гг. он показал 193-серийное аниме «Астробой» (鉄腕アトム) – адаптацию одноимённой манги, выпущенной в 1952 г. художником Тэдзука Осаму (он же выступил режиссёром аниме-сериала). В 1965–1966 гг. демонстрировался другой мультсериал того же автора – «Император джунглей» (ジャングル大帝), а в 1963–1964 гг. – «Восьмой человек» (8マン) Каваcима Харуюки. В 1966–1968 гг. японский телеканал NET показал аниме «Ведьма Салли» (魔法使いサリー), а в 1969 г. Fuji TV запустил продолжающийся ныне мультсериал «Садзаэ-сан» (サザエさん). Японское аниме быстро доказало свой высокий экспортный потенциал: в частности, популярностью в США пользовались «Астробой», «Император джунглей» и некоторые другие сериалы.
В 1950–1960-е гг. стало выходить всё больше мультсериалов и в Европе, где объёмы производства оставались несопоставимо более низкими, чем в США, в силу отсутствия собственных мейджоров, способных выделять значительные ресурсы на долгоиграющие проекты. Так, первый британский телевизионный мультсериал «Фу Фу» («Foo Foo») студии Halas & Batchelor был показан в 1959–1960 гг. Во Франции имели успех мультсериалы Жана Имажа: «Приключения Джо» («Les Aventures de Joe», 1960–1968), «Фонтан трёх солдат» («La Fontaine des trois soldats», 1963), «Пиколо и Пикколетта» («Picolo et Piccolette», 1964). Первый популярный итальянский мультперсонаж – Калимеро (Calimero) – появился в 1963 г. Новые анимационные сериалы выпускались в странах восточного блока. В Чехословакии в 1957 г. была показана 1-я серия мультсериала З. Милера «Крот» («Krtek», 1957–2002), в Польше В. Небрехецкий и другие режиссёры создали мультсериал «Болек и Лёлек» (1962–1986), в Югославии З. Гргич запустил мультсериал «Профессор Бальтазар» («Profesor Baltazar», 1967–1978).
В СССР производство телевизионных мультсериалов стало активно развиваться с конца 1960-х гг. Популярностью пользовались сериалы «Ну, погоди!» (1969–2017, режиссёры В. М. Котёночкин и др.) и «Винни-Пух и все-все-все…» (1969–1972, режиссёр Ф. С. Хитрук), 5-серийный «Маугли» (1967–1971, режиссёр Р. В. Давыдов). В 1970-е гг. выходили такие знаковые мультсериалы, как «Приключения кота Леопольда» (1975–1987, режиссёр А. И. Резников), «38 попугаев» (1976–1991, режиссёр И. В. Уфимцев), «Котёнок по имени Гав» (1976–1982, режиссёры Л. К. Атаманов и др.).
1980–1990-е гг.: кризис и поиски новых форм
В 1980-е гг. в США формат исчерпал свой потенциал: большинство мультсериалов эксплуатировали шаблонные сюжетные тропы, плохо прописанные персонажи, от которых аудитория успела устать (Perlmutter. 2014. P. 171). Преодолеть наметившийся кризис и повысить прибыльность мультсериалов должна была интеграция анимационных вселенных с линейками игрушек. Среди наиболее популярных мультсериалов такого типа: «Хи-Мен и властелины вселенной» («He-Man and the Masters of the Universe», 1983–1985) – адаптация линейки «Властелины вселенной» корпорации Mattel; «Трансформеры» («The Transformers», 1984–1987) – адаптация одноимённой линейки компании Hasbro; «Джо-солдат: Настоящий американский герой» («G.I. Joe: A Real American Hero», 1983–1986) – адаптация линейки Hasbro; «Громовые коты» («ThunderCats», 1985–1989) – адаптация линейки игрушек компании LJN.
Если успешный мультфильм базировался на комиксе или оригинальном сюжете, франшиза зачастую выстраивалась вокруг него уже постфактум. Так было, например, с мультсериалом «Черепашки-ниндзя» («Teenage Mutant Ninja Turtles», 1987–1996). Другая заметная тенденция 1980-х гг. – заимствования из аниме (или даже адаптация сюжетов японских мультсериалов). Таковы популярные мультсериалы «Роботех» («Robotech», 1985), сюжет которого объединяет истории трёх различных японских аниме-сериалов, и «Вольтрон: Защитник вселенной» («Voltron», 1985) – адаптация японского сериала «Повелитель ста зверей Голион» (百獣王ゴライオン, 1981–1982).
Чтобы удерживать внимание аудитории, сценаристы чаще стали отходить от концепции горизонтального сериала в сторону вертикального: сюжетные арки длиной в несколько серий появились, например, в «Трансформерах» и «Джо-солдате». Другим примером подобного подхода можно назвать сериал «Жизнь с Луи» («Life With Louie», 1994–1998, режиссёры М. О’Каллаган и др.), сочетавший стандартную форму семейного ситкома с развитием истории о взрослении мальчика (янг-эдалт) в США 1960-х гг.
Новацией 1980-х гг. стало появление анимационных ситкомов нового типа – комедийных сериалов, рассчитанных главным образом на взрослую аудиторию. Первым образцом этого направления стал мультсериал «Симпсоны» М. Грёнинга. Совместив анимацию с часто присутствующей в игровых ситкомах сатирой на социальное устройство и повседневную жизнь, пародией на значимые явления массовой культуры, «Симпсоны» существенно расширили аудиторию мультсериалов, показав, что анимация не обязательно должна быть детской («Симпсоны» как философия. 2005; Павлов. 2015). В 1990-е гг. за ними последовали такие взрослые анимационные ситкомы, как «Южный парк» (Павлов. 2012), «Гриффины», «Футурама» и др.
В 1980–1990-е гг. японские аниме-сериалы становились всё более разнообразными. Аниме о футболисте «Капитан Цубаса» (キャプテン翼, 1983–1986, режиссёр Мицунобу Хироёси) стало первым всемирно известным японским мультсериалом в жанре спортивной драмы – спокона (япон. スポ根; сокращение от スポーツ – спорт и 根性 – сила воли). Позднее вышел успешный спокон-сериал о баскетболе – «Слэм-данк» (スラムダンク, 1993–1996, режиссёр Нисидзава Нобутака). Аниме-сериал «Жемчуг дракона» (ドラゴンボール, 1986–1989, режиссёры Окадзаки Минору и Нисио Дайсукэ) адаптировал к формату моду на боевые искусства. Другие близкие примеры: сериалы «Первый шаг» (はじめの一歩, 2000–2002, режиссёр Нисимура Сатоси), «Боец Баки» (グラップラー刃牙, 2001, режиссёр Асада Юдзи) и др. В 1995–1996 гг. на экраны вышел 26-серийный анимационный мини-сериал «Евангелион» – ставшая культовой постапокалиптическая психологическая драма, заложившая основу жанра меха.
Успешные мультсериалы создавались и в Европе. Так, в 1984–1988 гг. французская студия BZZ Films выпустила 26-серийный мультсериал «Бибифок» («Bibifoc»), в международном прокате получивший известность как «Сиберт» («Seabert»). Результатом американо-французской копродукции стал мультсериал «Инспектор Гаджет»; в 1991–1992 гг. вышел французско-канадский анимационный сериал «Приключения Тинтина» («Les aventures de Tintin», режиссёр С. Бернаскони) по знаменитому одноимённому комиксу Эрже. В Британии студия Cosgrove Hall Films выпустила комедийный хоррор «Граф Даккула» («Count Duckula», 1988–1993, режиссёры К. Альфонсо и др.).
В СССР в 1980-е гг. формат продолжал развиваться по ранее намеченной траектории с ориентацией на детскую аудиторию и превалированием коротких сериалов и многосерийных анимационных телефильмов. К первой категории относятся 7-серийный «Доктор Айболит» Д. Я. Черкасского, который был показан в 1984–1985 гг., и выполненный в технике кукольной анимации «Боцман и попугай» (1982–1986, режиссёр М. А. Каменецкий). Среди многосерийных мультфильмов – «Алиса в Стране чудес» (1981) и «Алиса в Зазеркалье» (1982) Е. А. Пружанского. Примечательное исключение из преимущественно детской продукции составляет сатирический мультсериал «Контакты… конфликты» (1984–1987, режиссёр Е. А. Гамбург).
В 1990-е гг. в России на экраны вышли 8-серийный мультсериал «Маленький лисёнок» (1989–1994, режиссёр Б. Д. Тузанович) и 12-серийный мультфильм «Незнайка на Луне» (1997–1999, режиссёры А. Е. Люткевич и др.). В этот же период на российские экраны стали массово попадать зарубежные мультсериалы.
21 в.: новые технологии и среды
В первые десятилетия 21 в. произошёл почти повсеместный переход студий от традиционной анимации к компьютерной, что сильно удешевило производство. В США в 2000-е гг. произошла важная перемена в дистрибуции мультсериалов: на смену субботним утренним блокам на каналах общего профиля пришли специализированные кабельные каналы: Nickelodeon, Cartoon Network и Disney Channel (Perlmutter. 2014. P. 305). Оставшиеся на основных телеканалах анимационные ситкомы для взрослых, как, например, проекты шоураннера С. Макфарлейна «Американский папаша» («American Dad!», с 2005) и спин-офф сериала «Гриффины» – «Шоу Кливленда» («The Cleveland Show», 2009–2013), стали ещё критичнее и острее.
Как и в случае с игровыми сериалами, кабельные каналы стали пространством экспериментов с форматом. Так, в 2010 г. на канале Cartoon Network был запущен мультсериал «Время приключений» – абсурдистская приключенческая комедия, задавшая новый стандарт взрослых мультсериалов. Стилистически близкими являются шоу «Обычный мультик» («Regular Show», 2010–2017, режиссёры М. Рос и Дж. Инфантино), «Гравити Фолз» и «Рик и Морти».
В середине 2010-х гг. производство мультсериалов освоили стриминговые сервисы. Первопроходцем стала платформа Netflix с трагикомедией для взрослых «Конь БоДжек» (Павлов. 2019), ситкомом «Большой рот» и фэнтези «Принц-дракон» («Dragon Prince», с 2018, режиссёры У. Спэнгсберг и Дж. Вольпе), научно-фантастической антологией для взрослых «Любовь. Смерть. Роботы» («Love, Death & Robots», с 2019) и др. Важным производителем анимационных веб-сериалов стал сервис Disney+ со спин-оффом полнометражного мультфильма «Корпорация монстров» – «Монстры за работой» («Monsters at Work», с 2021, режиссёр Б. Ганнауэй), супергеройской антологией в рамках киновселенной Marvel «Что, если?..» («What If…?», с 2021, режиссёр Б. Эндрюс), ситкомом «Семейка Праудов: Более громкие и более гордые» («The Proud Family: Louder and Prouder», с 2022).
Япония продолжила удерживать место второго после США центра производства мультсериалов. Среди множества аниме, завоевавших популярность внутри страны и в мире, выделяются «Наруто» (ナルト, 2002–2007, режиссёр Датэ Хаято) по одноимённой манге и его сиквел – «Наруто: Ураганные хроники» (ナルト 疾風伝, режиссёр Датэ Хаято и др.), «Тетрадь смерти» и «Атака титанов».
В России новый этап развития индустрии мультсериалов пришёлся на 2000-е гг., когда сразу несколько студий перешли к созданию многосерийной анимации для детей. Так, студия «Петербург» в 2004 г. запустила анимационный сериал «Смешарики», а в 2010 г. – мультсериал «Фиксики». Студия «Мельница» создала мультсериалы «Лунтик и его друзья» (с 2006, режиссёры Д. С. Шмидт и др.) и «Барбоскины» (с 2011, режиссёры Е. Салабай и Е. Галдобина). В нише анимационных ситкомов для взрослых ярче всего показал себя телеканал «2х2», создавший мультсериалы «School 13» (2007–2011, режиссёр Д. Меньшиков), «Пыхчево» (2010, режиссёр К. Самарина) и «Атомный лес» (2012–2014, режиссёр А. Лебедев).