Браузер
Бра́узер (веб-браузер, интернет-браузер) (от англ. browse – просматривать, листать), компьютерная программа для просмотра сайтов, веб-документов, файлов и их каталогов, содержания файлов различных текстовых, графических, аудио-, видео- и других форматов, управления веб-приложениями.
Веб-браузеры предназначены для извлечения контента из Интернета или с локального устройства хранения и для отображения его на устройстве пользователя. Таким образом, браузер является прикладным программным обеспечением, рассчитанным на взаимодействие с пользователем и решение конкретных задач на основе различных интерфейсов и алгоритмов. Например, браузер может применяться для поиска, не будучи при этом поисковой системой: чтобы воспользоваться такой системой на сайте, который предоставляет ссылки на другие ресурсы по запросу пользователя, необходимо подключение к соответствующему серверу и выведение данных с помощью браузера (Manasa. DIfference between search engine and browser).
Некоторые браузеры по умолчанию предустановлены в операционных системах компьютера или ноутбука (десктопная версия) либо планшета или смартфона (мобильная версия). Так, браузер Safari встроен в macOS и iOS на устройствах компании Apple, а браузеры Internet Explorer и Microsoft Edge поставляются вместе с операционной системой Windows. Другие браузеры, например Google Chrome компании Alphabet или Opera, – это самостоятельные кроссплатформенные приложения для различных операционных сред.
Функции, настройки и конфиденциальность в браузерах
Браузеры предназначены для отображения и управления различными действиями пользователя в интернете с помощью набора доступных функций и с использованием программного интерфейса. Наиболее популярные браузеры имеют ряд общих визуальных и функциональных характеристик. С точки зрения дизайна меню и настройки пользовательского интерфейса почти всех браузеров расположены в верхней части окна приложения. Функционально браузеры автоматически регистрируют историю посещений, предлагают приватный (анонимный) режим просмотра веб-страниц без идентификации пользователя, позволяют сохранять «закладки» отдельных страниц и их содержимое для работы с ним офлайн, предоставляют различные возможности настройки с помощью расширений и управления паролями (Balaban. 2021). В большинстве браузеров реализованы следующие функции:
адресная строка для ввода URL ресурса (веб-страницы, файла и т. п.), чаще всего совмещённая с поисковой строкой;
одновременное открытие нескольких страниц либо в разных окнах браузера, либо на разных вкладках одного и того же окна;
кнопки «Назад» и «Вперед» для возврата на предыдущую посещённую страницу или перехода на следующую;
обновление (перезагрузка) и остановка загрузки текущей страницы, как правило объединённые в одной кнопке.
Управление работой в Интернете через браузер осуществляют не только сами пользователи. Разработчики веб-страниц также настраивают сценарии взаимодействия пользователей с онлайн-средой через инструменты браузеров. Например, во время просмотра веб-страниц сохраняются файлы куки, полученные с различных сайтов и содержащие учётные данные для входа, настройки, а также информацию о поведении пользователей в течение длительного периода времени. Поскольку куки содержат личные данные и носят конфиденциальный характер, браузеры обычно предоставляют возможность их удаления наряду с историей посещённых страниц, записей кэша и других сведений, способных нарушить прайвеси пользователя (Tracking cookies. 2013). Альтернативным способом обезопасить себя в Интернете служит режим приватного (анонимного) просмотра, при котором вышеупомянутые элементы временно или постоянно (до отключения функции) не сохраняются браузером. Для более детального управления файлами куки обычно требуются специальные расширения браузера. На смартфонах используются упрощённые версии пользовательского интерфейса таких приложений (Lee. 2019).
История
Первый веб-браузер был создан сэром Т. Бернерсом-Ли в 1990 г. и назывался WorldWideWeb (Berners-Lee. Frequently asked questions), впоследствии он был переименован в Nexus. WorldWideWeb разрабатывался для операционной системы NeXTStep (компьютеров NeXT), обладал простым графическим интерфейсом, обеспечивавшим доступ к первым текстовым документам посредством общедоступной сети. Большее распространение получил браузер NCSA Mosaic, разработкой которого занимались М. Андриссен и Э. Бин с конца 1992 г., а в 1993 г. выпустили версии для разных операционных систем – Unix, Windows, Amiga и macOS (Vetter. 1994). Mosaic также имел простой графический интерфейс и был доступен для бесплатного скачивания, что, вкупе с простотой установки, обеспечило браузеру широкую популярность. Это был также первый браузер, который отображал картинки в тексте, а не в отдельном окне (Berners-Lee T. The WorldWideWeb browser).
Позже, в 1994 г., М. Андрессен открыл свою компанию – Netscape, которая в том же году выпустила браузер Netscape Navigator под основные операционные системы на базе исходного кода NCSA Mosaic и добилась заметного, в том числе коммерческого, успеха (Birkinbine. 2014). Пример Netscape побудил компанию Microsoft выпустить в 1995 г. свой браузер – Internet Explorer, что привело к началу первой «войны браузеров» как частного случая войны форматов. В 1994 г. в Норвегии началась разработка браузера Opera, 1-я общедоступная версия которого вышла в 1996 г. Приоритетами разработчиков были скорость работы и совместимость со всеми основными веб-стандартами середины 1990-х гг., прежде всего актуальными версиями языка HTML. В браузере Opera была реализована поэтапная загрузка страниц, при которой не нужно дожидаться скачивания всех изображений и других элементов документа, – пользователь мог почти сразу сориентироваться в содержании страницы и при необходимости перейти по ссылкам далее. Браузер позже прославился благодаря многодокументному интерфейсу (Между прошлым и будущим. 2005), который позволял работать сразу с несколькими страницами в одном окне приложения, используя общую систему навигации.
Войны браузеров
Первая война браузеров (1995–1999) (Swartz. 1997) сводилась к борьбе за долю рынка между Netscape Navigator и Internet Explorer. На начало 1995 г. Netscape Navigator полностью контролировал рынок браузеров с долей в 80 % против 5 % у Internet Explorer. Конкуренция закончилась победой Internet Explorer, который к концу 2001 г. нарастил свою долю до 96 % рынка (Routley. 2020). Успех, не только коммерческий, но и технический, а также связанный с масштабированием бизнеса, объяснялся политикой компании Microsoft. Её ресурсы позволили Internet Explorer оставаться бесплатным, несмотря на значительные затраты на разработку, продвижение приложения и обслуживание пользователей, тогда как Netscape был платным для коммерческих компаний. Кроме того, Microsoft бесплатно предустанавливала браузер на компьютеры под управлением Windows, которая занимала бо́льшую часть рынка операционных систем.
В конечном счёте Microsoft стала монополистом; Netscape, доходы которой упали вслед за потерей доли на рынке, приобрела компания AOL, а исходный код Netscape Navigator выпустили под свободной лицензией Mozilla Public Licence (Mozilla Public License). Код был доверен новообразованной некоммерческой организации Mozilla Foundation, работающей в основном на энтузиазме сообщества Netscape и запросе пользователей на альтернативу захватившей рынок Microsoft. Компания Mozilla Foundation в течение нескольких лет вела разработку нового браузера, который предлагал такие новые функции, как закладки и отдельное поле поиска (до этого реализованные лишь в браузере Opera). Новая версия приложения была названа Phoenix, но из-за проблем с регистрацией торговой марки была переименована в Firebird, а затем в Firefox.
Монополизация рынка браузером Internet Explorer имела и другие последствия – Microsoft почти перестала развивать браузер, который почти не менялся с 4-й по 6-ю версии и отставал от альтернативных приложений по удобству использования, скорости работы и качеству отображения страниц. Недовольство потребителей и миграция на другие платформы в конце концов вынудила Microsoft заняться усовершенствованием браузера, и последующие версии выходили с некоторыми изменениями в попытках догнать других разработчиков.
Вторая война браузеров (2005–2015) начиналась как борьба в первую очередь Opera и Mozilla Foundation с монополией Internet Explorer. Она привела сначала к практически полному вытеснению последнего, благодаря гибкости конкурентов и их усилиям по совершенствованию Opera и Firefox. Так, в 2006 г. Opera интегрировала функцию просмотра исходного кода, встроенный торрент-трекер и виджеты. В том же году в браузере Mozilla Firefox 2.0 появились функции открытия недавно закрытых вкладок, восстановления сессии после аварийного завершения работы браузера или сбоя операционной системы, проверки орфографии и контроля за несанкционированным сбором данных или попытками проникновения в компьютер пользователя. В 2000-е гг. множество других компаний разрабатывали и поддерживали свои браузеры. Например, Apple развивала собственный браузер – Safari, написанный под операционную систему Mac OS X, из-за чего в 2007 г. Microsoft даже закрыла разработку Internet Explorer для компьютеров Mac, а Apple, в свою очередь, начала разработку браузера Safari под Windows.
Поворотным моментом во второй войне браузеров стал запуск Chrome от компании Google в 2008 г. Исходный код Chrome в свободный доступ был выпущен под названием Chromium, и любая компания получила возможность создать на его основе свою версию приложения. К октябрю 2009 г. Chrome занимал 3,6 % рынка браузеров, но после выпуска бета-версий для систем Mac OS X и Linux его доля начала очень быстро расти. Этому способствовала и агрессивная рекламная кампания Chrome: Google имел несколько сверхпопулярных сайтов и продвигал через них свой браузер. Результатом этого противостояния стало полное доминирование Google Chrome на рынке браузеров, благодаря не только эффективной маркетинговой стратегии кампании, но и росту доли мобильных телефонов, а также неготовности Microsoft к быстрой модернизации в условиях жёсткого конкурентного давления со стороны новых игроков.
По данным StatCounter, в 2020 г. примерно у 4,9 млрд пользователей был установлен какой-либо браузер. Самым популярным браузером в мире на начало 2020-х гг. оставался Google Chrome: в 2021 г. он занимал более 63 % рынка, причём для всех типов устройств. Следующим по популярности был Safari с 20 % рынка, далее – Microsoft Edge, Opera, Samsung Internet, с примерно 3 % каждый, а также браузеры IE и Android с долей менее 1 %.
Разработка браузеров в России
После того как Google сделала открытым исходный код Chrome, по всему миру стали появляться клоны этого браузера. Например, в 2011 г. компания VK (группа Mail.ru) выпустила свой браузер – «Амиго», в 2012 г. компания «Яндекс» – «Яндекс.Браузер» на базе кода Chromium. По данным StatCounter, на декабрь 2020 г. по частоте использования в России лидировал Google Chrome (65,54 %), за ним следовали «Яндекс.Браузер» (12,47 %), Safari (8,63 %), Opera (5,53 %) и Mozilla Firefox (3,82 %), а «Амиго» закончил свою историю в 2018 г.