Microsoft
Microsoft (Microsoft Corporation, «Майкрософт корпорейшн»), транснациональная технологическая компания, занимается разработкой, лицензированием и поддержкой программного обеспечения.
Ассортимент продуктов компании включает операционную систему Windows (выпущена в 1985), набор веб-сервисов Microsoft Office (ноябрь 1990), веб-портал MSN (1995), поисковую систему Bing (2009), сервис для организации видеозвонков и общения Skype (приобретён в 2011), облачное хранилище OneDrive (2007), веб-сервис электронной почты Outlook.com (2012), корпоративную платформу Microsoft Teams (2017), соответствующие лицензии клиентского доступа и др. Дополнительно Microsoft предлагает консультационные услуги клиентам в разработке и управлении серверными и настольными программами Microsoft; инструменты управления рабочим столом; средства разработки программного обеспечения; видеоигры, включая оборудование, контент и услуги Xbox; персональные компьютеры, планшеты; игровые и развлекательные приставки и др.
Штаб-квартира Microsoft расположена в Редмонде (штат Вашингтон, США). В дополнение к своему основному центру исследований и разработок в Редмонде Microsoft управляет исследовательскими лабораториями в Кембридже (создана в 1997), Пекине (1998), Бангалоре (2005), Кембридже штата Массачусетс (2008), Нью-Йорке (2012) и Монреале (2017).
История создания
Компания основана П. Г. Алленом (1953–2018) и Б. Гейтсом в 1975 г. в Альбукерке (штат Нью-Мексико, США). Новая компания получила наименование Micro-Soft от слов «микрокомпьютер» (microcomputer) и «программное обеспечение» (software). Учредители компании адаптировали популярный язык программирования BASIC для его использования на персональном микрокомпьютере компании Altair (MicrAltair-8080) (ранее, до изобретения микропроцессора в 1971 и персонального домашнего микрокомпьютера в 1975, BASIC применялся на компьютерах серии GE-265 компании General Electric). Продукт Micro-Soft получил название Altair BASIC. Разработка позволила Microsoft в кратчайшие сроки получить популярность на рынке компьютерных технологий.
В 1977 г. компания Micro-Soft разработала версию языка BASIC для компьютера Apple II компании Apple. Спустя год был открыт первый международный филиал компании – в Японии. В 1979 г. штаб-квартира компании была перемещена в Белвью (штат Вашингтон, США), в пригород Сиэтла, где выросли учредители Micro-Soft. В 1981 г. компания была зарегистрирована под названием Microsoft. В 1986 г. Microsoft перенесла штаб-квартиру в Редмонд (штат Вашингтон, США) и провела IPO на фондовой бирже NASDAQ по цене 21 долл. США за акцию, собрав 61 млн долл. США. В то же время в 1990-х гг. компания расширила своё присутствие на международном рынке, открыв дистрибьюторские компании в России (1987) и Китае (1992).
Операционные системы
Первой публично выпущенной операционной системой Microsoft стала Xenix, разработанная на основе ОС Unix, лицензию на которую компания приобрела у фирмы AT&T в конце 1970-х гг. Операционная система Xenix вышла на рынок в 1980 г., а позднее для неё был разработан первый текстовый процессор Microsoft Multi-Tool Word, предшественник Microsoft Word.
В 1980 г. корпорация International Business Machines (IBM) сделала заказ компании Microsoft на разработку программного обеспечения для своего первого персонального компьютера. Так Microsoft создала операционную систему MS-DOS (Microsoft Disk Operating System), которая была выпущена вместе с первым компьютером IBM в 1981 г. Основой для операционной системы MS-DOS стала разработка QDOS (Quick and Dirty Operating System) программиста Т. Патерсона.
На протяжении 1980-х гг. на каждый персональный компьютер, выпущенный IBM, устанавливалась операционная система MS-DOS от Microsoft. К началу 1990-х гг. было продано более 100 млн копий программы MS-DOS. В дальнейшем Microsoft начала предоставлять лицензии на право пользования своей операционной системой всем компьютерным компаниям. Однако операционная система MS-DOS не имела графического интерфейса.
В 1985 г. компания Microsoft выпустила первую версию операционной системы Windows с графическим пользовательским интерфейсом, а через 2 года – версию Windows 2.0. В марте 1988 г. Apple подала на Microsoft в суд за нарушение авторских прав, утверждая, что графический интерфейс Windows 2.0 копирует решения, реализованные в операционной системе Mac OS. Речь шла о 189 украденных элементах. Судебный процесс затянулся на 6 лет и завершился только в 1994 г. победой Microsoft.
К концу 1980-х гг. Microsoft стала первой в мире компанией – разработчиком программного обеспечения, выручка которой достигла 1 млрд долл. США. К 1993 г. Windows 3.0 и её последующие версии продавались со скоростью 1 млн копий в месяц. Около 90 % компьютеров в мире работали под управлением операционной системы Windows (как правило, ОС была предустановлена на ПК по умолчанию). Однако уже к 1999 г. было распространено более 1,3 млн копий операционной системы Linux, которая стала второй по популярности после продукции Microsoft. А 24 марта 2001 г. конкуренцию Windows и Linux составила операционная система Mac OS X, известная как macOS.
В октябре 2009 г. Microsoft представила седьмую версию Windows, а к июлю 2010 г. реализовала уже 175 млн лицензионных копий Windows 7. Таким образом, операционные системы серии Windows к концу первого полугодия 2010 г. были установлены на 91,32 % действующих во всём мире компьютеров, тогда как доля Mac OS X компании Apple составила 5,06 %, а Linux – 0,93 %.
В марте 2017 г., по статистике использования Интернета, совокупно на настольных ПК, ноутбуках, планшетах и смартфонах мобильная операционная система Android впервые в истории обогнала Windows: Android заняла 37,93 % интернет-рынка, в то время как Windows – 37,91 %. Лидерство Android связано с широким распространением в мире смартфонов и планшетов, где по умолчанию установлена операционная система Android. Основными преимуществами Android перед Windows, как правило, считаются меньшее энергопотребление, широкий выбор бесплатных программ и приложений, возможности тонкой настройки. В то же время в сегменте персональных компьютеров и ноутбуков операционная система Windows занимала 84,34 % рынка.
По состоянию на июнь 2022 г. доля операционных систем серии Windows на всех платформах (настольные компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны) в мире составляет 28,96 %, в то время как на первом месте находится Android – 44,17 %. В то же время macOS занимает 5,56 % рынка, а Linux – 0,92 %. Однако в сегменте настольных компьютеров и ноутбуков Windows удерживает первое место с долей рынка 76,33 % (на втором месте macOS – 14,64 %, Linux занимает 2,42 % рынка).
Облачные вычисления
Первым продуктом компании Microsoft в сфере облачных вычислений стала служба размещения и синхронизации файлов Microsoft OneDrive, запущенная в августе 2007 г. и предоставляемая компанией как часть веб-приложения Office. В 2008 г. Microsoft разработала облачную платформу Windows Azure, позволяющую разрабатывать и работать с веб-приложениями на удалённом сервере, а не на компьютере пользователя (с 2014 – Microsoft Azure).
В 2011 г. Microsoft выпустила Office 365, облачную версию программного пакета Office для бизнеса, содержащего программы Word, Excel, PowerPoint, Outlook и OneNote. Продукт Office 365 включал службы и функции, аналогичные Google Docs.
В 2021 г. Microsoft разработала облачную службу Windows 365, которая предоставляет пользователям доступ к приложениям, данным или настройкам операционной системы Windows с любого устройства.
Браузерные войны
В 1995 г. компания Microsoft разработала интернет-браузер Internet Explorer 1.0, который стал частью операционной системы Windows 95. Вплоть до 2000 г. браузер являлся абсолютным лидером с долей рынка более 90 %. Единственным конкурентом был браузер Navigator компании Netscape Communications, которая в 1997 г. подала на Microsoft в суд, обвинив в нарушении антимонопольного законодательства. Главной причиной иска стала интеграция Internet Explorer 3.0 в Windows. В результате в начале 2000-х гг. Microsoft обязалась не навязывать производителям персональных компьютеров использование своих продуктов. Ей удалось избежать разделения на две самостоятельные компании, одна из которых специализировалась бы на разработке операционных систем, а другая на производстве программного обеспечения.
Чтобы получить преимущество на рынке, компания Netscape ускорила выпуск новых версий браузера Navigator, из-за чего серьезно пострадало качество продукта. Противостояние между Microsoft и Netscape получило название первой браузерной войны, из которой компания Microsoft вышла победителем.
В 1997 г. в обмен на соглашение о взаимном лицензировании Microsoft согласилась на протяжении минимум 5 лет выделять средства на разработку новых версий Office и Internet Explorer для персонального компьютера Macintosh компании Apple. Кроме того, корпорация выкупила пакет акций Apple на сумму 150 млн долл. США. В свою очередь Apple согласилась в течение 5 лет устанавливать по умолчанию браузер Internet Explorer для операционной системы Mac OS.
В 2003 г. выпущен браузер Safari компании Apple, а годом позднее началась вторая браузерная война, начало которой положил также выпуск компанией Mozilla полной версии браузера Firefox 1.0 (пробный вариант продукта разработан в 2002). Стоит отметить, что для продукта компании Mozilla использовался исходный код браузера Netscape. В то же время на рынке появилась седьмая версия браузера Opera компании Opera Software (впервые продукт был разработан норвежской телекоммуникационной компанией Telenor в 1994). Вышедший в 2005 г. браузер Firefox версии 1.5 к концу года занимал уже 9 % рынка и стал одним из лидеров по количеству загрузок. В том же году появилась мобильная версия браузера Opera 8.0.
Всё это время компания Microsoft предлагала на рынке браузер Internet Explorer версии 6.0, который был выпущен в 2001 г. и не обновлялся до 2006 г. Поэтому к концу 2006 г. Microsoft удалось сохранить только 76 % аудитории, в то время как Mozilla контролировала 16 % рынка браузеров, а остальной рынок приходился на продукты Opera и Safari.
В 2008 г. был представлен браузер Chrome компании Google, который стал самым быстрым на рынке. В 2009 г. появилась новая версия браузера Firefox 3.5, благодаря которой Mozilla увеличила свою долю почти до 32 %, а аудитория Microsoft впервые составила меньше 50 %. К 2012 г. лидерство получил Google Chrome, который контролировал уже 36 % рынка благодаря синхронизации данных браузера на различных устройствах, а также адаптации продукта для мобильной операционной системы iOS компании Apple. В то же время Internet Explorer оказался на втором месте (31 %), третье место занял Firefox (21 %). В дальнейшем аудитория Google Chrome продолжала расти, и вторая браузерная война закончилась победой корпорации Google.
В 2015 г., когда Google контролировала более половины рынка браузеров, Microsoft выпустила браузер Microsoft Edge. С октября 2021 г. (после выхода Windows 11) число пользователей Microsoft Edge возросло. Весной 2022 г. Microsoft Edge обошёл Apple Safari и занял второе место в списке самых популярных браузеров для настольных компьютеров в мире с долей 10,07 %. Лидерство на рынке удерживал Chrome – 66,64 %. Однако при учёте не только компьютеров, но и мобильных устройств доля браузера Edge составляет всего 4,07 %.
Электронные устройства
В 2001 г. компания Microsoft выпустила электронную игровую приставку Xbox, а в 2002 г. – Xbox Live, благодаря чему компания заняла второе место на рынке видеоигр. Однако впоследствии Xbox столкнулась с жёсткой конкуренцией со стороны PlayStation компании Sony. Поэтому Microsoft прекратила выпуск оригинальной Xbox и в 2005 г. представила усовершенствованную игровую консоль Xbox 360.
В 2012 г. Microsoft впервые вышла на рынок компьютерного оборудования, анонсировав планшеты Surface под управлением операционных систем (ОС) Windows RT и Windows 8 Pro. В 2013 г. на смену приставке Xbox 360 пришла версия Xbox One (которая, в свою очередь, была заменена на Xbox Series X и Xbox Series S в 2020).
Поисковые системы
В 2009 г. Microsoft запустила поисковую систему Bing, которая пришла на смену MSN Search (1998) и Live Search (2006), не выдержавших конкуренции с Google. В том же году между компаниями Microsoft и Yahoo! было достигнуто соглашение, по которому медиакорпорация обязалась использовать поисковую систему Bing для своего веб-сайта.
Cервисы для организации видеоконференций и общения
В 2011 г. Microsoft за 8,5 млрд долл. США купила Skype, сервис для организации видеоконференций и общения. На тот момент сделка стала крупнейшим приобретением Microsoft, в результате которого компания вступила в конкурентную борьбу с продуктами Apple Facetime и Google Voice компаний Apple и Google. Microsoft планировала интегрировать Skype в мессенджер Outlook, игровую приставку Xbox и смартфоны Windows. В 2013 г. корпорация интегрировала Skype в игровую консоль Xbox 360, а в 2015 г. встроила сервис Skype в веб-версию почтовой службы Outlook.com, а также в планшеты и смартфоны на базе операционной системы Windows 10 (в формате приложения «Сообщения»).
2 ноября 2016 г. корпорация Microsoft анонсировала разработку нового сервиса для коммуникаций в программном пакете Office 365 под названием Microsoft Teams. Весной 2017 г. компания официально объявила о запуске сервиса Microsoft Teams. В основу Microsoft Teams легли четыре идеи: чат для работы над проектами, доступность сервисов Office 365 для командной работы, индивидуальные настройки под каждую команду и гарантия безопасности данных. В ноябре 2019 г. Microsoft сообщила, что аудитория корпоративной платформы превысила 20 млн активных пользователей в день. В 2020 г. функции мессенджера были дополнены возможностью общения в переговорных комнатах, использования шумоподавления в режиме реального времени, поддержкой общения при низкой скорости Интернета и в режиме офлайн и др. В июле 2021 г. Microsoft прекратила поддержку Skype для бизнеса Online в пользу Microsoft Teams в качестве службы связи и совместной работы в Microsoft 365.
Microsoft в России
Деятельность Microsoft в России началась в 1987 г., когда в Москве появилось первое совместное советско-американское предприятие – дистрибьютор корпорации Microsoft под названием «Диалог». В декабре 1992 г. было открыто первое российское представительство корпорации. К этому времени количество дистрибьюторов Microsoft в России увеличилось до 13, а дилерами корпорации были сотни российских фирм. С июля 2004 г. продвижением программного обеспечения на российском рынке занималась дочерняя компания Microsoft – ООО «Майкрософт Рус». В 2015 г. компания Microsoft стала абсолютным лидером на рынке операционных систем для персональных компьютеров России, различные версии Windows были установлены на 95,6 % настольных ПК и ноутбуков российских пользователей. При этом Apple занимала только 2,5 % рынка, а Linux – 1,9 %. В марте 2022 г. Microsoft объявила о приостановке продажи товаров и предоставления услуг в России в рамках санкций, введённых странами Запада, в связи с проведением РФ специальной военной операции на Украине.
Финансовые показатели
В 2021 г. компания заняла второе место в рейтинге Forbes Global 2000 по капитализации – 1,97 трлн долл. США. В 2022 г. Microsoft опустилась на 3-ю строчку списка Forbes по аналогичному показателю – 2,05 трлн долл. США.
По состоянию на март 2022 г. в свободном обращении находится 7,47 млрд акций компании, всего в обращении 7,48 млрд акций, 71,83 % акций принадлежит институциональным инвесторам. Крупнейшие из них (на 30 марта 2022): Vanguard Group (8,31 %), BlackRock (7 %), State Street (4,01 %).
По итогам 2021 финансового года (на 30 июня 2021) выручка компании составила 168,1 млрд долл. США (в том числе 71,1 млрд долл. США – от продажи продуктов; 97,0 млрд долл. США – от предоставления услуг), чистая прибыль – 61,3 млрд долл. США, совокупные активы – 333,8 млрд долл. США. Объём продаж в США составил 84,0 млрд долл. США.