Дополненная реальность
Допо́лненная реа́льность (англ. augmented reality, AR), реальность, в которой цифровые сенсорные данные достраивают материальные объекты. Наравне с виртуальной реальностью (англ. virtual reality, VR) и смешанной реальностью (англ. mixed reality) относится к новейшим технологиям погружения или расширенной реальности (англ. extended reality). Используя дополненную реальность, человек с помощью очков, шлема, контактных линз или мобильного устройства может наблюдать цифровые изображения как часть реального мира. Виртуальные картинки находятся в поле зрения смотрящего наравне с физическими предметами, дополняя окружающий мир. Технология активно используется в развлечениях, медиа, рекламе, музейном деле, а также в медицине и на производстве.
Дополненная реальность служит мостом между физическим и электронным миром. Примером такого взаимодействия можно считать использование штрих-кодов, геометок, цифровых карт. Цифровой контент всё больше локализуется, адаптируется к местоположению пользователя, при этом сама форма подачи информации до сих пор оставалась традиционной. Дополненная реальность вплетает трёхмерные цифровые объекты в обычную ткань чувственного опыта (Schmalstieg. 2016).
Историю дополненной реальности иногда возводят к «сенсораме» оператора-постановщика М. Хейлига. В 1957 г., вдохновлённый успехами панорамного кино, Хейлиг сконструировал «сенсораму» – будку, в которой человек мог наблюдать запись от первого лица, при этом на другие органы чувств подавались раздражения (например вибрации, шумы и запахи), соответствующие сюжету (Вилисов. 2020). Эксперименты, призванные обеспечить эффект погружения, приблизить демонстрацию искусственного изображения к тому, как глаз воспринимает естественную реальность, продолжались до 1990-х гг., когда появился сам термин «дополненная реальность», а решения – с использованием компьютерной графики, шлемов, перчаток – приобрели современный вид.
В 2014 г. компания Google выпустила гарнитуру Google Glass (Google очки). Очки были призваны объединить интернет, видеосвязь, дополненную реальность и возможность ведения видеодневника. Продукт оказался не востребован и был снят с массового производства. С 2016 г. технологию дополненной реальности активно развивают стартапы и технологические гиганты.
К 2020 г. одной из основных проблем дополненной реальности остаются сами носимые устройства (такие как очки). Компании разрабатывают очки, шлемы и контактные линзы, которые позволили бы дополнять окружающий мир цифровыми объектами, но пока такие устройства не доступны широкому пользователю. Решением остаются камеры мобильных устройств. Планшеты и мобильные телефоны позволяют дополнить реальность виртуальными предметами (Вилисов. 2020).
Дополненную реальность активно используют в играх. С помощью специальных приложений на смартфонах люди отыскивают на местности по координатам виртуальные предметы, например, японских мультипликационных монстров в игре «Pokemon Go» производства компании Niantic. В дополненную реальность перенесены культовые игры «Super Mario Bros.» и «Minecraft».
Технология находит применение и в медицине. Хирурги во время лапароскопических операций могут ориентироваться по изображениям органов, визуализированных в форме 3D-моделей. Существует опыт применения гарнитур дополненной реальности в реабилитации слепых детей: носимая камера фиксирует среду, а переносной микрофон улавливает звуки окружающих ребёнка объектов.
Цифровые двойники автомобилей и отдельных деталей машин используются автоконцернами на сборочном конвейере. Имея перед глазами объёмную картину – детали и способы их соединения – рабочие с меньшей вероятностью запутаются в инструкциях. Полезной дополненная реальность оказалась в космической промышленности, где производство не имеет конвейерного характера, и даже замена одной детали может оказаться трудоёмким процессом. Некоторые компании утверждают, что использование дополненной реальности позволяет на 95 % сократить время на знакомство с инструкциями и чертежами (Жестев. 2019).
С помощью дополненной реальности можно подобрать мебель под интерьер или примерить обувь. Компании типа IKEA, ZARA активно предлагают такие услуги. Медиа, музеи, образовательные и культурные институции повышают уровень вовлечённости потребителей за счёт дополненной реальности. Обложки с виртуальными объектами делали американские журналы The New Yorker, Esquire и Time (Вилисов. 2020).
Существует мнение, что со временем слой цифровой реальности покроет всю планету, и у каждого объекта будет цифровое дополнение, видимое через очки, шлем или иное электронное устройство. В этих обстоятельствах людям придётся уделять пристальное внимание сохранению цифровой автономии, например, следить за тем, чтобы корпорации не разместили у вас на балконе цифровой рекламный плакат (Кеlly. 2019).