Портал в информатике
Порта́л (англ. portal – главный вход, ворота) в информатике, крупный веб-сайт, предоставляющий пользователям доступ к информационным ресурсам и веб-сервисам (электронной почте, поисковым системам, новостным лентам, форумам и др.). Структурно портал включает в себя информационную, презентационную и административные части. В основе портала лежит информационная часть, обеспечивающая его наполнение полезным содержанием; презентационная – отвечает за представление содержания в желаемой форме и организацию навигации с учётом требований конкретного пользователя; административная – за регистрацию, аутентификацию (процедура проверки подлинности, например проверка подлинности пользователя путём сравнения введённого им пароля с паролем в базе данных пользователей) и управление пользователями портала, а также реализует сбор статистики и привилегированный доступ для управления порталом.
Интерес к порталам связан с взрывным ростом популярности Интернета (конец 1990-х гг.) и резким скачком численности непрофессиональных пользователей браузеров, для которых, как правило, первым шагом во Всемирную паутину становился портал провайдера услуг доступа в Интернет (например, America Online).
Различают порталы публичные (тематические, контентные, образовательные, широкого профиля, агрегаторы и др.), доступные всем пользователям, имеющим интернет-доступ, и корпоративные порталы, работающие на основе корпоративных сетевых служб и доступные только пользователям определённых организаций и предприятий. Тематические порталы (например, Портал государственных услуг Российской Федерации) консолидируют ресурсы сходной тематической направленности, чем значительно облегчают поиск требуемой информации либо услуги. Контентные порталы предоставляют удобный доступ к компьютерным играм, художественным фильмам, книгам и иным формам контента; при этом дополнительно пользователь имеет возможность ознакомиться с тематической подборкой новостей, подписаться на рассылку уведомлений по интересующим его вопросам и др. Образовательные порталы ориентированы на предоставление услуг по дистанционному обучению и включают в себя как учебные материалы (тексты лекций, презентации, электронные версии учебников), так и средства контроля полученных знаний (тесты, опросники). Порталы широкого профиля (например, Яндекс, Mail.ru) обычно включают достаточно разноплановую информацию: сводку последних новостей в мире и регионах, прогноз погоды и загруженность дорог, курсы валют и акций, ссылки для входа в почту, форумы и социальные сети, рекламные объявления и поиск товаров, опросы мнения посетителей портала, доступ к локальной либо глобальной поисковой машине (часть поисковой системы) и др. Порталы, специализирующиеся на объединении однородной информации, иногда называют агрегаторами; например, новостной агрегатор собирает в единую ленту новости с нескольких новостных сайтов, а поисковый агрегатор выполняет поиск при помощи нескольких поисковых машин одновременно. Корпоративные порталы используются для двунаправленной связи руководства с сотрудниками, освещения новостей и событий компании, интеграции с внутрикорпоративными социальными сетями, самообучения сотрудников. При тесной интеграции портала в корпоративную инфраструктуру он также используется для поддержки различных бизнес-процессов, например для обслуживания и самообслуживания сотрудников (услуги системного администрирования, заказ документов из отдела кадров и пр.), для хранения и управления доступом к рабочим документам и др.