Селебрити
Селе́брити (англ. celebrity – знаменитость), медиа- и культурный феномен современного общества, воплощающийся в особом символическом статусе, который человек получает вместе с известностью у определённой аудитории. Статус селебрити не связан напрямую с природой известности или с медиа, посредством которого известность приобретена: к селебрити могут быть причислены киноактёры, поп-музыканты, писатели, общественные деятели и благотворители, публичные интеллектуалы, популярные политики, герои светской хроники, интернет-инфлюенсеры и т. д. Понятие «селебрити» шире понятия «звезда» (например, кинозвезда, рок-звезда, звёздный спортсмен): чтобы стать селебрити, человеку не обязательно иметь какие-либо достижения в той или иной сфере. Специалисты в области Celebrity Studies С. Холмс и Ш. Редмонд отмечали сложность строгого академического определения понятия «селебрити», т. к. многие работы по этой теме используют термин «для обозначения широкой категории, которая определяет современное состояние того, что такое быть известным» (перевод наш. – В. Д.; Holmes. 2010. P. 4).
Осмысление термина «селебрити»
Определение селебрити как «человека, известного своей известностью» дано ещё в 1961 г. американским историком Д. Бурстином (Boorstin. 1992. P. 57). Однако комплексность феномена селебрити, его укоренённость в экономических и культурных процессах, а также влияние на широкую аудиторию потребовали от исследователей в области популярной и медиакультуры разработки более сложного терминологического аппарата.
Так, Д. Маршалл в работе 1997 г. «Celebrity and Power: Fame in Contemporary Culture» отмечал, что феномен стал «воплощением многозначности публичных форм субъективности при капитализме» (перевод наш. – В. Д.; Marshall. 2014. P. 4). В условиях развития демократического общества и популярной культуры статус селебрити стал своеобразной метафорой для ценности в обществе модерна (Marshall. 2014), создаваемой в процессе коммодификации человеческой индивидуальности в публичном пространстве.
Социолог К. Роджек рассматривал селебрити как «аттрибуцию гламурного или общеизвестного [notorious] статуса индивида внутри публичной сферы» (перевод наш. – В. Д.; Rojek. 2001. P. 10). Предложенная Роджеком формула «селебрити = влияние на общественное сознание» (Rojek. 2001. P. 10) концентрирует внимание на ключевой проблеме – зависимости медиа и их аудиторий от образов знаменитостей. Роджек выделяет три источника приобретения статуса селебрити (Rojek. 2001. P. 17–18): по праву рождения или наследования (ascribed – предписанный), благодаря таланту и достижению значимых результатов (achieved – достигнутый, завоёванный) или в результате внимания массмедиа (attributed – приписанный). Исследователь также называет ещё две категории, которые не могут напрямую относиться к статусу селебрити: селетоид (celetoid – человек, получивший известность на очень короткий период времени благодаря вниманию медиа и, как правило, быстро её потерявший) и селеактор (celeactor – вымышленный персонаж, ставший популярным).
Комплексный характер феномена селебрити подчёркивает культуролог Г. Тёрнер, который определяет селебрити как «жанр репрезентации и дискурсивный эффект», но также и как «товар, продаваемый рекламой и медиа-индустриями, которые производят эти репрезентации и их эффекты», и как «культурную формацию, обладающую социальной функцией» (перевод наш. – В. Д.; Turner. 2014. P. 10).
Таким образом, селебрити – это не просто знаменитость как индивид или как репрезентация его или её символического статуса в культуре. Этот феномен неразрывно связан с медийными и экономическими механизмами, которые производят селебрити, но при этом выходит за их рамки. Влияние селебрити не ограничивается аудиторией их поклонников и фанатов, определяя информационный, моральный, культурный и даже политический ландшафты современного им общества, равно как и его повседневность.
История селебрити как культурного и медиафеномена
С древних времён люди наделяли особым символическим статусом выдающихся государственных, военных и культурных деятелей. В древности героев и правителей считали почти равными богам и увековечивали в изображениях и монументах, литературных произведениях. Слава или бесславие этих людей соотносились с масштабом и важностью их деяний. Имена и биографии выдающихся фигур Античности (Александр Македонский, Гиппократ, Юлий Цезарь, Клеопатра), Средневековья (Карл Великий, Ричард Львиное Сердце, Жанна д’Арк) и Нового Времени (Христофор Колумб, Леонардо да Винчи, Елизавета I) стали частью западной культуры.
Новый тип известности исследователи связывают с процессами модернизации, начавшимися в середине 18 в. сначала в Англии, а позже – в других странах Европы и в США. Модернизация и индустриализация оказали влияние на развитие городов, что усилило позиции городской буржуазии, которая порождала новую культуру. Развивались демократические институты, в том числе институт прессы.
Историк и культуролог Ф. Инглис утверждает, что селебрити в привычном нам понимании появились после 1750 г., когда Лондон стал превращаться в первый «узнаваемо современный город» (A companion to celebrity. 2016. P. 23). Лондон формировал у нарождающейся буржуазной элиты новые формы досуга и новые привычки. Богатство и статус демонстрировались на светских приёмах и в увеселительных садах «Воксхолл» и «Ренела». Капитал, заменивший в публичном пространстве королевский двор, стимулировал развитие модной индустрии и индустрии развлечений. Инглис считает, что именно тогда архаичное понятие славы как признания (renown) было вытеснено понятием славы как известности и популярности (fame). Известность и популярность перестали напрямую связываться с признанием результатов деятельности человека и стали маркером общественного признания его самого как публичного персонажа. Фигура принца Уэльского Георга, позже ставшего английским королём Георгом IV, служит идеальным воплощением селебрити того времени, с его расточительностью, скандальностью и любовью к увеселениям.
В 19 в. ещё одним центром притяжения селебрити стал Париж, который после 1851 г. превратился в своеобразный «город-спектакль» (Колпинец. 2016. C. 165) в результате градостроительной деятельности барона Османа. Будучи префектом департамента Сена с практически неограниченными полномочиями, он радикально изменил облик города, расширив улицы и стимулировав создание модных магазинов с яркими витринами и увеселительных локаций для развлечения высшего света.
Развитие буржуазной публичной сферы стимулировало внимание к культурным деятелям. Первым по-настоящему большим селебрити от литературы считают поэта и писателя Дж. Байрона, который «проснулся знаменитым» в 1812 г. после феноменального успеха первых публикаций его поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Успех выражался в том, что Байрон был «прославлен в высшем обществе Лондона, восхвалён по всей Европе и завален восхищёнными письмами от женщин, жаждущих с ним познакомиться» (перевод наш. – В. Д.; A companion to celebrity. 2016. P. 39). Среди других литературных селебрити 19 в., чей публичный образ основан не только на их творчестве, называют, например, Ч. Диккенса, Марка Твена и О. Уайльда.
Высший свет крупнейших городов 19 в. – Лондона, Парижа и Нью-Йорка – наделял статусом селебрити (а значит, признанием и обожанием) как деятелей, оставивших след в культуре (например, актрису С. Бернар или музыканта Ф. Листа), так и преходящих фигур, появлявшихся в светской хронике того времени. Повышенное внимание к таким людям, как американские антрепренёры Ф. Т. Барнум и Б. Билл, свидетельствовало о растущей роли зрелищности и массовых развлечений – того, что позже стали называть шоу-бизнесом.
Новые медиа 20 в., такие как кинематограф, радио и телевидение, породили новые типы селебрити. Голливудские киностудии, ставшие крупнейшими фабриками по производству визуальных развлечений, продвигали звёзд – актёров, чья слава зависела от вкладываемых в их карьеру ресурсов. Радио, а позже и телевидение создавали своих селебрити с преданной аудиторией: актёров беспрецедентно популярных радиоспектаклей [таких как комедийное шоу «Эймос и Энди» («Amos ‘n‘ Andy», 1928–1960)], ведущих новостей (Э. Марроу, У. Кронкайт), вечерних шоу (Э. Салливан, С. Аллен), участников интеллектуальных викторин (например, «$64 000 Question»). В музыкальной индустрии также были свои знаменитости: обретшие популярность академические музыканты (И. Ф. Стравинский, Л. Бернстайн), джазмены (Д. Эллингтон, Л. Армстронг), поп-исполнители (Э. Пресли, The Beatles). В свою очередь, таблоиды и светская пресса подпитывались новостями о скандалах и деталях личной жизни тех, к кому было приковано внимание аудиторий этих изданий. Слово «папарацци» [от фамилии главного героя фильма Ф. Феллини «Сладкая жизнь» («La dolce vita», 1960)] стало нарицательным для обозначения фотожурналистов, поставляющих скандальные фото знаменитостей в массовую прессу.
В 21 в. появились селебрити нового поколения, а уже признанные знаменитости пересмотрели свои публичные образы и стратегии. Этому способствовали развитие интернет-технологий, совершенствование мобильных устройств, стимулирование аудитории Интернета к творчеству и самопрезентации на глобальных социальных платформах (Instagram, Twitter, Facebook, YouTube) (Facebook и Instagram принадлежат корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации). В ситуации, которую культуролог и медиаисследователь Д. Маршалл назвал «новой публичной интимностью» (Marshall. 2014. P. xii), известность приобретают и сохраняют те люди, которые смогли сформировать лояльную и преданную аудиторию, готовую каждый день следить за самовыражением объекта интереса. Повседневная жизнь селебрити становится объектом пристального внимания вне зависимости от того, является ли кумир популярным Instagram-инфлюенсером, участником K-pop группы, IT-микроблогером из Twitter. Например, К. Кардашьян, участница свехпопулярного реалити-шоу, модель и частый гость светской хроники, обладающая более 238 млн подписчиков в Instagram и почти 70 млн подписчиков в Twitter (по состоянию на июль 2021), часто называется символом эпохи новой публичной интимности – знаменитостью, известной по большей части тем, что знаменита.