Сатира
Сати́ра (от лат. satira lanx, или satura lanx – блюдо из смеси плодов), вид комического в искусстве, подразумевающий осуждение тех явлений действительности, которые воспринимаются автором как порочные.
Свойственное сатире резко критическое отношение к нарушению должного порядка вещей предполагает наличие представления об идеале, поэтому смех в сатире амбивалентен: обличая и отрицая недолжное, он утверждает иное и лучшее, в отличие от весёлого юмористического смеха, допускающего сочувственное отношение к объекту осмеяния. Среди приёмов, к которым прибегает сатира: гротеск, ирония, гипербола, сарказм, пародия, аллегория; её характерной чертой часто становится публицистичность. Сатира присуща произведениям как фольклора, так и литературы, где может охватывать разные жанры – художественные (лирические, прозаические, драматические) и публицистические (памфлет, фельетон).
У истоков сатиры – древнейшие формы народно-праздничного смеха, первоначально имевшие ритуально-магическое значение. В античной литературе сатирическое начало наиболее отчётливо проявилось в жанрах мима и комедии, в жанре стихотворной и менипповой сатиры. Традиции античной сатиры в сочетании с влиянием местного фольклора нашли продолжение в сатирической литературе Средневековья, отразившись в поэзии вагантов, в получивших широкое распространение жанрах фабльо, фацеции, фарса, соти, шванка, фастнахтшпиля (его вершина – творчество Г. Сакса). Яркий образец позднесредневековой сатиры – «Корабль дураков» С. Бранта. Расцвет сатиры связан с эпохой Возрождения: «Корбаччо» Дж. Боккаччо, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, «Письма тёмных людей», сатирические сочинения П. Аретино, романы Ф. Рабле, М. де Сервантеса. В литературе классицизма, наряду с обращением к римскому стихотворному жанру сатиры, сатирическое начало находит воплощение в комедиях Мольера, в романах Ш. Сореля и П. Скаррона. Сатира эпохи Просвещения представлена прежде всего творчеством Д. Дефо, Дж. Свифта, Вольтера. Признанные мастера сатиры 19–20 вв.: Г. Гейне, А. Франс, Б. Шоу, Г. К. Честертон, Я. Гашек, Дж. Оруэлл, К. Чапек, О. Хаксли, Б. Брехт, К. Воннегут, Г. Грасс.
В русской литературе сатира отчётливо оформилась в сатирической повести конца 16 в. – 1-й половины 17 в. («Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку» и др.), получая дальнейшее развитие в творчестве А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, И. А. Крылова. В 19–20 вв. глубокая связь с традициями сатирической литературы прослеживается в творчестве А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. В. Сухово-Кобылина, А. Т. Аверченко, Саши Чёрного, Ильфа и Петрова, М. А. Булгакова, М. М. Зощенко, Е. Л. Шварца и др.
К сатире обращаются также изобразительное искусство (шарж, карикатура), кинематограф, телевидение, эстрада.