YouTube
YouTube (ютуб, ютьюб), мультиязычный видеохостинг, позволяющий просматривать видеоролики, делиться ими, комментировать, добавлять в избранное и др. Благодаря технологии Flash Video видеохостинг позволял хранить и передавать видео в высоком качестве при небольшом объёме расходуемого трафика. В 2015 г. платформа заменила стандартный Flash Player на HTML5-плеер. На 2023 г. YouTube занимает 2-е место в мире по количеству и частоте посещений сайта, аудитория видеохостинга составляет более 2,7 млрд человек в месяц (Youtube Users Statistics 2023). С 2006 г. официальный владелец YouTube – компания Google. Будучи коммерческой платформой, YouTube выступает площадкой для рекламы и продвижения контента. YouTube изменил цифровое поведение людей, способствовал появлению новых лидеров мнений, трансформировал характер рекламы и журналистики.
История YouTube
Существуют разные версии того, как возникла идея создания сервиса. Наиболее распространённая заключается в том, что бывшие сотрудники PayPal, Ч. Хёрли и С. Чен, во время вечеринки захотели поделиться видео с приятелем Дж. Каримом. Размер видеоролика оказался слишком большим, поэтому его не удалось отправить. Молодые люди задумались о запуске собственного проекта – видеохостинга, где каждый бы мог не только делиться видео с друзьями, но и находить ролики на любую тему.
Было сложно понять, как позиционировать и продвигать проект. Хёрли и Чен выбрали формат сервиса для знакомств. Согласно их задумке, одинокие люди должны были выгружать на сайт свои видеоанкеты и искать партнёров. Дата создания домена соответствовала концепции проекта: YouTube был зарегистрирован 14 февраля 2005 г., в День всех влюблённых. Технической частью сайта занимались Хёрли и Чен, а за оформление и дизайн отвечал Карим. Язык программирования, выбранный для сайта, – Python и Go (Golang). За основу был взят сайт Facebook (принадлежит корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации).
У нового портала для знакомств был лозунг «Включайся, встречайся!» (англ. «Tune in, hook up!»). Запуск публичной бета-версии YouTube состоялся 23 апреля 2005 г. (Koebler. 2015). Первым тестовым видеороликом, который появился на YouTube, – «Я в зоопарке» («Me at the Zoo») – поделился Карим. Первоначальная концепция YouTube как сервиса для знакомств не оправдала себя: пользователи не делились своими анкетами. В 2005 г. основатели площадки разместили рекламу на сайте электронных объявлений Craigslist в Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе, в которой предложили женщинам гонорар 20 долл. за загрузку видео о себе. Никто не захотел принять это предложение. Пользователи делились роликами любой тематики, но не видеоанкетами в целях знакомства. Таким образом, аудитория сама определила вектор развития площадки (Koebler. 2015).
К официальному запуску платформы в декабре 2005 г. на YouTube было порядка 2 млн просмотров видеороликов в день, а во 2-й половине 2006 г. этот показатель достиг 100 млн (Глинкин. 2019). В апреле 2006 г. с резким приростом аудитории началась интенсификация инвестиционного потока в компанию YouTube: его общий объём составил порядка 12 млн долл.
Хотя с середины 2000-х гг. развивались аналогичные проекты, YouTube набирал бо́льшую популярность, поскольку превосходил их по возможностям. Так, в 2005 г. конкуренты платформы устанавливали лимит объёма файлов для загрузки на одного пользователя: Vimeo – 20 Мб, Sharkle – 40 Мб, ClipShack – 100 Мб. YouTube и Google Video не ставили подобных ограничений, однако на последнем была обязательная модерация перед публикацией.
Сооснователь YouTube, Карим, утверждал, что залогом успеха сайта стали 4 ключевые черты (Burgess. 2009. P. 2), которые изначально были заложены в его интерфейс:
Рекомендации – список похожих видео.
Возможность отправить ссылку на видео по электронной почте.
Возможность оставлять комментарии под видео.
Встраиваемый в другие сайты видеоплеер с видео, выложенным на YouTube.
Этот функционал отражал стремление YouTube стать не просто видеохостингом, а сервисом по распространению видео и коммуникации людей.
Осенью 2006 г. были подписаны соглашения о сотрудничестве с глобальными звукозаписывающими корпорациями: Sony BMG, Warner Music Group и Universal Music Group. В 2006 г. стало известно, что компания Google во главе с Э. Шмидтом намерена купить видеохостинг YouTube в форме обмена акциями на сумму 1,65 млрд долл. Согласно предложенным условиям, платформа должна была сохранить своё название и бренд, а переход к Google означал «естественное партнёрство» и инвестиции в развитие площадки (Google buys YouTube for $1.65bn). После того как Google выкупил YouTube, должность генерального директора до 2010 г. продолжал занимать Хёрли, которого сменил С. Камангар.
После сделки с Google сервис вышел на новый уровень. В 2007 г. YouTube стал коммерческой платформой, которую можно использовать в качестве инструмента для заработка и монетизации видеороликов. В августе 2007 г. на площадке запустилась первая реклама от Google. В том же году YouTube начал сотрудничество с CNN, благодаря чему в ходе американской президентской кампании 2008 г. на платформе развернулись дебаты, а в дальнейшем были созданы каналы кандидатов.
В 2007 г. сайт был адаптирован под мобильную версию, а в 2010–2012 гг. были выпущены мобильные приложения на платформах iOS и Android. В октябре 2009 г. видеохостинг был удостоен высшей награды в медиасреде – премии Пибоди.
В 2010 г. на YouTube появилась возможность смотреть ролики в формате 4K с поддержкой технологии IMAX, что связано с доступом к просмотру кинофильмов, релиз которых происходил на платформе (Sarukkai. 2010). Данная опция реализуется не на всех устройствах: 4K Ultra HD доступен только на поддерживающих этот формат телевизорах и при помощи устройства Chromecast Ultra.
В декабре 2011 г. компания обновила интерфейс сайта, дизайн, адаптированный под главные страницы и ленты новостей социальных сетей Facebook, Twitter и др. В 2011 г. на сайте был реализован инструмент сбора статистики и анализа маркетинговых показателей YouTube Analytics. Эта опция позволяет пользователям отслеживать подробную статистику просмотров и активности на опубликованных видеороликах. Вслед за этим на YouTube появилась возможность проведения трансляций в реальном времени в разделе YouTube Live. В 2012 г. была проведена одна из первых крупных трансляций – с летней Олимпиады в Лондоне. К весне 2013 г. аудитория YouTube достигла 1 млрд авторизированных пользователей.
Компания продолжила развивать инструменты монетизации контента и в 2014 г. запустила платный сервис доступа к музыкальным клипам Music Key. Позже стриминговый сервис был переименован в YouTube Music. Пользователи сервиса могут слушать музыку бесплатно или с платной подпиской YouTube Music Premium. Подписка позволяет скачивать музыку для фонового прослушивания и слушать музыку без рекламы. Для мобильных устройств существует отдельное приложение YouTube Music. При этом загружать аудиозаписи самостоятельно на сервис пользователи не могут.
В течение следующих лет создатели YouTube развивали платную подписку (YouTube Premium). Разница между бесплатной подпиской и YouTube Premium в том, что на платной версии ограничиваются рекламные ролики в начале, середине и конце видео, сторонние баннеры и всплывающие окна. Также подписка включает в себя возможность смотреть ролики в фоновом режиме (с заблокированным экраном) и офлайн.
По мере роста аудитории появилась необходимость разграничения контента по возрастному критерию: в 2015 г. компания запустила платформу YouTube Kids с роликами для детского просмотра, в 2015 г. создала платформу YouTube Gaming с трансляциями и обзорами компьютерных игр. В 2015 г. компания также позволила публиковать видеоролики в разрешении 8K.
В 2016 г. было открыто подразделение YouTube Originals – коллекция оригинальных сериалов, фильмов и прямых трансляций от YouTube, производство которых поддерживала сама платформа. Под эгидой YouTube Originals выпускались также авторские шоу блогеров. В 2022 г. было объявлено о закрытии проекта.
YouTube стремится не допустить перехода аудитории на другие площадки, поэтому активно заимствует форматы у конкурентов. Так, в 2020 г. YouTube запустил раздел Shorts – сервис, позволяющий снимать и сразу публиковать короткие вертикальные видео до 60 секунд, аналог TikTok и Instagram Reels (принадлежит корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации).
Структура платформы
В YouTube интегрирована одна из самых масштабных и сложных рекомендательных систем в мире, основанная на технологии глубокого машинного обучения. Работа рекомендательных систем включает поиск и ранжирование информации, поэтому для их функционирования применяются разные модели. Эффективность таких систем определяется способностью удовлетворить три главных требования:
Масштаб поиска: эффективные на малой выборке модели часто оказываются неэффективными применительно к большим базам данных.
«Свежесть» отображаемых результатов: система должна обрабатывать и отбирать релевантный контент в огромном и постоянно обновляющемся массиве данных.
Фильтрация шума: часто сервис не получает от пользователя обратной связи о том, нравится ли ему предлагаемый контент. Ориентация алгоритмов только на историю просмотров может негативно влиять на оценку рекомендаций пользователем.
Архитектура платформы предоставляет пользователям широкие возможности взаимодействия с контентом и друг с другом. Посетитель сайта может сохранить видео в плейлист «Смотреть позже» или общаться с другими пользователями в чате онлайн-трансляции.
До 2010 г. пользователи оценивали контент по 5-звёздочной системе. Позднее была внедрена система оценки: лайки и дизлайки (обозначения того, что пользователям нравится, а что – нет). Также на платформе есть возможность комментировать ролики. В ноябре 2021 г. на сервисе был скрыт счётчик дизлайков под видео, что вызвало бурную реакцию со стороны онлайн-сообщества. Пользователи обвинили сервис в цензуре и выразили опасения в том, что определять низкокачественный контент станет сложнее.
На сайте YouTube 4 основных общих раздела: «Главная», «Навигатор», Shorts и «Подписки». В верхней части любой страницы находится поисковая строка – пользователю не нужно возвращаться на главную страницу, чтобы начать что-то искать. На главной странице сайта отображаются новые видео как от каналов, на которые пользователь подписан, так и от релевантных его интересам. «Главная» представляет собой бесконечную ленту: сервис будет предлагать новый контент столько, сколько пользователь прокручивает страницу вниз. Теги вверху страницы помогут найти видео по теме.
Раздел «Навигатор» создан для расширенного поиска видео. Внутри находятся тематические подразделы. Подраздел «В тренде» не персонализирован: всем зрителям конкретной страны предлагается одна и та же подборка популярных видео. Страница обновляется каждые 15 мин. Чтобы попасть в тренды, ролик должен быть интересным для широкой аудитории, не носить шокирующий характер и демонстрировать творческое разнообразие авторов платформы. Тематические подразделы «Музыка», «Трансляции», «Видеоигры» и «Спорт» автоматически агрегируют видео соответствующей тематики. В подразделе «Фильмы» пользователь может купить или взять напрокат полнометражный фильм, серию или сезон сериала, а также выпуски телешоу.
Кроме того, на сайте есть 5 персональных вкладок пользователя. В них собраны сохранённые и понравившиеся видео, плейлисты и отложенный для просмотра контент.
Раздел «Подписки» формирует хронологическую ленту роликов только от тех каналов, на которые пользователь подписан.
Политика компании предполагает систему поощрения авторов контента – креаторов (англ. creator). По достижении каналом большого числа подписчиков его владелец получает награду YouTube Creator Award в виде диплома с изображением кнопки – логотипа YouTube: серебряная кнопка вручается авторам, достигшим 100 тыс. подписчиков, золотая – по достижении 1 млн подписчиков, бриллиантовая – 10 млн, рубиновая – 50 млн, красная бриллиантовая кнопка – 100 млн.
Значок подлинности канала могут получить авторы с аудиторией более 100 тыс. подписчиков. Значок выглядит как галочка и помогает зрителям отличать официальные каналы блогера, бренда или артиста от поддельных и неофициальных фанатских аккаунтов.
YouTube как медиа
YouTube является социальной сетью, где, в отличие от других платформ, взаимодействие основано не на личных профилях пользователей, а на видеоконтенте. Пользователи платформы не только выкладывают собственный контент, но также общаются и подписываются на регулярные обновления друг друга. Коммуникация между ними состоит в просмотре и комментировании видео других авторов, цитировании и разборе (критике) чужого контента внутри собственного.
Рост влияния YouTube на медиасреду в середине 2000-х гг. рассматривался традиционными СМИ как вызов и требование адаптироваться к изменениям в характере медиапотребления (Uricchio. 2009). Распространение YouTube давало некоторым исследователям повод прогнозировать конец телевидения. И хотя этого не произошло, изменились многие практики и ритуалы потребления телевизионной продукции (Lotz. 2014).
Популярность и разнообразие контента YouTube, возможность взаимодействия его пользователей привели к трансформации традиционных медиа. Многое из того, что было произведено старыми медиа ещё до появления платформы, было впоследствии загружено на YouTube. Сегодня большинство крупных медиа и брендов имеют свои каналы на платформе, где они делятся контентом, хранят архив, наращивают символический капитал и взаимодействуют с аудиторией. Примером традиционного медиа, заработавшего популярность на YouTube, служит британская версия модного журнала Vogue. По сообщениям издателей, интерес к печатной версии не падает, а бренд наращивает свою популярность благодаря онлайн-сообществу. YouTube стал для Vogue приоритетной платформой, где издание может сохранять свою «глянцевость» за счёт качества видеоконтента и участия в нём селебрити.
Некоторые пользователи выражали недовольство внедрением больших медиа в экосистему YouTube, где уже сформировались собственные правила и культура. Пользователи опасались утраты платформой аутентичности с приходом крупных производителей контента.
Напряжённость в отношениях между YouTube и старыми медиа усугублялась проблемой интернет-пиратства. В 2006 г. платформа под угрозой судебного иска удалила два размещённых на ней сатирических скетча американского телешоу «Saturday Night Live» по требованию телеканала NBC, несмотря на то что один из роликов продолжительностью 2,5 мин набрал рекордное число просмотров: 1,2 млн за первые 10 дней и более 5 млн – к февралю 2006 г. В результате у платформы сложилась репутация бизнеса, построенного на нарушении авторских прав, что отрицательно влияло на взаимодействие YouTube со старыми медиа в лице больших телекомпаний (Burgess. 2009. P. 31).
YouTube разработал набор инструментов для борьбы с интернет-пиратством. Каждый пользователь может обратиться с жалобой на нарушение авторских прав. С 2007 г. действует система защиты авторского контента Content ID. Музыкальные лейблы, кинокомпании и другие правообладатели загружают свой контент в базу данных системы, которая проверяет их юридический статус. Если обнаруживается нарушение, правообладателю не нужно требовать их удаления. Вместо этого он может подключить рекламу и начать получать доход.
YouTube и популярная культура
YouTube повлиял на способы потребления и производства музыки. Артисты, начинавшие свою карьеру на платформе, помимо самого творчества, напрямую общались с аудиторией и занимались выстраиванием отношений с влиятельными музыкальными блогерами. Публикация на платформе музыкальных видео позволила возродить интерес к видеоклипам, утерянный с появлением аудионосителей (Cayari. 2011). Первым видеороликом, набравшим 1 млрд просмотров, стал музыкальный клип корейского исполнителя PSY – «Gangnam Style» (2012).
На 2022 г. 9 из 10 лучших дебютных музыкальных клипов и 2 из 3 официальных каналов исполнителей с наибольшим количеством подписчиков принадлежат группам жанра K-pop. Самым популярным каналом по просмотрам на протяжении нескольких лет была страница индийского музыкального лейбла T-Series. YouTube влияет на правила и способы функционирования музыкальной индустрии, а та, в свою очередь, наполняет его контентом и обеспечивает платформу трафиком.
Из 10 самых просматриваемых видео в мире на 2021 г. 8 были музыкальными, а 6 из 10 – видео для детей. По данным Pew Research Center, видеоролики, ориентированные на детскую аудиторию, в среднем длятся дольше и имеют большее количество просмотров, а каналы для детей – большее число подписчиков. Детский контент особым образом маркируется YouTube, подчиняясь специальным ограничениям и правилам. При отборе проверяются название, маркировка и содержание ролика на предмет допустимой для детей информации. Детские видеоролики с 2020 г. не комментируются. Большинство видеороликов регулируется алгоритмами платформы, но часть просматривается вручную. Родители также могут заблокировать контент, который, по их мнению, не подходит для семейного просмотра.
Со временем YouTube стал ограничивать контент, связанный с агрессией, насилием, радикализмом и пиратством. При этом YouTube также борется с предотвращением предвзятости (например, понижает рейтинг контента и блокирует ролики, которые транслируют определённые политические взгляды).
YouTube оказал влияние на журналистику, т. к. по сравнению с телевидением платформа стала более свободной от цензуры и условий продюсеров площадкой. Лидеры мнений, журналисты и политики стали записывать ролики эксклюзивно для YouTube.
Тренды YouTube
YouTube активно исследует, как трансформируется контент, выкладываемый на платформу. Компания выпускает регулярные отчёты о тенденциях в области видеоконтента и популярных темах. Соответствующая аналитика публикуется на порталах YouTube Official Blog и Think with Google, где можно посмотреть статистику самых просматриваемых видео по странам и за определённые периоды.
Алгоритмы платформы формируют индивидуальное наполнение портала для пользователя: контент отбирается на основе истории просмотров, местоположения и трендов, поэтому лента двух человек со сходными интересами может быть абсолютно разной. Изучение доступной аналитики YouTube и динамики трендов позволяет опытным креаторам ориентироваться в многообразии тем и жанров видеоблогинга, выбирая из них наиболее популярные, и создавать более просматриваемый контент. В свою очередь, пользователи, достигая успеха, способствуют экспансии платформы, порождая синергетический эффект: YouTube заинтересован в привлечении аудитории интересным ей контентом, а креатор (бренд, артист или блогер) мотивирован создавать виральный контент.
Наряду с данными самого YouTube, большой популярностью пользуется блогерская аналитика: советы по продвижению и обзоры различного контента, обучающие видео по использованию различных инструментов сайта. На нём можно найти видеоэссе об истории платформы [например, на ютьюб-канале National Geographic (телеканал входит в состав The Walt Disney Company)] или о том, как выглядел сервис в разные годы.
Жанры YouTube
Востребованные жанры видеороликов и тренды YouTube находятся в постоянной динамике. Несмотря на жанровое разнообразие, исследователи выделяют наиболее распространённые форматы творчества видеоблогеров. Активные аккаунты пользователей платформы называют видеоблогами, или влогами. На раннем этапе развития YouTube термин «влог» зачастую использовался для жанровой атрибуции.
В отличие от видеороликов, тяготеющих к форматам старых медиа (скетчи, отрывки фильмов), влоги выступали альтернативой традиционному телевизионному формату. Контент влога, как правило, не слишком сложен технически и основан на сотворчестве автора и его аудитории: авторы создают контент, а зрители на него реагируют и инициируют обсуждение. Авторы влогов (влогеры) привлекают аудиторию своей независимостью от крупных мейнстримных медиа и непрофессиональной (т. е. непринуждённой и эмоциональной) подачей. По мере коммерциализации платформы успешные блогеры обзаводились продюсерами и режиссёрами, что влияло на общий подход к производству видеоконтента (Burgess. 2009).
Жанром, ассоциируемым преимущественно с YouTube, является анбоксинг, или анпакинг (англ. unboxing и unpacking – распаковка). Суть таких роликов состоит в подробном удалении упаковки товара, первом использовании или запуске, формулировании первых впечатлений и рекомендаций. Жанр анбоксинга получил большую популярность среди детской аудитории: детские блогеры (будь то сами дети или взрослые ведущие каналов) распаковывают на камеру игрушки, записывая свою реакцию. Отличительная особенность детского анбоксинга состоит в острой эмоциональности таких видео: вместо критического обзора товара производится яркая картинка, которая рассчитана на то, чтобы привлечь ребёнка новизной и вызвать эффект неожиданности. Видео в жанре анбоксинга критикуются за культивирование в детях потребительских установок и очевидной маркетинговой направленности.
Важным элементом YouTube-культуры выступают интернет-мемы, в экосистеме YouTube приобретающие форму «мемных», или вирусных, видео. Согласно отчёту YouTube Culture & Trends Report 2022, мемы в YouTube служат одной из основных форм участия людей в поп-культуре (Culture & Trends: Report 2022).
Распространённость YouTube
Будучи американской платформой, YouTube с момента запуска был нацелен преимущественно на англоязычную аудиторию – весь контент и интерфейс были на английском языке. Глобализация сервиса и формирование локальных сообществ ютьюберов по всему миру началось после приобретения сайта корпорацией Google: в 2007 г. локальные версии сервиса появились в большинстве стран Европы, в Бразилии и Японии. К середине 2008 г. свои YouTube появились в Германии, Австралии, Канаде, Великобритании, Ирландии, Новой Зеландии, Испании, Мексике, Франции, Италии, Китае, Японии, Нидерландах, Польше, Бразилии, России, Гонконге и Тайване (Burgess. 2009). К 2022 г. существовали версии YouTube на 80 языках.
В разных странах платформа функционирует по-разному, отбирая наиболее релевантный для определённой территории контент. Рейтинг видео и комментариев также зависит от местоположения пользователя. Результаты выдачи могут носить стихийный характер (направляться пользователями и встроенными алгоритмами) или регулироваться органами власти или корпорациями. Локализация работы YouTube в разных странах создаёт множество трудностей для функционирования платформы, связанных, например, с соблюдением законов отдельных государств и сообществ в части разжигания межнациональной вражды или защиты миноритарных социальных групп (Burgess. 2009).
Из-за стремления политических структур контролировать доступ к определённой информации некоторые каналы блокируются по требованию властей. Внутри нескольких государств доступ ко всей социальной сети YouTube закрыт. Например, Пакистан запретил доступ к YouTube в сентябре 2012 г., после того как на сайт был загружен антиисламский фильм «Невинность мусульман» («Innocence of Muslims», режиссёр А. Робертс), вызвавший бурные протесты в крупных городах страны с мусульманским населением. На 2023 г. доступ к YouTube ограничен в Китае, Иране, Северной Корее, Туркменистане и Эритрее.
С одной стороны, YouTube является международной платформой, позволяющей делиться видеоконтентом с пользователями по всему миру, с другой – сервис вынужден подстраиваться под культурные особенности регионов и политические требования государств. Это создаёт напряжённость в отношениях компании с правительственными структурами, производителями и потребителями контента.
Распространение локальных версий платформы напрямую влияет на разнообразие контента на разных языках и формирование своих онлайн-культур в этих странах. Контент на новом языке возникает не синхронно с появлением локальной версии сервиса на новой территории, поэтому вопросы локализации и языка не следует смешивать. Перевес объёма контента на английском языке [по данным за 2009, только 15 % видео были не на английском языке (Burgess. 2009); более поздние оценки разнятся, однако в любых расчётах доля англоязычного контента превышает 50 % от общего объёма] не обязательно означает господство англоязычной аудитории, поскольку количество пользователей, потребляющих и производящих контент на английском, существенно превышает численность носителей языка. Уже в середине 2010-х гг. некоторые наблюдатели отмечали, что первенство по количеству просмотров на YouTube перешло к неанглоязычному контенту («Gangnam Style») (Benson. 2016. P. 5).
По статистике Pew Research Center, большинство каналов (67 %), разместивших видео в первую неделю 2019 г., сделали это на языке, отличном от английского.
YouTube как объект изучения
Меняющаяся политика YouTube, трансформация корпоративной миссии платформы, динамика интересов аудитории, разнонаправленная модерация контента – всё это создаёт трудности для исследователей Интернета. Сложность изучения YouTube состоит также в его неустойчивости и изменчивости, разнообразии контента и его укоренённости в текучей повседневности пользователей, т. е. связи с обыденной жизнью людей (Burgess. 2009).
YouTube стал предметом исследования среди теоретиков культуры и медиа сразу после своего возникновения. Изначально научные работы о YouTube были сосредоточены на специфике видеоконтента и способов его распространения. Например, американский цифровой антрополог П. Ланге (Lange. 2007) рассматривала взаимосвязь между обменом видео и социальными сетями. Исследовательница выделила степени публичности, которыми создатели контента наделяют свои видео. Книга исследователей из Австралии и США Дж. Бёрджесс и Дж. Грина «Онлайн-видео на YouTube и культура участия» сфокусирована на вкладе YouTube в сохранение и развитие культуры, а также обеспечение её доступности (Burgess. 2009). Российская исследовательница социальных сетей Е. В. Колпинец изучает особые типы публичности, характерные для пользователей и знаменитостей YouTube (Колпинец. 2016).
Исследования YouTube опираются на традиции социальных и гуманитарных исследований, а также компьютерных наук. Количественные исследования ведутся с применением сетевого анализа и аналитики данных. В отношении YouTube вычислительные методы используются для изучения работы алгоритмов платформы и взаимодействия пользователей с ними. В ходе таких исследований выявляются иерархии видео, выстраиваемые встроенными алгоритмами, и принципы, по которым организуется контент внутри системы рекомендаций и ассоциаций (Airoldi. 2016). Количественные исследования позволяют понять общие тенденции, а также показывают, какие типы видео создаются и как люди используют сервис. Другая сторона изучения YouTube компьютерными методами – исследование текстов и видеороликов внутри платформы.
Исследования качественными методами нацелены на изучение культурных контекстов и особенностей и лежат в русле антропологии и теории культуры. Цифровые антропологи изучают способы взаимодействия пользователей друг с другом и с платформой. Предметом исследования выступают повседневные практики взаимодействия в YouTube. Такой подход подчёркивает социальный аспект этой сети и рассматривает платформу как часть обыденной жизни.
Другое направление исследований рассматривает YouTube как мультимодальный текст, помимо вербальных средств включающий в себя изображения, видео и аудио. Так текст становится глобальным: в его создание вовлечены пользователи по всему миру, говорящие на разных языках и представляющие различные культуры (Benson. 2016).
Значение YouTube
Дж. Бёрджесс и Дж. Грин называют YouTube частью глобального медиаландшафта и силой, с которой необходимо считаться в контексте современной популярной культуры. За почти 20 лет своего существования YouTube вырос до глобального видеохостинга с различными сервисами, позволяющими найти любую информацию по запросу.
YouTube занимает центральное положение сразу в нескольких нишах – как платформа для видеотрансляций, глобальный медиаархив и социальная сеть. Культурное, социальное и экономическое значение YouTube создаётся его аудиторией, поскольку производимый авторами контент (user-generated content) и видеопродукция медиагигантов порождают трафик потребителей (Consumer Co‐creation and Situated Creativity. 2008).
Функции YouTube разнонаправленны. С одной стороны, платформа распространяет контент, порождаемый популярной культурой для широкой публики, т. е. происходит взаимодействие сверху вниз. С другой стороны, сохраняется тенденция, с которой YouTube начинался, – распространение видео снизу вверх: это бытовой контент и любительские видео. Авторы могут публиковать их как для узкого круга зрителей, так и с целью снискать широкую популярность.
Описание и исследование YouTube и его влияния на современную культуру и общество усложняется динамическими изменениями устройства платформы и политики компании. Например, если в конце 2000-х гг. платформа развивалась как видеохостинг для обычных пользователей, то к концу 2010-х гг. она трансформировалась в площадку для публичного самовыражения. Такая трансформация стала возможна благодаря органическому росту объёма публикуемого контента и интереса пользователей к нему, а также совершенствованию рекомендательных систем. Исследователи называют такой сдвиг революцией, направляемой пользователем (user-led revolution), и предлагают трактовать его в контексте концепции Web 2.0, согласно которой сетевые системы становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются.