Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеэкономи́ческая де́ятельность, деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с внешней торговлей и трансграничной торговлей товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, инвестированием, производственной кооперацией, осуществлением финансовых операций, а также деятельность государства по регулированию этих отношений и развитию экономического сотрудничества с международными организациями, иностранными государствами и зарубежными хозяйствующими субъектами.
В РФ легальное определение внешнеэкономической деятельности закрепляется в ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (Закон об экспортном контроле), согласно которой внешнеэкономическая деятельность – это «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них)».
Правовое регулирование внешнеэкономических отношений носит комплексный характер. Они регулируются:
нормами международного права [вопросы функционирования органов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), международной деятельности ЕАЭС, принятия наднациональных нормативных правовых актов, регулирующих таможенные, налоговые и иные виды отношений, и т. д.];
финансового права [порядок установления, исчисления и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, проведения таможенного контроля стоимости ввозимых (вывозимых) товаров; правила распределения таможенных пошлин между государствами – членами ЕАЭС и т. д.];
гражданского права (порядок заключения сделок субъектами внешнеэкономической деятельности);
административного права (определение правового статуса таможенных органов, порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности);
уголовного права (ответственность за преступления в сфере внешнеэкономической деятельности), а также нормами иных отраслей права.
Внешнеэкономические отношения всегда связаны иностранным элементом, который может проявляться в участии иностранного субъекта, использовании в расчётах иностранной валюты, трансграничном перемещении товаров и т. д.
Можно выделить следующие направления внешнеэкономической деятельности:
внешнеторговая деятельность – осуществление сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»);
инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта (абзац 2 ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»);
иная деятельность в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
Внешнеэкономическая деятельность также может быть связана с проведением финансовых операций (в том числе с получением российскими хозяйствующими субъектами кредитов в иностранных банках или предоставлением российскими кредитными организациями займов иностранным лицам), международным страхованием, приобретением долей (акций) иностранных организаций, покупкой и продажей иностранных ценных бумаг, цифровых финансовых активов и т. д.
Следует разграничивать внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов и государства.
Внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов – предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, включающая иностранный элемент. Она связана с заключением коммерческих сделок. Приобретение или использование товаров (работ, услуг) физическими лицами исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не относится к внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность государства связана с регулированием внешнеторговой, инвестиционной, финансовой и иных видов внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, а также с развитием экономического сотрудничества с международными организациями, иностранными государствами и зарубежными хозяйствующими субъектами.
Выделяется ряд мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:
меры таможенно-тарифного регулирования – ввозные и вывозные таможенные пошлины;
особые виды пошлин – антидемпинговые, специальные и компенсационные;
квазитарифные инструменты – налог на добавленную стоимость, акцизы и внешнеэкономические сборы;
государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными видами товаров – исключительное право государства на ввоз/вывоз наркотических средств и психотропных веществ, экспорт необработанных алмазов, экспорт и импорт продукции военного назначения и других видов товаров;
технические меры – обязательные требования к продукции и/или связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации [п. 1 ст. 51 Договора о Евразийском экономическом союзе (Договор)];
санитарные барьеры – меры санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля ввоза товаров в РФ;
квотирование внешнеторговой деятельности – мера регулирования ввоза на таможенную территорию ЕАЭС отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых в пределах установленного количества (в натуральном или стоимостном выражении) в течение определённого периода и сверх такого количества;
лицензирование – выдача специального разрешения на совершение импортных и/или экспортных операций;
валютные ограничения – обязанность по репатриации валютной выручки, запрет на открытие счетов в отдельных юрисдикциях, обязанность сообщить об открытии, изменении реквизитов, закрытии счёта в зарубежных финансовых организациях, предоставить отчёт о движении денежных средств по данным счетам и т. д. (Артемов. 2015. С. 14–28).
К доходам государства от внешнеэкономической деятельности относятся поступления, связанные с взиманием таможенных пошлин (ввозных и вывозных), специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, таможенных сборов, а также прочие поступления (приказ Минфина России от 6 июня 2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения»).
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется на национальном и наднациональном уровнях. Важное значение в правовом регулировании внешнеэкономической деятельности имеют нормативные правовые акты ЕАЭС.
Евразийский экономический союз – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определённых Договором о Евразийском экономическом союзе и международными договорами в рамках Союза (ст. 1 Договора).
Деятельность ЕАЭС направлена на формирование единого экономического пространства, которое на основании ст. 2 Договора следует понимать как пространство, состоящее из территорий государств-членов, на котором функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существует единая инфраструктура.
Таким образом, предполагается, что ЕАЭС приведёт к сближению подходов государств-участников в сфере правового регулирования, а в перспективе, возможно, к принятию единых правил предоставления финансовых услуг, в том числе по вопросам регулирования финансовых рынков (включая страховой рынок, рынок ценных бумаг, рынок платёжных услуг и т. д.), конкуренции и государственного регулирования цен естественных монополий, энергетики, транспорта, миграции, промышленности, агропромышленного комплекса и т. д.
Основу ЕАЭС составляет таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры; действуют Единый таможенный тариф ЕАЭС и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной (ст. 2 Договора о Евразийском экономическом союзе).
Таможенный союз предполагает единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, их нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС или за её пределами; порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) товаров на таможенную территорию ЕАЭС; порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля. Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами, регулируются законодательством государств – членов ЕАЭС (ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).