Бюджетный кодекс Российской Федерации
Бюдже́тный ко́декс Росси́йской Федера́ции, федеральный закон, имеющий кодифицированный характер, регулирующий отношения в бюджетной сфере.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) был принят 17 июля 1998 г., подписан Президентом РФ 31 июля 1998 г. и вступил в силу с 1 января 2000 г. Введение кодекса в действие было осуществлено специальным Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ, содержащим несколько правил относительно вступления в силу отдельных его положений. В частности, Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» принимался ещё по ранее установленному порядку, регламентированному Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», а не по правилам Бюджетного кодекса РФ.
Содержание Бюджетного кодекса РФ определяется рядом конституционных положений, содержащихся прежде всего в статьях 71 и 72 Конституции РФ, и отражает систему распределения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Соответственно, кодифицированный акт содержит нормы прямого регулирования, относящиеся к регламентации бюджетных отношений на федеральном уровне, и нормы-принципы, направленные на упорядочение бюджетных отношений на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
В соответствии с п. «з» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относится федеральный бюджет, поэтому Бюджетный кодекс РФ содержит главы и статьи, содержащие положения, регулирующие бюджетный процесс на федеральном уровне (например, глава 22 «Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете»).
В то же время, поскольку вопросы регулирования региональных и местных бюджетов относятся к ведению субъектов РФ и муниципальных образований, в кодифицированном акте устанавливаются основные начала регулирования – основы рассмотрения и утверждения бюджетов (глава 21), основы исполнения бюджетов (глава 24) и др. Эти нормы обеспечивают единство бюджетной системы и её функционирование в качестве целостного механизма, учитывающего интересы всех публично-правовых образований, бюджеты которых образуют бюджетную систему РФ. Конкретизация регулирования осуществляется актами публичных органов соответствующего уровня (например, Областной закон Ленинградской области от 26 сентября 2002 № 36-оз «О бюджетном процессе в Ленинградской области»). Бюджетный кодекс РФ содержит нормы, обязательные для исполнения при осуществлении бюджетного процесса на любом уровне публичной власти. Такими нормами являются положения, устанавливающие бюджетную классификацию РФ (глава 4), полномочия участников бюджетного процесса и самих участников (глава 18), бюджетные меры принуждения (ст. 306.2) и др.
Бюджетный кодекс РФ закрепляет базовое соотношение властных полномочий в бюджетной сфере, это относится и к отношениям по горизонтали – разграничение полномочий между представительной и исполнительной властью, и к отношениям по вертикали – определение бюджетных полномочий Российской Федерации, бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и бюджетных полномочий муниципальных образований.
Содержательно определён порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, в том числе, закреплены перечни доходных источников (налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений) применительно к уровням бюджетной системы РФ (федеральный, региональный и местный). Такое закрепление направлено на поддержание стабильности бюджетов и формирование определённого уровня самостоятельности в действиях публичных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов. Не меньшее значение имеет закрепление в кодексе оснований возникновения расходных обязательств (статьи 84–86 БК РФ) и системы бюджетной классификации расходов.
Публично-правовые образования имеют право осуществлять заимствования, что диктуется необходимостью обеспечения сбалансированности каждого бюджета (ст. 33 БК РФ). Дефицит бюджетов признаётся допустимым явлением, но при условии выполнения требования обязательного покрытия дефицита за счёт источников его финансирования. Бюджетный кодекс РФ закрепляет перечень допустимых источников финансирования дефицита бюджетов, основания и порядок формирования публичного долга, включая порядок эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, а также ограничения, которые должны соблюдаться (например, объём муниципального долга не может превышать утверждённый объём доходов соответствующего бюджета). Нарушение установленных ограничений может привести к введению временной финансовой администрации – специального бюджетного механизма оздоровления публичных финансов (глава 19.1).
Межбюджетные отношения, отражающие федеративное устройство России, получили всестороннюю регламентацию в Бюджетном кодексе РФ: определены формы межбюджетных трансфертов – субвенции, субсидии, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, иные межбюджетные трансферты и условия их предоставления (глава 16 БК РФ). В настоящее время межбюджетные трансферты могут передаваться в рамках бюджетной системы РФ как по вертикали (от федерального бюджета региональному; от местных бюджетов региональному), так и по горизонтали – от одного субъекта РФ другому в целях достижения финансирования расходных обязательств соответствующих публичных субъектов.
Важнейшим институтом, подпадающим под регулирование кодифицированного акта, является бюджетный процесс, глубина регламентации которого зависит от бюджета: в отношении федерального бюджета присутствует полномасштабное регулирование, включающее все этапы бюджетного процесса – формирование проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение бюджета и составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности. Что касается иных бюджетов (региональных и местных), Бюджетный кодекс РФ устанавливает только основы осуществления бюджетного процесса, поскольку регламентация этих отношений относится к самостоятельному ведению органов публичной власти.
Предметом регулирования Бюджетного кодекса РФ является также финансовый контроль. Кодекс устанавливает систему органов финансового контроля, включающего внешний и внутренний финансовый контроль; полномочия органов, формы и методы финансового контроля. Внешний финансовый контроль осуществляется органами, которые создаются органами представительной власти, – Счётной палатой РФ, контрольно-счётными органами субъектов РФ и муниципальных образований, в этой части положения Бюджетного кодекса РФ дополняются федеральными законами от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счётной Палате Российской Федерации» и от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Отношения в бюджетной сфере между публично-правовыми образованиями и бизнесом урегулированы в институтах субсидирования (ст. 78 БК РФ), бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ), государственных гарантий (ст. 115 БК РФ). Важно, что коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся фактическими получателями средств бюджетов, признаются объектом финансового контроля и становятся обязанными выполнить предписания кодифицированного акта.
Традиционно внимание российского общества привлекает Фонд национального благосостояния, правовой статус которого также определён в Бюджетном кодексе РФ (ст. 96.10). Источниками формирования фонда признаются дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета, а целями, на которые могут быть использованы его средства, являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, сбалансированности федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ в части обязательного пенсионного страхования.
За 20 лет существования Бюджетный кодекс РФ был подвержен множеству изменений (более 150). За последние 2 года появились три новые, очень значимые главы – «Система казначейских платежей» (глава 24.2), «Казначейское обслуживание» (глава 24.3), «Казначейское сопровождение» (глава 24.4), что свидетельствует об усилении роли Федерального казначейства и развитии бюджетной системы РФ. С учётом последних новаций можно говорить о полном обновлении содержания кодифицированного акта по сравнению с его первоначальной редакцией.
В целом ряде зарубежных конституций содержатся разделы, фиксирующие базовые отношения в бюджетной сфере, получившие названия «финансовых конституций» (например, Конституция Швейцарии 1999, в которой есть глава «Финансовая система»). В российской конституции такой специальной части не предусмотрено и Бюджетный кодекс РФ фактически играет роль «финансовой конституции» России.