Экзистенциальная психология
Экзистенциа́льная психоло́гия (англ. existential psychology), область современной психологической науки, изучающая взаимоотношения человека с жизненным миром, отношение человека к фундаментальным проблемам своего существования, бытие в мире. Название образовано от философского понятия «экзистенция», означающего человеческое существование во всей его полноте и подлинности.
Предпосылки экзистенциальной психологии эволюционировали в течение 20 в., в последние десятилетия которого это направление обрело самостоятельный научный статус. В 21 в. влияние экзистенциальных идей и в описаниях психологической феноменологии, и в области практической работы с психологическими проблемами людей заметно возросло.
Предпосылки экзистенциального подхода в психологии
Экзистенциальная психология возникла на пересечении трёх интеллектуальных традиций – философии экзистенциализма, экзистенциального анализа (дазайн-анализа) и гуманистической психологии. Предтечей экзистенциализма считается датский философ 1-й половины 19 в. С. Кьеркегор, в трудах которого были заложены основополагающие идеи этого направления – экзистенция человека как свобода и возможность (в отличие от животного мира, где действуют законы необходимого), «возможность быть» как выбор самого человека, его становление экзистенциально ответственным индивидом.
Во 2-й половине 19 в. идеи Кьеркегора получили развитие в работах Ф. Ницше с его обсуждением вопроса о том, «как становятся сами собою» (Ницше. 1996. С. 718). Человек совершает путь от биологического существа к экзистенциальной индивидуальности, принимая ответственность за свои действия. Экзистенциальной психологии созвучны идеи Ницше о «величии человеческого бытия», полноте проживания каждого момента жизни.
Одним из основных представителей экзистенциализма 20 в. считается М. Хайдеггер, которому принадлежит тезис об имманентной связи человека и мира – индивид есть бытие-в-мире. Для обозначения человеческой реальности Хайдеггер использовал понятие Dasein («вот-бытие», «здесь-бытие», «присутствие», в современной литературе всё чаще используется без перевода). Хайдеггер разработал систему понятий об экзистенциалах – онтологических данностях существования человека: его заброшенности в мир, бытии-к-смерти и др.
Для психологии значимы также работы К. Ясперса и Ж.-П. Сартра. Ясперсу психология обязана идеей «пограничных ситуаций», переживание которых может усилить «самость», подлинность человека. Для Сартра важнейшей являлась тема свободы: человек определяет себя в бытии, бытие есть то, на что человек решается.
Помимо названных, к экзистенциалистской традиции относятся философы Г. Марсель, М. де Унамуно, М. Бубер, П. Тиллих, М. Мерло-Понти, а также представители искусства, художники и литераторы, среди наиболее цитируемых – Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Как отмечают К. С. Холл и Г. Линдзи, «большая литература всегда была, да и является, экзистенциальной, так как имеет дело с бытием-в-мире» (Холл. 1999. С. 267–268), а И. Ялом говорил: «К числу самых великих психологов я отношу в том числе Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского» (Коновалова. 2010. С. 166–167).
Российская культура всегда была чувствительна к экзистенциальной проблематике, которая в философии наиболее явно представлена в работах Л. И. Шестова и Н. А. Бердяева. Шестов считал Кьеркегора наиболее близким себе мыслителем; в центре его философии – темы свободы человека, его достоинства, обращение к самым глубинам человеческого существа; задача философии, по мнению Шестова, «научить человека жить в неизвестности» (Шестов. 1991. С. 52). Бердяев полагал, что сущность личности не есть нечто готовое и данное человеку: «"Я" есть изначальная данность, личность же есть заданность. Я должен реализовать в себе личность, и эта реализация есть неустанная борьба» (Бердяев. 1994. С. 296).
Экзистенциальная философия дала психологии идеи существования человека как выбора им своего бытия, его ответственности за свой выбор, обретения своей подлинности как основной жизненной задачи.
Вторым источником формирования экзистенциальной традиции в психологии стал возникший в европейской психиатрии экзистенциальный анализ (дазайн-анализ). Психиатры Л. Бинсвангер и М. Босс впервые приложили экзистенциальные идеи к клинической практике. В первые десятилетия 20 в., когда в работе психиатров и психотерапевтов доминировал психоаналитический подход, они предложили рассматривать анализ способа существования человека в мире в качестве важнейшего условия понимания проблем пациентов. Источник невротических расстройств, с их точки зрения, в том, что человек закрывается от бытийных возможностей, исключает их для себя. Экзистенциальный анализ ориентирован на исследование подлинного бытия, «жизненного мира» личности, выбирающей свой «жизненный план», его целью является реконструкция человеческого опыта, позволяющая выявить тот индивидуальный способ, с помощью которого человек конструирует мир и себя. Экзистенциальный анализ дополнил философские основания экзистенциальной психологии богатейшим клиническим материалом, а работы Бинсвангера и Босса стали основным каналом проникновения экзистенциальных идей в американскую психологию.
Наибольшее влияние на становление экзистенциального подхода в психологии оказала гуманистическая психология. Её лидеры, прежде всего А. Маслоу и К. Роджерс, отстаивали взгляды, согласно которым человек наделён способностью к саморазвитию, самоактуализации, реализации собственного потенциала, активностью, позволяющей ему строить свою жизнь и осуществлять сознательный выбор. Эти идеи привели к новому психологическому видению человека, новому пониманию его природы, пересмотру сложившихся представлений о детерминации поведения человека.
В рамках гуманистической традиции в психологии возникают отдельные направления и практические подходы (такие как клиент-центрированная терапия К. Роджерса, гештальттерапия и др.), которые, разделяя её общие принципы, предложили свою трактовку психологической феноменологии и приобрели статус относительно самостоятельных течений; к таким направлениям относится и экзистенциальная психология.
Экзистенциальная психология: обретение самостоятельного статуса
Решающую роль в формировании современной экзистенциальной психологии сыграли американские (Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь, И. Ялом) и европейские (В. Франкл, А. Лэнгле) психологи. Их идеи сформировали парадигму рассмотрения экзистенциальной тематики в психологии и конкретные ракурсы описания экзистенциальных проблем, способы их анализа, понимания и работы с ними на практике. Р. Мэй исследовал ключевые проблемы человеческой жизни, становление Я человека, «открытие Бытия», свободу и судьбу человека. Произведения И. Ялома ориентированы прежде всего на практическую работу с экзистенциальными проблемами, его руководство «Экзистенциальная психотерапия» (Ялом. 2008) – первое издание такого рода для практикующих психологов. Психологическая проза Ялома («Когда Ницше плакал», «Проблема Спинозы», «Шопенгауэр как лекарство» и др.), в которой художественная линия соединена с глубоким анализом психологических проблем, известна и за пределами психологического сообщества. Дж. Бьюдженталь – один из лидеров гуманистического направления в психологии, его работы по психотерапевтической практике имеют принципиальное значение для экзистенциальной терапии (Бьюдженталь. 1998). В. Франкл известен своими работами по проблеме смысла жизни, его книга «Психолог в концентрационном лагере» (1946; см. Франкл. 1990), изданная огромными тиражами, получила широкую известность. Одним из его достижений стало создание логотерапии – практики работы с неврозами и фрустрациями, возникающими из столкновения человека с экзистенциальными проблемами, прежде всего смыслового характера. Работы Франкла были продолжены его учеником А. Лэнгле, создавшим оригинальный психологический метод работы с экзистенциальными проблемами – современный экзистенциальный анализ.
Оформление экзистенциальной психологии приходится на 1980–1990-е гг. В этот период, как отмечает Д. А. Леонтьев, наряду со швейцарской школой экзистенциальной психиатрии, начало которой было положено работами Л. Бинсвангера и М. Босса, оформляется австрийская школа В. Франкла (от которой впоследствии отделяется школа А. Лэнгле), британская школа, развивающая идеи Р. Лэйнга, и американская школа, представленная прежде всего Р. Мэем и Дж. Бьюдженталем (Леонтьев. 2016. С. 6).
Благодаря их работам в психологической науке сформировалось проблемное поле экзистенциальной тематики, определились принципы описания и анализа экзистенциальных проблем, были заложены основы практики экзистенциального консультирования. Возникают профессиональные сообщества, объединяющие учёных, работающих в области экзистенциальной психологии (в частности, International Society for the Science of Existential Psychology), издаются посвящённые ей журналы (International Journal of Existential Psychology & Psychotherapy, International Journal of Existential Positive Psychology, Existential Analysis: Journal of the Society for Existential Analysis и др.), проводятся конгрессы и конференции (Первый всемирный конгресс по экзистенциальной терапии, 2015, и др.).
Российская экзистенциальная психология, интегрируя зарубежный опыт в научный дискурс отечественной науки, сформировалась на основе экзистенциальных традиций российской философии, культуры и литературы.
В российской психологической науке идеи, которые правомерно рассматривать в качестве основополагающих для экзистенциальной психологии, были высказаны С. Л. Рубинштейном. В его философской антропологии центральным моментом является понимание природы человека через совокупность его отношений к миру, что предполагает исследование структуры бытия, включающего в себя человека, и способов существования человека в этом бытии. Именно Рубинштейну принадлежит известная формулировка «человек как субъект жизни», подчёркивающая активную позицию человека по преобразованию и построению собственной жизни. Человек – это субъект ответственного выбора, ответственного решения: «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал» (Рубинштейн. 1946. С. 683). Согласно Рубинштейну, есть два способа существования человека. Первый из них связан с погружённостью человека в процесс жизни и поглощённостью ею, существованием в рамках непосредственных связей, в которых живёт человек. Второй – с выходом человека за их пределы, с появлением рефлексии, с которой начинается философское отношение к жизни, «построение нравственной человеческой жизни на... сознательной основе» (Рубинштейн. 2003. С. 366). Таким образом, в работах Рубинштейна были сформулированы принципиальные идеи экзистенциального подхода в психологии – понимание природы человека через его отношения с окружающим миром, через его включённость в мир, активность человека в построении собственной жизни, различение рутинного, повседневного существования человека и его осознанного, ответственного существования.
В современной российской психологии экзистенциальная психология относится к наиболее интенсивно развивающимся направлениям психологической мысли, прежде всего в области психологии личности. В 2001 г. в России был открыт Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества (создатель и руководитель Д. А. Леонтьев), под эгидой института регулярно проходят научно-практические конференции по экзистенциальной психологии. С 2002 г. в России издаётся журнал «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия».
Характеризуя статус современной российской экзистенциальной психологии, Д. А. Леонтьев отмечает, что она «может рассматриваться сегодня не только как важная область психологической науки, но и во многом как зона её ближайшего развития» (Леонтьев. 2016. С. 13).
Особенности экзистенциального подхода в психологии
Экзистенциальная психология исходит из того, что поведение человека и психологическая феноменология определяются не только индивидуально-психологическими особенностями субъекта и ситуационными детерминантами, описывающими непосредственный контекст его повседневного существования, но и его включённостью в более широкое, многомерное пространство существования, экзистенциальную реальность.
Онтологические данности существования человека описываются в философии с помощью понятия «экзистенциал». Психологи предпочитают говорить о «данностях» как условиях бытия человека, создающих вызовы, требующие ответа. Как пишет об этом Бьюдженталь, «каждое такое условие приносит с собой неизбежное обстоятельство, именуемое "конфронтацией", с которым каждый из нас должен что-то делать» (Бьюдженталь. 2001. С. 227). Он выделяет следующие данности бытия и соответствующие им конфронтации: 1) «укоренённость» человека в изменяющемся мире порождает вызов изменений; 2) «конечность» бытия человека создаёт неопределённость; 3) «способность действовать или не действовать» является вызовом нашей ответственности; 4) «возможность выбора» ведёт к осознанию существующих возможностей и наличия выбора между ними; 5) «отдельность-но-связанность» создаёт вызов к способности человека поддерживать активный диалог с миром людей, сохраняя в то же время свою автономию и индивидуальность (Бьюдженталь. 2001. С. 227). Эти координаты отношений человека с реальностью образуют пространство его взаимодействия с миром, в рамках которого формируются ценностно-смысловые основы его жизненной активности, стиля жизни, жизненной философии.
Взаимодействие человека с миром, переживание им фундаментальных проблем своего существования, его бытие в мире и является предметом изучения экзистенциальной психологии. Её важнейшая особенность состоит в том, что, по выражению Р. Мэя, для экзистенциальной психологии «важны не отдельные психологические реакции, а скорее психологическое бытие человека» (Мэй. 2004. С. 56).
Такое понимание предмета экзистенциальной психологии определяет её статус в системе психологического знания: экзистенциальная психология не «обнуляет» предшествующие психологические подходы и не заменяет их, но расширяет проблемное поле психологической науки, включая в него проблематику, которая прежде была предметом преимущественно философских исследований.
Свобода воли человека, смыслы его жизни, отношения человека с жизнью и смертью – темы, которые издавна находили своё место в философских обсуждениях. Двадцатый век превращает эти проблемы в психологические вопросы, встающие перед каждым отдельным человеком. Современный человек не замкнут непосредственной ситуацией своего повседневного существования, он живёт в пространстве макромира, испытывая на себе влияние происходящих в нём событий, информационных потоков и т. д. Особенности современной реальности обостряют экзистенциальные проблемы человека: изменчивость мира требует готовности к принятию изменений и к собственным изменениям, неопределённость – способности действовать и принимать решения в условиях этой неопределённости, сложность мира и разнообразие возможностей – выбора и ценностно-смыслового самоопределения, и т. д. То, как человек переживает экзистенциальные проблемы и какие ответы он находит на экзистенциальные вызовы, становится важнейшим фактором, определяющим индивидуальное своеобразие его жизни.
Акцент на переживании человеком экзистенциальных проблем отражает феноменологический характер экзистенциальной психологии. Не сами по себе данности бытия являются предметом её внимания, но то, как человек переживает столкновение с ними – с конечностью собственного бытия, с необходимостью поиска собственного пути в этом мире и обретения смысла собственной жизни. Проживание человеком экзистенциальных проблем становится предметом работы и в экзистенциальной терапии.
Ещё одна особенность экзистенциальной психологии афористично выражена Ж.-П. Сартром в формулировке «существование предшествует сущности» (Сартр. 1990. С. 321). Эта идея в иных формулировках может быть найдена и в других психологических подходах; Д. А. Леонтьев, в частности, указывает на физиологию активности Н. А. Бернштейна и теорию деятельности А. Н. Леонтьева (Леонтьев. 2016. С. 11). Но именно в рамках экзистенциальной психологии она относится не к отдельным процессам или структурам, а к целостной личности человека. Речь идёт о том, что сущность человека определяется его взаимодействием с окружающим миром, только в этом взаимодействии и происходит становление личности.
Основные понятия экзистенциальной психологии
Экзистенциальная психология получила своё название от философского понятия «экзистенция», которое имеет латинское происхождение [лат. ex(s)istentia – существование] и происходит от латинского ex-sistere, означающего «становиться», «проявляться», «подниматься». В этом своём значении оно созвучно представлениям экзистенциальной психологии, в соответствии с которыми бытие не даётся человеку автоматически, оно выбирается им и нуждается в утверждении. Содержание понятия экзистенции отличается от его русского эквивалента «существование», почему оно и используется без перевода. Экзистенция относится только к человеческому существованию (в отличие от существования предметов материального мира), причём к существованию подлинному, глубинному.
Понятие подлинности как имманентной характеристики экзистенции в контексте подлинности/неподлинности существования человека обсуждается в работах экзистенциальных философов, прежде всего М. Хайдеггера. Подлинность существования человека начинается за пределами его погружённости в повседневность, подчинённую общим правилам и стандартам социума и вследствие этого обезличенную, стирающую индивидуальность. Путь к подлинности часто проходит через опыт пограничных ситуаций, проживание которых К. Ясперс рассматривал как возможность обнаружения, проявления экзистенции.
В психологии понятием, наиболее близким к понятию подлинности, является понятие аутентичности как способности человека быть самим собой. Это понятие активно использовал К. Роджерс в контексте обсуждения ухода человека от социальных ролей и его способности к проявлению своих подлинных чувств и мыслей. Считается, что стремление к аутентичности свойственно здоровой личности, а уход от неё дисфункционален. В экзистенциально-психологическом ракурсе аутентичность человека рассматривается как утверждение своего бытия в противостоянии небытию. Небытие, соответственно, означает уход человека от своей аутентичности, что проявляется в поглощённости его повседневностью, погружённость в деятельность и отношения, не отвечающие интересам и подлинности человека.
В соответствии с экзистенциальным пониманием, реакцией человека на угрозу небытия становится онтологическая тревога. Классическим считается её понимание, предложенное П. Тиллихом: «Тревога – это состояние, в котором бытие осознаёт возможность своего небытия» (Тиллих. 2008. С. 60). Понятие тревоги в психологии указывает на переживание возможных (ожидаемых) угроз и опасностей, которые беспредметны, неопределённы, отличаются неконкретностью, но от этого не становятся менее значимыми и менее дискомфортными. Экзистенциальная тревога – это тревога небытия, тревога ухода от своей подлинности. Она может переживаться как депрессивное состояние, как ощущение утраты смысла или сомнения в правильности избранного пути, принятого решения и т. д.; экзистенциальная тревога, как и любая тревога, не привязана к конкретному предмету, ощущаемый дефицит которого её порождает.
Экзистенциальная тревога актуализируется в момент переживания экзистенциальных кризисов. Кризис в психологии понимается как переживаемая личностью невозможность реализации своего жизненного замысла (Василюк. 1984), это момент, который может стать поворотным на жизненном пути человека. Экзистенциальный кризис возникает в результате переживания личностью экзистенциальных проблем, которые являются результатом столкновения человека с данностями бытия: проблем конечности жизни, свободы и ответственности, одиночества, смысла жизни. Экзистенциальные проблемы имеют ряд существенных отличий от психологических проблем в их традиционном понимании: они универсальны (присутствуют в жизни каждого человека, независимо от их осознания) и фундаментальны (относятся к базовым, глубинным основам внутреннего мира); не могут иметь окончательного решения, актуализируются и переживаются в связи с какими-то значимыми ситуациями или событиями жизни и требуют соответствующего им «ответа»; выполняют важную функцию, побуждая человека «всматриваться» в свою жизнь, уточнять свои жизненные цели и смыслы и т. д.
Многие понятия, которыми пользуется экзистенциальная психология, – жизни и смерти, одиночества, смысла жизни, свободы и ответственности, – не являются специфически психологическими, фигурируют в философском и общегуманитарном дискурсах; специфическим для экзистенциальной психологии является рассмотрение этих тем в качестве психологических проблем, переживаемых человеком.
Движение в направлении своей подлинности – это движение к «экзистенциальной исполненности». Понятие экзистенциальной исполненности как альтернатива традиционному пониманию психологического благополучия, в частности в его гедонистическом варианте, означает полноту реализации своего бытия человеком, способность быть открытым миру во всей его полноте, которая проявляется в том, как человек отвечает на жизненные проблемы, экзистенциальные вызовы. «"Степень" или "уровень" экзистенциальной исполненности показывает, много ли осмысленного в моей жизни, как часто я живу с внутренним согласием, соответствуют ли моей сущности мои решения и поступки, могу ли я вносить хорошее, как я его понимаю, в жизнь» (Кривцова. 2009. С. 141). С точки зрения экзистенциальной психологии экзистенциальная исполненность говорит о зрелости человека, его аутентичности и фактически о его психологическом благополучии.
Экзистенциальная психология использует и традиционные понятия, описывающие психологическую феноменологию, при этом соотнося их с координатами экзистенциальной реальности. Так, понятие выбора – одно из важнейших в экзистенциальной психологии (индивид выбирает своё бытие) – конкретизируется как экзистенциальный выбор. Понятия тревоги, идентичности, опыта, вины трансформируются в понятия экзистенциальной тревоги, экзистенциальной идентичности, экзистенциального опыта, экзистенциальной вины. Здесь прослеживается связь экзистенциальной психологии с классическими темами и терминологией психологической науки, её роль в дополнении и расширении проблемного поля современной психологии.