Рубинштейн Сергей Леонидович
Рубинште́йн Серге́й Леони́дович [7(19).6.1889, Одесса – 11.1.1960, Москва], российский (советский) психолог и философ, член-корреспондент АН СССР (1943), академик Академии педагогических наук (1945). Брат Н. Л. Рубинштейна. В 1909–1913 гг. учился в университетах Фрайбурга и Марбурга у Г. Когена и П. Наторпа (докторская диссертация по проблеме метода, 1914). После возвращения в Одессу преподавал в гимназиях. В 1919–1930 гг. преподавал в Новороссийском университете (с 1920 – Одесский институт народного образования, ныне Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова), с 1921 г. – профессор. С 1922 г. директор Главной библиотеки Высшей школы Одессы. В 1930–1942 гг. заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена), в 1942–1945 гг. директор Института психологии в Москве. Государственная премия 1942 г. за труд «Основы общей психологии» (1940), ставший одним из лучших учебных изданий по психологии. В 1942 г. организовал и возглавил кафедру психологии МГУ, в 1945 г. – сектор психологии в Институте философии АН. В конце 1940-х гг. отстранён от всех руководящих должностей, восстановлен в правах после 1954 г. Один из основателей журнала «Вопросы психологии» (1955).
Разработал вариант деятельностного подхода в философии, психологии и педагогике, в котором акцентировал особую роль субъекта деятельности. В основе выдвинутой Рубинштейном методологии психологического исследования лежат принципы единства сознания и деятельности (человек и его психика не только проявляются, но и формируются в деятельности), детерминизма (внешние причины действуют только через внутренние условия), единства психологического изучения ребёнка и его воспитания и обучения (ребёнок, по Рубинштейну, не просто объект педагогических воздействий, но активный их преобразователь и соучастник) и др. В русле разработанной Рубинштейном концепции психических явлений как процессов он вместе со своими учениками и последователями (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и др.) теоретически и экспериментально изучал особенности мышления как процесса и как деятельности. Занимался психологическими проблемами восприятия, способностей, личности, вопросами теории и истории психологии. Философско-антропологической тематике посвящён незавершённый труд Рубинштейна «Человек и мир» (опубликован в 1973).