Рефлексия
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio – обращение назад, отражение), многозначный термин, который в обычном словоупотреблении является синонимом размышления, а в философии означает самоотнесённость сознания и мышления (сознание сознания, мышление о мышлении), самонаблюдение, выявление различных субъективных источников познания, наконец, специфическую модификацию сознания, являющуюся одновременно методом его изучения.
Введённое Аристотелем понятие актуального ума-нуса, мыслящего самого себя, можно рассматривать как одну из первых в истории философии попыток тематизации феномена рефлексии. В новоевропейской философии понятие рефлексии получило разработку в контексте поставленной Р. Декартом проблемы самодостоверности мышления субъекта. Дж. Локк, введший термин «рефлексия» (англ. reflexion) для обозначения внутреннего опыта в отличие от опыта внешнего (чувственного восприятия, англ. sensation), определял его как «...наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы её проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» (такие, например, понятия, как «воля», «желание», «ощущение», «чувство» и т. п.).
И. Кант выделил «трансцендентальную» рефлексию в качестве специфически философского метода, имеющего своим предметом осознание отношения представлений к субъективным источникам познания – к чувственности и рассудку. Отталкиваясь от опыта, при помощи трансцендентальной рефлексии можно зафиксировать то, что в опыте само по себе никогда дано быть не может, – субъективные условия его возможности.
В феноменологии Э. Гуссерля была обоснована «универсальная методологическая функция» рефлексии как исследования сознания посредством самого сознания. Исходя из сформулированной Ф. Брентано принципиальной несводимости сознания к чему-либо иному, Гуссерль рассматривал рефлексию как специфическую модификацию самого сознания в отличие от непосредственной соотнесённости сознания с самим собой в опыте эмоций, суждений, оценок, восприятий и т. д., который уже содержит в себе предпосылки осуществления акта рефлексии. Превращение сознания в предмет изучения видоизменяет сознание, но, несмотря на вносимые рефлексией изменения, только она может адекватно прояснить его опыт.
Предпосылкой феноменологической рефлексии является исходная соотнесённость сознания и мира в силу интенциональности сознания, его изначальной направленности на предмет, так что мир всегда выступает как предмет возможного сознания, а не просто как совокупность объектов безотносительно к восприятиям, желаниям, суждениям и другим модусам сознания, в которых они могут быть даны. Тем самым рефлексивный анализ, имеющий своей темой не только сами акты сознания, но и присущий им способ данности предмета (смысл), переходит в анализ предметов сознания, который, в свою очередь, отсылает обратно к описанию соответствующих им типов сознания. В этом состоит отличие феноменологической рефлексии от психологической, где сознание рассматривается как отдельная предметная область в отвлечении от других областей, результаты исследования которых, доставляемые другими науками, могут привлекаться лишь как факторы, так или иначе обусловливающие определённые психические процессы. Описываемая феноменологической рефлексией сущностная корреляция сознания и мира принципиально противопоставляется каузальной обусловленности как сознания миром, так и мира сознанием.