Экзистенция (Хайдеггер)
Экзисте́нция (от нем. die Existenz – существование), понятие философии М. Хайдеггера. Бытие Dasein, о котором в бытии этого сущего всегда идёт дело. «Само бытие, к которому присутствие может так или так относиться и всегда как-то отнеслось, мы именуем экзистенцией» (Хайдеггер М. Бытие и время. Москва, 1997. С. 12). Экзистенция – единственное бытие, которое открыто, разомкнуто для самого себя. Вместе с тем только для неё и через неё и её разомкнутость может быть раскрыто бытие сущего, бытием которого экзистенция не является. Также экзистенция выступает отличительным способом бытия, который присущ Dasein в отличие от подручности подручного, наличности наличного, постоянства математических объектов, жизненности живых существ (важно, что по способу своего бытия Dasein не подпадает в регион живого, у которого иной способ быть, чем экзистенция) и др. Dasein не обладает никаким заранее заданным предметным «что», но оно обладает только этим своим уникальным способом быть. Экзистенцию в хайдеггеровском смысле нельзя путать с традиционным, идущим из схоластики термином existentia, где он означал просто бытие в наличии, в настоящем, действительность, – этот смысл в онтологии М. Хайдеггера закреплён за наличностью наличного сущего. Конкретной структурой экзистенции оказывается забота, а её онтологическим смыслом – временность. Экзистенция всегда исполняется сразу в трёх экстатических измерениях временности. (См. Хайдеггер М. «Бытие и время», § 4, 9; Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии, § 3–4.)