#Российская психология
Российская психология
Тег

Российская психология

Российская психология
Найденo 49 статей
Психология
ПсихологиПсихологи
Бодалёв Алексей Александрович
Бодалёв Алексе́й Алекса́ндрович (1923–2014), советский и российский психолог, педагог, специалист в области общей, возрастной, социальной психологии, акмеологии, педагогики способностей и андрагогики. Доктор психологических наук (1966), профессор (1967), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1971), действительный член Академии педагогических наук СССР (1978) и Российской академии образования (1993), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН (1976–1986), вице-президент АПН (1986–1989), заведующий кафедрой общей психологии (1969–1976) и декан (1972–1976) факультета психологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ), заведующий кафедрой общей психологии и декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1979–1986). В 1976–1986 гг. заведующий лабораторией социальной перцепции и психологии общения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне ПИ РАО), в 1993–2002 гг. главный научный сотрудник ПИ РАО и руководитель группы психологии общения, развития и реабилитации личности. Автор работ по возрастной и педагогической психологии, психологии социального познания (социальной перцепции), психологии общения и смысла жизни, психологии и реабилитологии личности, психологии способностей и творчества. Заслуженный деятель науки РФ (2002).
Научные проблемы, задачи
Дискуссия по теории поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина
Диску́ссия по тео́рии поэта́пного формирова́ния у́мственных де́йствий и поня́тий Гальпе́рина, полемика вокруг выдвинутой П. Я. Гальпериным гипотезы формирования умственных действий, развернувшаяся на страницах журнала «Вопросы психологии» в конце 1950-х гг. Первые устные и письменные выступления Гальперина, обобщающие результаты исследований по проблеме формирования умственных действий, вызвали противоречивое отношение со стороны специалистов в области школьного обучения – психологов и педагогов. На страницах журнала «Вопросы психологии» развернулась дискуссия, начало которой положила статья Гальперина «Умственное действие как основа формирования мысли и образа» (1957). Критический отклик на неё был представлен статьями Ю. А. Самарина, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской, Е. Н. Кабановой-Меллер; в поддержку развиваемых Гальпериным идей выступили Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина и В. В. Репкин. Формальным завершением дискуссии можно считать статью Гальперина «Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий» (1960), в которой он с опорой на полученные экспериментальные данные приводит доводы, подтверждающие выдвинутую им гипотезу, а также обозначает перспективы будущих исследований.
Психология
Психологи
Подольский Андрей Ильич
Подо́льский Андре́й Ильи́ч (род. 1947), российский психолог, специалист в области возрастной, педагогической психологии и психологии развития, ученик и последователь П. Я. Гальперина. Создатель нового подхода к пониманию функционального развития познавательной деятельности человека. Доктор психологических наук (1987), профессор (1992), лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1997), заслуженный профессор МГУ (2002), почётный доктор Хельсинского университета (2007). Автор 200 монографий, учебных пособий и статей в отечественных и зарубежных периодических изданиях.
Андрей Подольский
Психологи
Шмелев Александр Георгиевич
Шмелёв Алекса́ндр Гео́ргиевич (род. 1954), советский и российский психолог, специалист в области экспериментальной психосемантики, психодиагностики и психометрики. Автор-разработчик и научный руководитель создания множества психодиагностических методик. Доктор психологических наук (1994). Заслуженный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (2011). Член экспертного совета ежегодного конкурса «Лидеры России» (с 2017). Член научно-редакционной коллегии Большой российской энциклопедии.
Александр Шмелев
Литераторы
Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич
Овся́нико-Кулико́вский Дми́трий Никола́евич (1853–1920), российский литературовед, языковед, историк культуры, психолог. Представитель харьковской лингвистической школы. Одним из первых в России исследовал санскрит, изучал ведийскую мифологию и философию. С 1890-х гг. в работах по лингвистике и теории литературы выступал как последователь психологической школы А. А. Потебни. В пособии «Грамматика русского языка» (1907) определил синтаксис как центральный компонент грамматики, строя анализ текста от предложения к звукам. Разработал понятие синтаксической формы, основным способом проявления которой считал грамматическое предицирование («сказуемость»). В литературоведческих исследованиях сосредоточился на проблемах психологии творчества: «Этюды о творчестве Тургенева» (1896), «Л. Н. Толстой как художник» (1899) и др. В ряде трудов стремился выявить механизмы формирования психологического своеобразия этносов.
Дмитрий Овсянико-Куликовский. 1909
Психологи
Кабанова-Меллер Евгения Николаевна
Каба́нова-Ме́ллер Евге́ния Никола́евна (1902–1997), советский психолог, специалист в области педагогической психологии, исследователь приёмов учебной работы школьников, автор концепции обобщённых приёмов и умственного развития учащихся. Основные исследования выполнены в Институте общей и педагогической психологии АПН (ныне ПИ РАО) в лаборатории психологии обучения (впоследствии лаборатории учения и умственного развития). Разработанные Кабановой-Меллер приёмы учебной работы направлены на повышение качества школьного обучения. Получила орден «Знак Почёта» за выслугу лет (1952) и Вторую премию имени К. Д. Ушинского за книгу «Психология формирования знаний и навыков у школьников» (1963).
Психология
Психологи
Истомина Зинаида Михайловна
Исто́мина Зинаи́да Миха́йловна (1917 – между 1999 и 2004), советский и российский психолог, исследователь в области психологии памяти, автор трудов по развитию непроизвольной и произвольной памяти в дошкольном возрасте. Доктор психологических наук (1975), профессор. Первое исследование развития произвольной памяти дошкольников провела под руководством А. Н. Леонтьева. Впоследствии в лаборатории памяти Института психологии (ныне ПИ РАО) под руководством А. А. Смирнова исследовала становление мнемических процессов у ребёнка, особенности произвольной и непроизвольной памяти, возможности развития логической, смысловой памяти в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Психология
Психологи
Бейн Эсфирь Соломоновна
Бейн Эсфи́рь Соломо́новна (1916–1981), советский психолог, доктор педагогических наук по психологии. Специализировалась в области нейропсихологии, психологии восприятия и патологии речи. Наибольший вклад внесла благодаря работам по восстановлению речи у людей с афазиями. Работала совместно с А. Р. Лурией. Руководила группой нейропсихологов и логопедов Научно-исследовательского института неврологии Академии медицинских наук СССР. Член учёного совета Института дефектологии Академии медицинских наук СССР.
Эсфирь Бейн
Психологи
Моросанова Варвара Ильинична
Мороса́нова Варва́ра Ильи́нична (род. 1948), российский психолог, исследователь в области общей психологии, дифференциальной психологии, психологии труда и психологии спорта. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, почётный работник науки и техники Российской Федерации. Автор концепции индивидуального стиля саморегуляции, дифференциального и ресурсного подходов к исследованию осознанной саморегуляции человека, возглавляет и развивает российскую научную школу психологии саморегуляции.
Варвара Моросанова
Научные направления
Экзистенциальная психология
Экзистенциа́льная психоло́гия, область современной психологической науки, изучающая взаимоотношения человека с жизненным миром, отношение человека к фундаментальным проблемам своего существования, бытие в мире. Название образовано от философского понятия «экзистенция», означающего человеческое существование во всей его полноте и подлинности. Ключевые идеи экзистенциальной психологии сформировались на пересечении интеллектуальных традиций экзистенциальной философии, экзистенциального анализа (дазайн-анализа) и гуманистической психологии. Экзистенциальная психология исходит из того, что поведение человека и психологическая феноменология определяются не только индивидуально-психологическими особенностями и ситуационными детерминантами, описывающими непосредственный контекст существования человека, но и его включённостью в более широкое пространство жизненного мира. К основным экзистенциальным проблемам, переживаемым человеком, относятся проблемы конечности жизни, свободы и ответственности, одиночества, смысла жизни.
Психология
1
2
3
4
5