#Современные психологические дискуссии
Современные психологические дискуссии
Тег

Современные психологические дискуссии

Современные психологические дискуссии
Найденo 37 статей
Научные, научно-технические издания
«Консультативная психология и психотерапия» (журнал)
«Консультати́вная психоло́гия и психотерапи́я», российское рецензируемое специализированное научно-аналитическое издание по теории, методологии и практике консультативной психологии и психотерапии. Издаётся с 1992 г., выходит 4 раза в год. С 1992 по 2009 гг. носило название «Московский психотерапевтический журнал» (Moscow Psychotherapeutic Journal). Главный редактор (на 2023) – А. Б. Холмогорова.
Журнал «Консультативная психология и психотерапия». 2023. Т. 31, № 1. Обложка
Научные отрасли
Тестология
Тестоло́гия, теория и технологическая практика создания и применения тестов в областях науки и практики, связанных с деятельностью и поведением людей. Тестология зародилась в рамках английской измерительной школы экспериментальной психологии в конце 19 в. (работы Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла). Развивается как прикладная междисциплинарная теория на стыке психологии, педагогики, медицины, социологии, маркетинга, когитологии, компьютерных наук и технической метрологии. Тестологию отличают психометрики – теории и практики психологических измерений. В контексте тестологии ключевой термин «тест» обозначает измерительную стандартизованную методику, направленную либо на количественную диагностику психических свойств человека, либо на уровень его знаний, умений, навыков, компетенций, психофизиологических характеристик.
Психология
Научные направления
Экзистенциальная психология
Экзистенциа́льная психоло́гия, область современной психологической науки, изучающая взаимоотношения человека с жизненным миром, отношение человека к фундаментальным проблемам своего существования, бытие в мире. Название образовано от философского понятия «экзистенция», означающего человеческое существование во всей его полноте и подлинности. Ключевые идеи экзистенциальной психологии сформировались на пересечении интеллектуальных традиций экзистенциальной философии, экзистенциального анализа (дазайн-анализа) и гуманистической психологии. Экзистенциальная психология исходит из того, что поведение человека и психологическая феноменология определяются не только индивидуально-психологическими особенностями и ситуационными детерминантами, описывающими непосредственный контекст существования человека, но и его включённостью в более широкое пространство жизненного мира. К основным экзистенциальным проблемам, переживаемым человеком, относятся проблемы конечности жизни, свободы и ответственности, одиночества, смысла жизни.
Психология
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Модульная теория разума
Мо́дульная тео́рия ра́зума, в наиболее широком смысле – совокупность теорий разума, рассматривающих разум как когнитивную систему и предполагающих наличие в ней обособленных подсистем, выделяемых по функциональным или иным критериям. Наиболее известным вариантом теории модульности является теория Дж. Фодора, которую он изложил в работе «Модульность разума» (1983). В современной дискуссии понятие включает в себя широкий класс теорий, существенно отличающихся от критериев, предложенных Фодором.
Философия
Научные проблемы, задачи
ЛГБТ в современных гуманитарных и социальных науках
ЛГБТ в совреме́нных гуманита́рных и социа́льных нау́ках, процесс превращения ЛГБТ-проблематики из маргинального явления, изучаемого исключительно в рамках сексологии и психиатрии, в легитимный предмет научных исследований. Использование возникшей в рамках ЛГБТ-сообщества парадигмы (борьба с «нормой», деконструкция любых стабильных и чётких категорий, прежде всего в области пола, семьи и сексуальности, активистские задачи) как универсального метода описания и изменения социальной реальности.
Политология
Научные методы исследования
Полногеномный анализ ассоциаций
Полногено́мный ана́лиз ассоциа́ций, тип исследований с применением генетических методов, направленный на анализ связи между участками генома организма (чаще всего однонуклеотидных полиморфизмов, различий в последовательности ДНК размером в один нуклеотид, в геноме человека) и какого-либо фенотипического признака (наличия заболевания, индивидуальных особенностей в интеллекте, размере мозга, весе, росте и т. п.). Метод основан на анализе частоты встречаемости разных участков последовательности ДНК в вариабельной части генома групп, отличающихся по какому-то признаку. Является одним из самых важных методов современной генетики, в том числе успешно применяется к изучению генетических механизмов более чем 1800 заболеваний и фенотипических признаков. Активное применение метода полногеномного анализа ассоциаций – один из важнейших шагов на пути к персонализации как медицинских технологий, так и связанных с генетикой технологий в психологии и образовании.
Психология
Термины
Переструктурирование репрезентации задачи
Переструктури́рование репрезента́ции зада́чи, одно из существенных событий в ходе решения задачи, связанное с изменениями всего мыслительного процесса: с активацией дополнительных знаний об условиях задачи, снятием ограничений на использование определенных мыслительных или моторных процедур, отказом от старых и применением новых стратегий решения, отысканием ответа задачи. Одно из наиболее устойчивых понятий, с помощью которого исследователи объясняют динамику процесса решения задачи и его успешность.
Психология
Термины
Психотехничность
Психотехни́чность, ориентированность психологического знания (теорий, направлений, подходов, процедур и методов) на практику работы с психической и духовной жизнью человека; психологическая инструментальность, оснащённость тех или иных психических процессов, личностных проявлений и поведения специфическими социопсихологическими средствами; методологический подход в построении, описании и объяснении процессов психологической практики; свойство чего-либо психотехнического. Понятие «психотехничность» образовано от термина «психотехника», который ввёл в науку немецкий психолог В. Штерн, чтобы обозначить отличие практики психологического влияния человека на человека от «психогностики» как практики познания человека. Основателем психотехники как научного направления выступил Г. Мюнстерберг. Понятие «психотехничность» применяется в академической психологии, в методологии психологии, а также в психологических, педагогических, социальных и духовных практиках. Ф. Е. Василюк использовал понятие «психотехничность» при описании разработанной им синергийной психотерапии (Василюк. 2005. С. 184). Понятие «психотехничность» востребовано в методологическом анализе, поскольку она позволяет изучать становление и развитие различных свойств и качеств личности.
Психология
Научные проблемы, задачи
Применение термина «имплицитный» в психодиагностике и психометрике
Применение термина «имплицитный» в психодиагностике и психометрике: проблема единства терминологии в англоязычной и русскоязычной научной литературе. Использование термина «имплицитная мера» (англ. implicit measure) в научной психологической периодике не имеет однозначного толкования, несмотря на вполне традиционное для академической англоязычной литературы применение термина «имплицитный» в смысле «скрытый», «неосознаваемый». «Имплицитная мера» может относиться как к самим экспериментальным процедурам, так и к результату применения имплицитных методов (в том смысле, что испытуемый его не осознаёт) либо к самому содержанию индивидуальной характеристики испытуемого, которую «извлекает» исследователь с помощью имплицитного метода. Дополнение в терминологическую неопределённость вносит и неоднозначность в употреблении термина «имплицитное восприятие (представление)» (англ. implicit cognition). В зависимости от контекста этот термин может означать как «имплицитное восприятие», в смысле неосознаваемого психического процесса, так и «имплицитное представление» как неосознаваемое содержание памяти (неосознаваемые установки, социальные стереотипы) либо результат исследования с помощью имплицитных методов как таковой (см.: Murphy S. T. Affect, cognition, and awareness / S. T. Murphy, R. B. Zajonc // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 64, № 5. P. 723–739; Hahn A. Implicit Social Cognition / A. Hahn, B. Gawronski // Stevens' handbook of experimental psychology and cognitive neuroscience. New York, 2018. Vol. 4. P. 395–428.). Неоднозначность употребления словосочетания «имплицитные методы» порождает три вопроса: 1) что есть «имплицитное»; 2) что есть «мера»; и 3) к какому аспекту меры относится имплицитное? В связи с первым вопросом ряд авторитетных методологов направления (Я. де Хувер, С. Тейге-Мосигемба, А. Спрёйт, А. Морс и др.) предлагают заменить термин «имплицитный» на «автоматический», несмотря на то что последний имеет более широкое толкование. Аргументом служит автоматичность (непроизвольность) тех психических процессов, на которые опирается итоговая оценка с помощью имплицитного метода. На второй и третий вопросы ответ таков: термин «имплицитный» следует относить не к процедуре, а к измеряемому конструкту, к получаемому с её помощью результату (Moors A. In search of a measure that qualifies as implicit / A. Moors, A. Spruyt, J. De Houwer // Handbook of implicit social cognition / ed. by Bertram Gawronski, B. Keith Payne. New York, 2010. P. 19–37.). К сожалению, во многих англоязычных публикациях смысл термина «имплицитный» по-прежнему контекстуален.
Психология
1
2
3
4