Бинсвангер Людвиг
Би́нсвангер Лю́двиг (Ludwig Binswanger) (13.4.1881, Кройцлинген – 5.2.1966, там же), швейцарский психиатр, психолог, философ, основоположник экзистенциальной психологии. Сын О. Бинсвангера. Медицинское образование получил в университетах Лозанны и Гейдельберга, в 1906 г. работал в психиатрической клинике Бургхёльцли Цюрихского университета под руководством Э. Блейлера и К. Г. Юнга. В 1911–1956 гг. директор психиатрической лечебницы Бельвю в Кройцлингене.
Был близким другом З. Фрейда, одним из первых стал применять психоанализ, однако уже в 1910–1920-х гг., отвергая биологизм и детерминизм в трактовке бессознательного, пытался переосмыслить учение Фрейда и основные проблемы психиатрии в духе неокантианства, понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, феноменологии Э. Гуссерля и М. Шелера («Введение в общую психологию» – «Einfü hrung in die Probleme der allgemeinen Psychologie», 1922). После выхода в 1927 г. «Бытия и времени» М. Хайдеггера на основе изложенной в ней экзистенциальной аналитики Бинсвангер развил «экзистенциальный анализ» (Daseinsanalyse), согласно которому психическое здоровье как выражение «подлинного» существования предполагает единство трёх модусов экзистенции (соответствующих трём измерениям времени) при доминировании «проекта», трансцендирования, свободного выбора (будущее время). Если открытость будущему исчезает, то индивид начинает объяснять происходящее с ним как результат детерминации прошлыми событиями, а не собственными актами выбора: доминирует модус «заброшенности» (прошлое). Невротические и психотические симптомы не являются, по Бинсвангеру, следствиями физиологических изменений или детских фиксаций и идентификаций; последние обусловлены изначальным «сужением» горизонта видения, так что часть феноменов остаётся за его пределами и не может «тематизироваться»; выражением этого и являются симптомы. Человек перестаёт воспринимать своё существование в становлении, не видит возможностей бытия и конституирует статически законченные «миры». Задача психотерапевта – расширить горизонт видения и помочь пациенту осуществить аутентичный выбор. В качестве критерия психического здоровья Бинсвангер выдвигает непрерывность самостановления, преодолевающего ограниченность любой идеи или идеологии, идеала, чувства, желания, плана и т. п.
В главной философской работе «Основные формы и познание человеческого существования» («Grundformen und Erkenntnis des menschlichen Daseins», 1942) Бинсвангер с позиций персонализма подвергает критике Хайдеггера в духе идей М. Бубера, Шелера, С. Л. Франка (с которым его связывали дружеские отношения). Хайдеггеровская концепция «заботы» (по Бинсвангеру – верное изображение существования в социуме) дополняется у Бинсвангера учением о любовном «бытии-друг-с-другом»: мир заботы преодолевается в «бытии-над-миром», любви (агапе).