Гештальттерапия
Гештальттерапи́я, направление психотерапии, созданное в середине 20 в. Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма и психоанализа. В противоположность традиционному для психотерапии каузальному подходу, отыскивающему причины проблем пациента в прошлом, феноменологический подход гештальттерапии сосредоточен на актуальной ситуации, непосредственном эмоциональном переживании её «здесь и теперь». Принципы образования гештальтов, установленные гештальтпсихологией в сфере восприятия, Перлз перенёс в область мотивации, поведения и межличностных отношений, рассматривая, например, удовлетворение потребностей как завершение гештальтов.
Согласно Ф. Перлзу, невротик, стремясь к реализации навязанных ему ценностей и поддержанию идентичности, созданной значимыми для него людьми, постоянно отказывается от удовлетворения своих подлинных потребностей, что приводит к нарушению процесса психической саморегуляции и внутреннему конфликту. Выделяют пять механизмов этого нарушения – т. н. защитных механизмов личности, препятствующих интеграции её различных уровней, ценностных установок и неосознанных устремлений: интроекция (человек усваивает чувства, взгляды, убеждения других людей, например родителей, вступающие в противоречие с его собственным опытом), проекция (перенесение на других собственных качеств, не соответствующих представлениям индивида о своей идентичности), ретрофлексия (направление мотивационной энергии, например агрессии, вовнутрь, когда внешний конфликт превращается во внутриличностный), дефлексия (уклонение от проблем, возникающих в конкретной ситуации, в форме ритуальных действий, салонных разговоров и т. п.), конфлуенция (слияние с другим, идентификация с группой). Психотерапевт доводит до сознания клиента его «ускользание из настоящего», актуальное противодействие собственному процессу саморегуляции, уделяя особое внимание развитию способности принимать решения и делать выбор.
Основная цель гештальттерапии состоит в интеграции фрагментированных частей личности, например «нападающего» (англ. top-dog, интроекция родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать) и «защищающегося» (англ. under-dog, инфантильная, зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями от «нападающего»). Фрагментирование личности часто устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным её проявлениями.
В процессе гештальттерапии человек проходит ряд стадий, от осознания неудовлетворённости своей жизнью, протекающей согласно ожиданиям других людей, искусственности привычных социальных игр и ролей, через внутренний кризис и конфронтацию с прежним способом жизни к раскрытию подлинной индивидуальности.
В гештальттерапии преобладают групповые формы работы – «игры», в процессе которых участники принимают разные образы, отождествляются с отчуждёнными частями личности и т. п. Таков, например, диалог с воображаемым значимым человеком (при этом участник его играет обе роли, поочерёдно занимая то один, то другой из стоящих напротив двух стульев), в котором можно высказать свою обиду, разрядить скопившееся мотивационное напряжение и включить обе позиции в свою новую целостную идентичность.