Экзистенциал
Экзистенциа́л (нем. Existenzial), в онтологии М. Хайдеггера – структура, конституирующая бытие такого сущего, как Dasein. В своей совокупности и конкретной взаимосвязи экзистенциалы образуют т. н. экзистенциальность экзистенции. Поскольку Dasein единственное среди всего сущего способно понимать бытие, конституирующие его бытие структуры оказываются также и условиями возможности понимания бытия вообще. Выявлению и раскрытию экзистенциалов посвящена экзистенциальная аналитика Dasein, экспликатами которой они выступают. К числу выделяемых в экзистенциальной аналитике Dasein экзистенциалов можно отнести такие, как бытие-в-мире, совместное бытие, расположенность, понимание, речь, бытие к смерти, совесть, решимость и др.
Содержание понятия
Хайдеггер вводит понятие экзистенциалов в § 9 «Бытия и времени» (1927), разъясняя замысел экзистенциальной аналитики Dasein и предварительно очерчивая ее предмет. Он пишет: «Все экспликаты, возникающие из аналитики Dasein, достигнуты в виду структуры его экзистенции. Поскольку они определяются из экзистенциальности, мы называем бытиийные характеристики Dasein экзистенциалами». Таким образом, первичное определение экзистенциалов отсылает к введенным ранее понятиям экзистенции и экзистенциальности. Под экзистенцией понимается бытие Dasein, «само бытие, к которому Dasein может так или так относиться и всегда каким-либо образом относится» (перевод наш. – Heidegger M. Sein und Zeit.).
Относясь к экзистенции как своему бытию, Dasein это бытие понимает. Возможны две модальности такого понимания. Во-первых, понимание Dasein своей экзистенции может быть экзистентным (das existenzielle Verständnis). Этот вид понимания является «онтическим делом Dasein». Такое понимание не требует теоретического постижения онтологической структуры экзистенции. В различных формах истолкование экзистентного понимания экзистенции Dasein может быть выражено в мифологии, религии, поэзии, биографии и историографии, философской психологии, антропологии и прочем. Во-вторых, понимание экзистенции может быть экзистенциальным (das existenziale Verständnis). Оно является теоретически прозрачным пониманием структур, конституирующих экзистенцию. Этот вид понимания онтологичен.
Взаимосвязь структур, конституирующих экзистенцию, и есть экзистенциальность (Existenzialität). А сами они – составляющие экзистенциальность экзистенции Dasein экзистенциалы. На их экспликацию и нацелена экзистенциальная аналитика Dasein, которая имеет тем самым экзистенциальный (а не экзистентный характер) и онтологический смысл.
В ближайшей перспективе экзистенциальная аналитика служит выявлению экзистенциалов как условий возможности экзистенции в качестве бытия Dasein, которое всякий раз есть отношение к этому самому бытию. В пределе она приводит к концептуальному постижению феномена временности (Zeitlichkeit) как смысла бытия этого сущего. В более широкой и методологически более значимой перспективе экзистенциальная аналитика призвана прояснить условия возможности данности в понимании и бытия вообще, поскольку она выявляет черты, конститутивные для бытия того сущего, которое единственно среди всего сущего способно понимать нечто такое, как бытие. И в этом смысле она должна служить понятийному схватыванию смысла бытия вообще – темпоральности (Temporalität).
Экзистенциалы следует строго отличать от «категорий». Если экзистенциалы конститутивны для бытия экзистирующего Dasein, то категории выступают конститутивами сущего, несоразмерного Dasein по способу своего бытия. Это различие задается тем, что категории характерны только для сущего, у которого есть заранее заданное общее предметное «что»; Dasein как сущее таковым не обладает. Оно есть всякий раз «кто», а не экземпляр общего рода Dasein. «Сущность» этого сущего заключается в его «быть», т. е. в экзистенции, которая для каждого Dasein всегда – его. В этом отношении хайдеггеровская онтология направлена против идущей еще из Античности установки подчинять Dasein категориальным определениям, которая укоренена в естественной для самого Dasein тенденции понимать свою экзистенцию как только наличное бытие, а себя самого – как наличное сущее среди наличного сущего. Говоря о принципиальном различии экзистенциалов и категорий, Хайдеггер специально подчеркивает, что экзистенциалы – это не иное название для категорий и не категории особого рода: «Бытийные определения Я, человеческого вот-бытия (Dasein), принципиально не могут быть категориями. Я называю их экзистенциалами, но не для того, чтобы ввести новое слово или по-другому назвать класс категорий, а для того, чтобы с самого начала обозначить проблему, выражающуюся в том, что здесь о категориях вообще не может быть речи» (Хайдеггер М. «Немецкий идеализм...»); «экзистенциалы и категории суть две основные возможности бытийных характеристик» (перевод наш. – Heidegger M. Sein und Zeit.).
Различие между экзистеницалами и категориями имеет важное методологическое значение. Традиционно способами доступа и раскрытия сущего, конституированного категориально, были мышление и суждение в смысле νοεῖν и λόγος соответственно. Это обстоятельство укоренено в стихийной редукции всякого бытия к наличию, а понимания всякого сущего – к пониманию его как наличного в античной онтологии. Dasein и экзистенция как его бытие требуют особого подхода для их понятийного постижения, который представляет собой феноменологическое истолкование Dasein своего бытия на предмет структур, делающих понимание этого бытия возможным.