Бытие-в-мире
Бытие́-в-ми́ре (нем. In-der-Welt-Sein), один из экзистенциалов в онтологии М. Хайдеггера – фундаментальная структура, конституирующая бытие такого сущего, как Dasein. Как структура бытие-в-мире целостно и неразложимо, но при этом обладает составным устройством, включающим в себя следующие элементы: 1) в-мире, 2) кто, или самость, и 3) бытие-в как таковое.
Понятие введено Хайдеггером в работе «Бытие и время» (1927) для его экзистенциальной аналитики Dasein. В традиции осмысления понятия мир наиболее важными для его понимания представляются: греческое понимание κόσμος не как сущего в его целостности, а как способа его бытия; разведение mundus и saeculum в христианской мысли как совокупности сотворённого сущего и мирского состояния человека в противоположность духовному соответственно; определение мира у И. Канта как трансцендентальной идеи чистого разума, а также различение им такого понятия мира как космологического от морального и прагматико-антропологических его пониманий.
Содержание понятия
Бытие-в-мире – это «бытийное устройство» (Seinsverfassung) Dasein. Оно имеет экзистенциальный характер. Структура этого феномена включает в себя такие неотделимые друг от друга элементы, как 1) в-мире, 2) самость и 3) бытие-в. Соответственно, описание каждого из названных моментов способно внести дополнительную ясность в содержание понятия бытия-в-мире.
Мир и мирность
Мир для Хайдеггера – это априорно-экзистенциальная структура, представляющая собой «то, исходя из чего Dasein дает себе знать, к какому сущему и как оно может относиться» (Heidegger. 1976. S. 157). Мир – экзистенциал, т. е. бытийная характеристика Dasein, и имеет место постольку и только постольку, поскольку это сущее экзистирует. Мир составляет условие возможности того, чтобы для Dasein выступили те или иные сущие в их бытийной определённости – например, подручная утварь в специфическом для неё способе бытия подручности или совместные Dasein в их специфическом способе совместного бытия.
Мир понимается из феномена трансценденции – самой фундаментальной структурой бытия Dasein. Трансценденция – это исходное превосхождение Dasein сущего как такового в направлении его бытия, соответственно, мира. Трансценденция и есть не что иное, как бытие-в-мире. В этом отношении «мир имеет основной характер ради чего…» (Heidegger. 1976. S. 157).
Структура мира проясняется на фоне феномена окружающего мира (Umwelt). Из этого мира Dasein встречается сущее, которое оно может использовать, – подручная утварь. Онтологической схемой, по которой понимается бытие такого сущего, является схема «для того чтобы». Каждая утварь отсылает к другой и т. д. – вплоть до самого Dasein, которое уже не может служить средством для чего-то, но само выступает предельным «ради чего». Таким образом, априорная целостность взаимосвязей значимости, исходя из которой Dasein понимает подручное сущее как применимое для того-то и того-то и всякий раз «ради чего», и представляет онтологическую структуру мира. «В-чем себя-отсылающего понимания как в-видах-чего допущения сущему встретиться бытийным способом имения-дела есть феномен мира» (Хайдеггер. 1997. С. 86). Соответственно, мирностью мира выступает «структура того, в видах чего Dasein себя отсылает» (Heidegger. 2001. S. 86).
Самость
Самость или тот, кто есть в мире, всегда отсылает к таким структурам Dasein, как совместное бытие (Mitsein) и совместное Dasein (Mitdasein). Совместные Dasein встречаются из мира как взаимосвязи отсыланий значимости – как те, кто использует утварь, изготавливают её, владеет ею и т. д. Поэтому мир Dasein – всегда совместный мир (Mitwelt). В модусе повседневности Dasein по преимуществу экзистирует так, что оно, хотя его бытие и является для него «всегда-моим», не есть оно само. Оно растворено в других, в люде (das Man). Люд – это безличная инстанция, в которой каждый есть кто угодно, но никто именно. Она стихийно навязывает Dasein такое самопонимание, которое исполняется из горизонта чужих возможностей быть. Dasein лишается возможности экзистировать в модусе собственности. Самость Dasein в его повседневном бытии – это людская самость. Собственная самость Dasein достигается им только благодаря заступающей решимости быть самим собой, т. е. из собственных возможностей быть. Такая модификация не лишает Dasein характера бытия-в-мире, но задаёт условия возможности отношения к миру, внутримирному сущему и совместным Dasein в модусе собственности.
Бытие-в
Бытие-в (In-Sein) – экзистенциал, и в качестве такового оно должно быть строго отличено от «бытия в…» (Sein in…). Бытие-в вовсе не означает чего-то наподобие наличия человеческого тела среди наличного сущего. Бытие-в экзистенциально и связано со способностью Dasein обитать, пребывать в мире как чем-то, с чем имеется доверительное отношение, к чему имеется привычка. Бытие-в – онтологическая основа для другого важного экзистенциала – бытия-при (Sein-bei), – который указывает на вовлечённость Dasein в орудование внутримирным сущим, способным со своей стороны встретиться Dasein.
Бытие-в представляет собой исходную разомкнутость (Erschlossenheit), заключающуюся уже в «вот» (Da) Dasein. Есть два равноисходных способа для Dasein быть разомкнутым: 1) расположенность (Befindlichkeit) и 2) понимание (Verstehen). Оба они обусловлены 3) речью, которая вместе с тем является равноисходной с расположенностью и пониманием.
Онтически расположенность проявляет себя в качестве настроения. «Настроение всегда уже разомкнуло бытие-в-мире как целое и впервые делает возможной настроенность на…» (Хайдеггер. 1997. С. 137). Понимание в экзистенциально-онтологическом смысле является умением быть. Понимать – значит разбираться в чём-либо, справляться с чем-либо, а в конечном счёте выдерживать своё бытие, о котором для Dasein дело и идёт в его бытии. В силу этого само Dasein является бытием-возможностью (Möglichsein). В качестве экзистенциала понимание имеет характер наброска Dasein на его «ради чего». В таком набрасывании Dasein есть свои возможности как возможности.
Речь определяется Хайдеггером как артикуляция понятности: «Расположенная понятность бытия-в-мире выговаривает себя как речь» (Хайдеггер. 1997. С. 161). То, что артикулируется в речевой артикуляции, – целое значений. Оно может быть разложено на отдельные значения. К этим значениям речь присоединяет слова, а не слова снабжаются значениями. Язык – это выговоренность речи вовне.
Рецепция
Наиболее плодотворное развитие понятие бытия-в-мире получило в экзистенциальной психиатрии, особенно в экзистенциальном анализе Л. Бинсвангера.