Леонтьев Алексей Николаевич
Лео́нтьев Алексе́й Никола́евич [5(18).2.1903, Москва – 21.1.1979, там же], советский психолог, ученик Л. С. Выготского, создатель научной школы, организатор и первый декан (1966–1979) факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1950). Развивая идеи культурно-исторического подхода в психологии, совместно со своей научной школой разработал психологическую теорию деятельности. Кандидат биологических наук (1936), доктор педагогических наук (по психологии) (1941).
Родился в интеллигентной, обеспеченной семье, имевшей купеческие корни. Отец – Николай Владимирович Леонтьев, финансовый работник, в советское время трудившийся в системе кинематографии; мать – Александра Алексеевна, домашняя хозяйка. С ранних лет Алексей обнаружил интерес к технике. Обучался в 1-м Московском реальном училище, поскольку родители считали, что сын выберет в будущем карьеру инженера. Однако под влиянием исторических событий – начавшейся Первой мировой войны, а затем Февральской и Октябрьской революций 1917 г. – юноша заинтересовался механизмами общественных катаклизмов и психологией людей и в 1921 г. поступил на факультет общественных наук (ФОН) Московского университета.
Специализироваться по психологии Леонтьев начал благодаря Г. И. Челпанову, создателю и первому директору Психологического института при университете (ныне ПИ РАО), читавшему на ФОНе общий курс психологии. После увольнения Челпанова с поста директора (ноябрь 1923) Психологический институт возглавил К. Н. Корнилов, по совету А. Р. Лурии пригласивший на работу Л. С. Выготского. Леонтьев, занимавший внештатную должность научного сотрудника института второго разряда с начала 1924 г., стал ближайшим учеником и соратником Выготского. В этот же период он принимал участие в экспериментальных исследованиях «аффективных реакций», которые проводил Лурия. Инженерные склонности Леонтьева не пропали даром: он обеспечил техническое оснащение этих исследований, создав устройство, с помощью которого регистрировались движения рук испытуемого в ответ на предъявляемые ему слова в соответствии с «сопряжённой моторной методикой» Лурии. Умение создавать своими руками различные экспериментальные установки пригодилось учёному и впоследствии.
29 февраля 1924 г. Леонтьев женился на Маргарите Петровне Лобковой (1905–1985), ставшей его спутницей на протяжении всей жизни.
Во 2-й половине 1920-х гг. Леонтьев работал в рамках предложенного Л. С. Выготским подхода, который в то время именовался «инструментальной психологией» (Леонтьев. 2005. С. 371, 375), а впоследствии стал известен как культурно-историческая психология. В первой монографии Леонтьева «Развитие памяти» (Леонтьев. 1931; фактически книга опубликована в 1932) описаны проведённые им экспериментальные исследования структуры и становления в онтогенезе процессов произвольного, опосредствованного знаками (как особыми «психологическими инструментами») запоминания, а также аналогичных форм внимания. По результатам исследований Леонтьев сделал вывод, что в процессе развития высших психических (психологических) функций интериоризируется («вращивается») не только знак, но и вся система знаковых операций. Им был проведён скрупулёзный анализ качественно различных операций, которые определяют выбор средства (для запоминания и организации внимания) на разных стадиях психического развития в онтогенезе. Этот анализ создал основу для поворота школы Выготского от изучения знака в его «инструментальной» функции к исследованию значения как внутренней стороны знака (Выготский. 1982. С. 162) и для последующей разработки некоторых положений психологической теории деятельности. В 1930 г. книга «Развитие памяти», будучи ещё в рукописи, получила первую премию Главнауки и Центральной комиссии по улучшению быта учёных при Совете народных комиссаров РСФСР.
С 1 сентября 1927 до октября 1931 гг. (по другим данным, до сентября 1931) Леонтьев, уволившись из Психологического института вместе с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией, работал в Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской (АКВ), а также занимался патопсихологией в Медико-педагогической клинике Г. И. Россолимо. С 1926 г. преподавал психологию в Центральном техникуме театрального искусства (ныне ГИТИС), работал в Государственном техникуме кинематографии (ныне ВГИК). С 1927 по 1929 гг. обучался на медицинском факультете 2-го МГУ и сдал экзамены по всем предметам биологического цикла.
В конце 1930 г. Леонтьев (вместе с Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. И. Божович, А. В. Запорожцем и М. С. Лебединским) получил от наркома здравоохранения Украины С. И. Канторовича приглашение на работу в создаваемый в Харькове (в то время столице УССР) сектор психологии Украинской психоневрологической академии (института) Наркомздрава УССР (ныне Украинский НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии); в отличие от других приглашённых Выготский в Харьков в конечном счёте не переехал. Леонтьеву было поручено заведовать отделом экспериментальной и генетической психологии в указанном секторе. Кроме того, практически с момента переезда в Харьков Леонтьев руководил исследовательским семинаром секции психологии Украинского НИИ педагогики, а с 1 октября 1933 г. официально стал заведующим кафедрой психологии Харьковского государственного педагогического института (ныне Харьковский национальный педагогический университет). В Харькове вокруг Леонтьева сложился коллектив сотрудников и единомышленников, впоследствии получивший название «харьковская группа», или школа. К 1936–1937 гг. школа насчитывала 15 представителей, в том числе туда входили А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, О. М. Концевая, А. И. Розенблюм, К. Е. Хоменко. Тесными идейными и дружескими отношениями с харьковчанами был связан живший в те годы в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) ученик Л. С. Выготского – Д. Б. Эльконин.
По воспоминаниям Леонтьева, 1931–1936 гг. были для него временем «пересмотра прежних позиций и самостоятельной работы над общепсихологическими проблемами, которая продолжала идти по линии преимущественно экспериментальных исследований» (Леонтьев. 1999. С. 366). Именно в харьковский период сложились основные положения психологической теории деятельности, ставшей «визитной карточкой» Леонтьева и его школы. Харьковская школа начала разрабатывать предложенную Леонтьевым научную программу «практическая деятельность и сознание», отличавшуюся от программы научных исследований Л. С. Выготского и его сотрудников в Москве. Много лет спустя в интервью М. Г. Ярошевскому Леонтьев говорил, что научные программы двух коллективов – харьковской школы и «московской группы» Выготского – были не альтернативны, а дополнительны: имело место движение «с разных сторон» в рамках одного направления (Леонтьев. 2013).
В 1935 г. Леонтьева пригласили в московский Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ) заведовать лабораторией генетической психологии, а также занять должность профессора в Высшем коммунистическом институте просвещения (ВКИП). В 1936 г. он окончательно вернулся в Москву (до этого приезжал из Харькова лишь периодически), при этом продолжая курировать работу своих харьковских сотрудников. В 1936 г. учёный совет ВИЭМ присвоил Леонтьеву степень кандидата биологических наук без защиты диссертации. Однако вскоре ВИЭМ был реорганизован, а ВКИП ликвидирован, и в конце 1937 г. Леонтьев возвратился в Психологический институт, где с 1938 г. работал в должности заведующего лабораторией, занимавшейся проблемами развития психики; кроме того, он читал отдельные лекции и исследовал восприятие искусства во ВГИКе и ГИТИСе.
14 января 1936 г. у Леонтьева родился сын Алексей (1936–2004), ставший впоследствии известным специалистом в области психолингвистики и первым биографом своего отца.
В 1939 г. Леонтьев стал профессором и заведующим кафедрой Ленинградского педагогического института имени Н. К. Крупской (ранее АКВ); по этой причине до начала Великой Отечественной войны он работал в режиме: 20 дней – в Москве, 10 – в Ленинграде.
Значительная часть исследований Леонтьева 2-й половины 1930-х гг. посвящена фундаментальным проблемам возникновения и развития психики, которые он рассматривал с новых, деятельностных позиций. Леонтьев обобщил теоретические и эмпирические исследования, проведённые к тому времени в мировой науке и в созданной им школе, предложил новый критерий психического, разработал теорию развития психики в филогенезе, описал стадии элементарной сенсорной, перцептивной психики и интеллекта. Результаты исследований этого периода представлены в докторской диссертации «Развитие психики. Очерк теории», защищённой в мае 1941 г. в Ленинграде (оппонентами были С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Л. А. Орбели).
В начале Великой Отечественной войны Леонтьев недолгое время пробыл в рядах народного ополчения, затем был отозван из него как «высококвалифицированный специалист» (Леонтьев. 2005. С. 81) и вернулся на работу в Психологический институт. 20 октября 1941 г., после поспешной эвакуации К. Н. Корнилова, коллектив сотрудников института избрал Леонтьева и. о. директора, что впоследствии было утверждено приказом Наркомпроса (Леонтьев. 2005. С. 83, 382). Леонтьев организовал эвакуацию части сотрудников института (который вновь вошёл в состав МГУ) сначала в Ашхабад, затем в Свердловск (ныне Екатеринбург). В 1942–1943 гг., продолжая исполнять обязанности директора эвакуированной части Психологического института (в Москве директором института был в эти годы Н. А. Рыбников), Леонтьев стал научным руководителем специальной Восстановительной клиники НИИ психологии МГУ, созданной 6 сентября 1942 г. при госпитале в посёлке Коуровка под Свердловском. В этом госпитале собранной Леонтьевым командой психологов (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Т. О. Гиневская, С. Я. Рубинштейн, Я. З. Неверович, А. Г. Комм, В. С. Мерлин и др.) на основе психологической теории деятельности и физиологии активности Н. А. Бернштейна были разработаны приёмы восстановления движений рук у раненых бойцов: движения включались в специально организованную осмысленную для больного деятельность, мотивы, цели и задачи которой позитивно влияли на восстановительный эффект.
Во 2-й половине 1943 г. сотрудники Психологического института, в их числе Леонтьев, вернулись из эвакуации в Москву. Ещё до этого, 1 октября 1942 г., на философском факультете МГУ была создана кафедра психологии; до 1949 г. заведующим кафедрой был С. Л. Рубинштейн. В 1944 г. при кафедре создана психофизиологическая лаборатория, в которой (в сотрудничестве с Центральным институтом травматологии и ортопедии) были продолжены исследования по восстановлению движений. Исследования проводились на больных, перенёсших частичную ампутацию одной или обеих рук, коллективом учёных в составе: А. В. Запорожец (заведующий лабораторией), Я. З. Неверович, Т. О. Гиневская, И. Г. Диманштейн, Т. В. Ендовицкая и А. Н. Леонтьев (научный руководитель) (Леонтьев. 1945. С. 8). Результаты обоих циклов исследований отражены в ряде статей Леонтьева 1945–1947 гг. и в совместной с Запорожцем монографии «Восстановление движения» (1945; в 1960 опубликована на английском языке), которую высоко оценили не только психологи, но и медики, что следует из предисловия к книге, написанного генерал-полковником медицинской службы Е. И. Смирновым.
После возвращения в Москву Леонтьев работал в должности профессора на кафедре психологии философского факультета МГУ, одновременно заведовал лабораторией (вскоре преобразованной в отдел) детской психологии Психологического института. Результаты проведённых в 1940-е гг. исследований сотрудников этого отдела (А. В. Запорожца, Н. Г. Морозовой, З. М. Истоминой, З. В. Мануйленко, Т. В. Ендовицкой, Я. З. Неверович и др.) были опубликованы в ряде изданий, адресованных не только специалистам в области психологии, но и учителям и воспитателям; особое внимание при этом уделялось изучению мотивации разных видов деятельности детей, роли мотивации в их психическом и личностном развитии. В 1945 г. Леонтьев был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, в 1950 г. стал действительным членом этой академии.
В 1947 г. вышла книга Леонтьева «Очерк развития психики», написанная по материалам докторской диссертации с добавлением глав, не вошедших в представленный к защите текст и посвящённых проблемам возникновения и исторического развития сознания как высшей формы человеческой психики. Осенью 1948 г. в Психологическом институте прошла долгая и бурная дискуссия по этой книге. В ходе этой дискуссии стало очевидным, что развиваемая Леонтьевым и его школой психологическая теория деятельности находится в оппозиции к господствующей и канонизированной в советской философии и психологии того времени «теории отражения», согласно которой в психике, являющейся функцией мозга, непосредственно отражается внешний объективный мир как таковой (Соколова. 2020; Выступления А. Н. Леонтьева ... 2023). Впоследствии материалы «Очерка...» вошли в книгу Леонтьева «Проблемы развития психики» (1959), удостоенную в 1963 г. Ленинской премии (единственный случай награждения этой премией психолога).
В 1951 г. Леонтьев стал заведующим кафедрой (затем отделением) психологии философского факультета МГУ. Под его руководством в середине 1950-х гг. на кафедре начат цикл исследований по проблеме способностей, в частности по формированию звуковысотного слуха, являющегося необходимым компонентом музыкальных способностей (Ю. Б. Гиппенрейтер, О. В. Овчинникова). В эти же годы, а затем и в последующие десятилетия Леонтьев и его коллеги (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.) способствовали публикации работ Л. С. Выготского, в том числе ранее не издававшихся, их популяризации в СССР и за рубежом.
В 1966 г. Леонтьев организовал создание факультета психологии МГУ и стал его деканом, а также заведующим кафедрой общей и прикладной психологии (в 1970 г. переименована в кафедру общей психологии). В этом же году Леонтьев был президентом 18-го Международного психологического конгресса, проходившего в Москве.
В 1969 г. Леонтьев и его давние соратники и «внутренние оппоненты» (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин) провели важную в методологическом отношении устную домашнюю дискуссию по теории деятельности. В ходе обсуждения они не только подвели итоги сделанному за прошедшие десятилетия, но и выделили сложные моменты, неясности и противоречия в системе идей данной теории. Материалы дискуссии (по расшифрованной магнитофонной записи) были впервые опубликованы лишь в 1990 г., впоследствии включены в новое издание монографии Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» (2004).
В период деканства Леонтьева его школа превратилась в школу – направление в науке, объединяющую множество различных школ – исследовательских коллективов, научные программы которых содержали в своей основе общие принципы психологической теории деятельности. Так, во 2-й половине 1960-х и в 1970-е гг. на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ сложились коллективы, изучающие вопросы психологии мышления (школа О. К. Тихомирова), зоопсихологии и сравнительной психологии (школа К. Э. Фабри) и др. В 1970-е гг. Б. М. Величковским, А. Д. Логвиненко, В. Ф. Петренко, В. В. Петуховым, А. А. Пузыреем, С. Д. Смирновым, В. В. Столиным и др. проводились исследования познавательных процессов в контексте разработки проблемы образа мира, ставшей особенно актуальной для Леонтьева в последние годы жизни (Леонтьев. 2001. С. 267; Леонтьев. 2005. С. 133). В это же время в соответствии с планом исследований, разработанным А. Н. Леонтьевым, судя по его заметкам, в 1960-е гг. (Леонтьев. 2005. С. 137), началось изучение различных аспектов психологии личности (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, В. А. Иванников, В. А. Петровский, Е. В. Субботский, позднее Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев и др.). Поздние работы самого А. Н. Леонтьева были посвящены в основном теоретико-методологическим проблемам психологии, вопросам истории психологии, психологии искусства, психологии восприятия, эргономики и инженерной психологии, психологии личности.
В 1975 г. вышла последняя прижизненная книга Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», в которую в переработанном и систематизированном виде вошли материалы его статей, ранее опубликованных в журнале «Вопросы философии». В книге автор не только попытался, как он сам отмечал в предисловии, «психологически осмыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии» (Леонтьев. 1975. С. 12), но и эксплицировал те сложные и дискуссионные моменты психологической теории деятельности, которые заслуживали, по его мнению, дальнейшего критического обсуждения и возможного развития. В 1976 г. книга была удостоена Ломоносовской премии 1-й степени. Ещё при жизни Леонтьева она была издана на английском, немецком, итальянском, финском и других иностранных языках.
Во время руководства Леонтьева на различных кафедрах факультета психологии МГУ функционировали как ранее сложившиеся (школа А. Р. Лурии, школа П. Я. Гальперина, школа Б. В. Зейгарник), так и новообразованные научные школы, опирающиеся на принципы деятельностного подхода в своих предметных областях. По воспоминаниям коллег и учеников (Леонтьев. 2005. С. 236–250; 281–282; 301–303), Леонтьев сумел создать на факультете атмосферу живого творчества, свободы и демократичности; сам декан был открыт для общения с коллегами (включая студентов и аспирантов) как в официальной, так и в домашней обстановке.
Многие годы Леонтьев читал поточные лекции по курсам «Общая психология» и «Методологические основы психологии», при этом «сверхзадачей» обучения он считал формирование у студентов культуры мышления и их личностное развитие (Ждан. 2023). Последнему способствовали организованное на факультете научное студенческое общество, проводимые ежегодно выездные летние психологические школы, а также методологические семинары по острым проблемам современной науки.
Леонтьев входил в редколлегию журнала «Вопросы психологии» с момента его создания (1955). В 1977 г. начал выходить основанный Леонтьевым журнал «Вестник МГУ. Серия 14. Психология». В 1957–1976 гг. Леонтьев был членом исполнительного комитета Международного союза научной психологии. В Академии педагогических наук РСФСР Леонтьев занимал последовательно должности академика-секретаря академии (1950–1955), члена президиума (1956–1959) и вице-президента (1959–1961). Он стал одним из инициаторов создания Общества психологов СССР, президентом которого был в 1963–1968 гг. Кроме того, Леонтьев был вице-президентом, а с 1967 г. президентом Общества дружбы «СССР – Франция».
На должности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии Леонтьев оставался до своей кончины 21 января 1979 г. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Награждён орденами Ленина (1951), «Знак Почёта» (1967), орденом Трудового Красного Знамени (1973), рядом медалей, в частности «За оборону Москвы» (1945) и медалью К. Д. Ушинского Министерства просвещения СССР за цикл работ по детской психологии (1953). Лауреат Ленинской премии (1963). Почётный доктор Сорбонны (1968), Будапештского университета (1973) и Венгерской академии наук (1973).
В 1986 г. в Западном Берлине было образовано Международное общество ISCRAT (International Standing Conference for the Research on Activity Theory, «Международная постоянная конференция для исследований по теории деятельности»), официальным печатным органом которого стало издание Multidisciplinary Newsletter for Activity Theory («Междисциплинарный вестник теории деятельности»). С 1986 по 2002 гг. было проведено 5 международных конгрессов, организованных ISCRAT. В 2002 г., после объединения ISCRAT с организацией, занимавшейся социокультурными исследованиями (Conference for Sociocultural Research), возникло общество ISCAR (International Society for Cultural-historical and Activity Research, «Международное общество культурно-исторических и деятельностных исследований»), которое 1 раз в 3 года проводит международные конгрессы по культурно-деятельностной психологии. В Германии, где сохраняется глубокий интерес к наследию А. Н. Леонтьева и его школы, с 2010 по 2019 гг. выходил журнал Tätigkeitstheorie: E-Journal for Activity Theoretical Research in Germany («Теория деятельности: электронный журнал по теоретическим исследованиям деятельности в Германии»), с 2001 г. издаётся серия книг ICHS (International Cultural-historical Human Sciences, «Международные культурно-исторические гуманитарные науки»), в которой представлены как переводы на немецкий язык работ классиков деятельностной психологии, так и оригинальные труды современных исследователей, посвящённые отдельным аспектам истории и теории этого направления. Благодаря усилиям М. Коула, А. П. Стеценко и других психологов США ранее не выходившие на английском языке работы Леонтьева, его учеников и последователей переводятся и публикуются, в частности, в Journal of Russian and East European Psychology («Журнал российской и восточноевропейской психологии»).
В 2003 г. отмечался 100-летний юбилей Леонтьева, в связи с которым были проведены зимняя психологическая школа и международная научная конференция. Ведущие российские научные психологические журналы («Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология») опубликовали статьи по истории и современному состоянию деятельностного подхода в психологии, а также архивные материалы. В том же году в журналах «Психология в вузе» и «Журнал практического психолога» были опубликованы воспоминания учеников и коллег о Леонтьеве. В 2005 г. вышла монография о жизни и творчестве Леонтьева (Леонтьев. 2005), в которую включены его ранее не опубликованные дневники и полный текст устной автобиографии.
Обсуждению наследия А. Н. Леонтьева и его научной школы посвящены коллективные монографии (А. Н. Леонтьев и современная психология ... 1983; Традиции и перспективы ... 1999; Психологическая теория деятельности ... 2006; Психология деятельности в XXI веке ... 2016), а также книги А. А. Леонтьева (2001) и Е. Е. Соколовой (2023). Продолжают издаваться труды Леонтьева, в том числе ранее не введённые в научный оборот (Выступления А. Н. Леонтьева ... 2023). На факультете психологии МГУ, в его филиалах и других учебных и научных учреждениях России продолжаются исследования, опирающиеся на принципы психологической теории деятельности, хотя и в не столь впечатляющих масштабах, как при жизни Леонтьева; составить представление об этих исследованиях можно по уже упомянутым источникам, а также по материалам вышедших к 120-летию Леонтьева специальных номеров журналов «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» (2023. № 2) и «Культурно-историческая психология» (2023. № 1).