#Музыкальные критики
Музыкальные критики
Тег

Музыкальные критики

Музыкальные критики
Найденo 5 статей
Вячеслав Гаврилович Каратыгин
МузыковедыМузыковеды
Каратыгин Вячеслав Гаврилович
Караты́гин Вячесла́в Гаври́лович (1875–1925), российский музыковед, музыкальный критик, композитор. Один из крупнейших представителей русской музыкально-критической мысли начала 20 в. С 1906 г. выступал в качестве музыкального критика в газете «Товарищ», журналах «Золотое Руно», «Весы», «Ежегодник императорских театров» (1909–1914), «Аполлон» (1909–1914), «Театр и искусство» (1909–1915, под псевдонимом Черногорский), «Северные записки» (1913–1916), «Музыкальный современник» и др. Пропагандировал творчество А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, М. О. Штейнберга, К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса, А. Шёнберга и др. Подготовил к печати неизданные произведения М. П. Мусоргского, в том числе отрывки из опер «Саламбо» и «Сорочинская ярмарка». Автор труда «Учение об основных элементах музыки» (1925, не окончено). Как композитор сотрудничал с театром В. Ф. Комиссаржевской и другими драматическими театрами. Автор музыкально-театральных, фортепианных сочинений, романсов, обработок народных песен.
Музыканты
Корчмарёв Климентий Аркадьевич
Корчмарёв Климе́нтий Арка́дьевич (1899–1958), российский композитор, музыкальный критик, заслуженный деятель искусств Туркменской ССР (1944). В 1923–1925 гг. член Российской ассоциации пролетарских музыкантов. В 1925 г. один из организаторов Объединения революционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД). Автор одной из первых советских опер – «Иван-солдат» (поставлена в 1927 в Экспериментальном театре – филиале Большого театра), первого туркменского балета – «Алдар Косе» (поставлен в 1942 В Туркменском театре оперы и балета в Ашхабаде), кантаты «Свободный Китай» (1950, слова М. Л. Матусовского; Сталинская премия 2-й степени, 1951), трёх симфоний и других сочинений разных жанров.
Климентий Аркадьевич Корчмарёв
Литераторы
Мельгунов Николай Александрович
Мельгуно́в Никола́й Алекса́ндрович (1804–1867), русский писатель, музыкальный критик, композитор. Член литературно-философского кружка любомудров; участвовал в создании журнала «Московский наблюдатель». С середины 1840-х гг. разрабатывал теорию, направленную на примирение западников и славянофилов, которая нашла отражение в его публицистических очерках: «Народная одежда и европейская мода» (1847), «Несколько слов о Москве и Петербурге» (1847). В статье «Глинка и его музыкальные сочинения» (создана в 1836, опубликована в 1874) предсказал его роль основоположника русской композиторской школы. Поддерживал идею учреждения консерватории в России. Автор сборника «Рассказы о былом и небывалом» (тома 1–2, 1834), в который вошли «страшные» повести в духе романтизма, путевых заметок, литературно-критических статей и других сочинений.
Николай Мельгунов
Литераторы
Одоевский Владимир Фёдорович
Одо́евский Влади́мир Фёдорович (1804–1869), российский государственный и общественный деятель, писатель, литературный критик, музыковед; князь; тайный советник (1858), гофмейстер (1858). Председатель литературно-философского «Общества любомудрия» (1823–1825). Один из ведущих русских прозаиков 1830-х – начала 1840-х гг., автор романтических повестей, отличающихся преобладанием философской проблематики. Итоговое литературное произведение – «Русские ночи» (1844), философский роман в повестях, построенный как беседа между романтиком-шеллингианцем, двумя прагматически мыслящими людьми и «русским Фаустом» (наиболее близкий автору тип учёного); ставит вопросы о характере и перспективах современной цивилизации, о трагическом разрыве бытия и сознания, заполняемом новейшими учениями с их иллюзорным систематизмом. Стоял у истоков российского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии. Писал музыкальные сочинения для органа, камерного ансамбля, фортепиано, романсы и др.
Пётр Борель. Портрет Владимира Одоевского. 1864–1865
Музыканты
Дягилев Сергей Павлович
Дя́гилев Серге́й Па́влович (1872–1929), российский театральный и художественный деятель, критик. Один из основателей объединения «Мир искусства» (1898) и одноимённого журнала (также редактор и издатель, 1898–1904). С 1906 г. вся деятельность Дягилева была направлена на пропаганду русского искусства за рубежом, главным образом в Западной Европе. В 1907 г. организовал Русские исторические концерты в Париже, в 1908 г. – Русские сезоны за границей. В 1911–1929 гг. был художественным руководителем труппы Русский балет Дягилева. В 1896–1906 гг. выступал как художественный критик (свыше 100 публикаций); автор монографии о Д. Г. Левицком (1902).
Лев Бакст. Портрет С. П. Дягилева с няней. 1906