Бельгия. История. История с середины 16 в.
Исто́рия Бе́льгии с середи́ны 16 в., история Бельгии, государства в Западной Европе, с середины 16 в. до современности.
Территория современной Бельгии в период Нидерландской революции
25 октября 1555 г. Карл V отрёкся от Нидерландов в пользу сына – Филиппа (с января 1556 – король Испании Филипп II). Религиозная и финансовая политика Филиппа II, преследовавшего кальвинистов и установившего высокие налоги, а также экономическое разорение страны испанцами обусловили формирование оппозиции среди местного дворянства. Недовольство переросло в освободительную войну, которая сочеталась с борьбой против феодалов и католической церкви. Первым актом революции стало Иконоборческое восстание 10 августа 1566 г. – открытое противостояние католической церкви, начавшееся в Западной Фландрии, которым руководили кальвинистские консистории и дворяне-кальвинисты, члены союза «Компромисс». Наместница Маргарита Пармская заключила с восставшими соглашение, обещав упразднить инквизицию и смягчить «плакаты» против еретиков, разрешить кальвинистские проповеди в специально отведённых местах, предоставить амнистию дворянам – участникам восстания. Эти меры не имели успеха, восстание только усиливалось и охватило Брабант, Голландию, Зеландию и Утрехт. В итоге испанским властям всё же удалось расколоть иконоборческое движение, в 1567 г. союз «Компромисс» был распущен, восстание подавлено.
Обещания, данные Маргаритой Пармской, были аннулированы, Филипп II направил в Нидерланды 18-тысячное войско во главе с герцогом Альбой. Известие о его скором прибытии вызвало волну эмиграции, в числе покинувших страну были Вильгельм Оранский и Х. ван Бредероде. Маргарита Пармская не смогла согласиться с жёсткими мерами Филиппа II и сложила свои полномочия. Герцог Альба установил в провинциях диктаторский режим, учредил «Совет по делу о мятежах», т. н. Кровавый совет, ликвидировал привилегии местных органов власти, инициировал аресты и казни. Вильгельм Оранский был заочно приговорён к смерти, 5 июня 1568 г. на центральной площади Брюсселя были казнены дворяне-оппозиционеры граф Л. ван Эгмонт и адмирал Ф. Горн. Установление 10%-ного налога на торговые операции, т. н. алькабалы, приведшего к катастрофическим последствиям в экономике, вызвало ещё больший протест населения. 1 апреля 1572 г. морские гёзы захватили г. Брилле (Зеландия), что послужило сигналом ко всеобщему восстанию. Провинциальные штаты Голландии признали Вильгельма Оранского статхаудером Голландии, Зеландии и Утрехта, он возглавил восставших. В 1573 г. герцог Альба, которому не удалось подавить восстание на севере страны, подал в отставку и покинул Нидерланды. Голландцы одержали победу в битве за Лейден в 1574 г., однако для прорыва осады города разрушили дамбы и затопили прилегающие территории, что привело к приостановке военных действий. Летом 1576 г. против испанцев выступили юго-западная и центральная провинции Фландрия и Брабант, 4 сентября были арестованы члены Государственного совета, власть перешла к Генеральным штатам. В отличие от северных, в южных провинциях политическая инициатива принадлежала католическому оппозиционному дворянству, державшемуся за свои привилегии и исповедовавшему католицизм. С целью сохранения единства страны 8 ноября 1576 г. южные и северные провинции подписали «Гентское умиротворение», в котором провозглашались верность Филиппу II, сохранение католицизма в южных провинциях и кальвинизма – в северных. Новым наместником был назначен Хуан Австрийский, с которым Генеральные штаты подписали «Вечный эдикт» в феврале 1577 г., обязывавший соблюдать условия «Гентского умиротворения». Однако в июне 1577 г. Хуан Австрийский нарушил договор, Голландия и Зеландия не признали его наместником. Новые волнения охватили Фландрию и Брабант, в сентябре 1577 г. Генеральные штаты Брабанта призвали Вильгельма Оранского возглавить сопротивление испанцам. Борьба за первенство в Нидерландах между аристократией и купечеством, развернувшееся антифеодальное движение погрузили страну в гражданскую войну.
В 1578 г. новый наместник Александр Фарнезе, играя на разногласиях провинций, сумел усмирить Южные Нидерланды, таким образом разрушив союз севера и юга. 6 января 1579 г. провинции Геннегау, Артуа, Дуэ заключили Аррасскую унию с испанским наместником. 23 января северные провинции в ответ подписали Утрехтскую унию; «Гентское умиротворение» утратило силу. Вильгельм Оранский подписал Утрехтскую унию 3 мая 1579 г., что заложило основу будущего суверенного государства на севере Нидерландов. 26 июля 1581 г. Генеральные штаты северных провинций подписали «Акт о низложении» Филиппа II; после смерти Вильгельма Оранского (1584) власть в 1588 г. передана Генеральным штатам, образовано фактически независимое государство – Республика Соединённых провинций. К 1585 г. армия Фарнезе отвоевала бо́льшую часть Фландрии, Брабант и другие южно-нидерландские области. Южные Нидерланды остались под властью испанских Габсбургов.
Опасаясь новых волнений, Филипп II формально предоставил Южным Нидерландам автономию, передав их в управление дочери Изабелле Кларе Евгении и её супругу – эрцгерцогу Альбрехту VII Австрийскому. Однако в случае смерти одного из супругов и отсутствия наследников права на Южные Нидерланды переходили Испании. Формальный суверенитет Южных Нидерландов тем не менее имел ряд ограничений: им не позволялось проводить самостоятельную внешнюю политику и заключать мирные договоры, на территории провинции располагались испанские войска. Разорённая военными действиями экономика южных провинций стагнировала. Блокирование устья Шельды Соединёнными провинциями в ходе голландско-испанских войн привело к упадку Антверпена. Генеральные штаты, созванные в марте 1600 г., попытались добиться переложения расходов по восстановлению страны на Испанию, однако получили отказ. Политика наместников была направлена на укрепление центральной власти, поддержку католиков, бежавших из страны, восстановление монастырей и церквей, Альбрехт и Изабелла оказывали покровительство учёным, художникам, архитекторам. В ходе возобновившихся в 1621 г. военных действий с Соединёнными провинциями (с 1609 по 1621 действовало Двенадцатилетнее перемирие), часть территории Фландрии, Брабанта и Лимбурга к югу от Рейна перешла к Республике. Тогда же в связи с кончиной Альбрехта VII, не имевшего наследников, Южные Нидерланды отошли к испанской короне (де-юре с 1648; Южные Нидерланды в период испанского господства принято называть Испанскими Нидерландами). После смерти Изабеллы в 1633 г. наместником был назначен брат короля Филиппа IV – кардинал-инфант Фердинанд; до его прибытия осенью 1634 г. управление осуществлялось регентским советом (под началом Ф. де Монкада).
Территория современной Бельгии в середине 17 – конце 18 вв.
По Мюнстерскому договору 1648 г., завершившему войну Испании с Республикой Соединённых провинций, Испанские Нидерланды лишились северных районов Фландрии, Брабанта, Лимбурга и крепости Маастрихт («Генералитетские земли»). Во 2-й половине 17 в. территория Южных Нидерландов продолжала оставаться полем битвы, теперь уже Испании и Франции. По Пиренейскому миру 1659 г. Испания уступила Франции бо́льшую часть Артуа, юг Фландрии, часть Геннегау и часть Люксембурга (Монмеди, Марвиль, Тионвиль, Дамвиллер). По итогам Деволюционной войны 1667–1668 гг. Франция сохранила занятые в ходе военных действий 11 городов с прилегающими территориями: Шарлеруа, Бинш (Бенш), Ат, Дуэ, Турне, Ауденарде, Лилль, Арментьер (Армантьер), Куртре, Берг, Вёрне, возвратив Испании Франш-Конте. По результатам Голландской войны 1672–1678 гг. между Соединёнными провинциями и Францией, по Нимвегенским договорам Франция отказалась от Куртре (ныне Кортрейк), Гента (занятого в ходе военных действий), Шарлеруа, Ата, Ауденарде и Бинша, получив Франш-Конте, Валансьен, Камбре, Сент-Омер и ряд других городов. В ходе войн Аугсбургской лиги 1688–1697 гг. между Францией и союзом государств Священной Римской империи, Испании, Швеции, Баварии, Пфальца, Саксонии, Англии и Республики Соединённых провинций, были опустошены многие города, в том числе Брюссель. По Рисвикскому миру 1697 г. Франция вернула Испании Люксембург, Шарлеруа и Куртре.
В мирные годы были осуществлены попытки развития экономики: восстановлена ткацкая мануфактура Брюсселя, открыта шелкопрядильная фабрика в Генте в 1686 г. и начато строительство биржи, построена Генеральная торговая палата в Брюгге, в 1695 г. восстановлена центральная площадь Брюсселя, пострадавшая во время обстрела французами.
В ходе Войны за Испанское наследство 1701–1714 гг. Франция взяла под контроль Южные Нидерланды. Людовик XIV объявил о роспуске Государственного совета, учредив Королевский совет. По условиям Утрехтского мира 1713 г. и Раштатского мира 1714 г. Южные Нидерланды, по инициативе Англии и Соединённых провинций, стремившихся не допустить удерживания этих территорий Францией по окончании войны, на условиях международной гарантии сохранения status quo в области прав и привилегий, отошли к Австрии (Южные Нидерланды, оказавшиеся под властью австрийских Габсбургов, принято называть Австрийскими Нидерландами). Однако для ограничения влияния Австрии в регионе Утрехтским договором предусматривалось право голландцев держать военные контингенты в 8 «барьерных» крепостях на территории Южных Нидерландов (в 1715 подписан «Барьерный договор» между Австрией, Соединёнными провинциями и Великобританией, наметивший южную границу будущего государства Бельгия).
В 1717 г. в Вене учреждён Верховный совет по делам Нидерландов. Непосредственное управление Австрийскими Нидерландами осуществляли генерал-губернатор, подчинявшийся монарху, полномочные министры, главнокомандующий войсками, государственный, тайный и финансовый советы. Провинции сохранили право иметь администрацию, таможенную систему, собирать Провинциальные штаты, состоявшие из дворян, духовенства и «третьего сословия». Особое право вотирования субсидий австрийскому правительству позволяло оказывать сопротивление венской бюрократии. Заинтересованные в оживлении экономики Южных Нидерландов, которые служили источником дополнительных доходов для Австрии, император Карл VI и его дочь Мария Терезия проводили протекционистскую политику. Для восстановления экономики в условиях международного запрета на судоходство по Шельде был расширен порт Остенде, в 1722 г. учреждена Остендская компания, построена сеть коммуникаций, связавших Австрийские Нидерланды с германскими государствами. В период Войны за Австрийское наследство 1740–1748 гг. Марии Терезии пришлось вести борьбу за права на Южные Нидерланды. Французы победили австрийцев в битве при Рокуре (Року), захватили Ипр, Менен, Вёрне и бо́льшую часть Фландрии, однако по Ахенскому миру 1748 г. Южные Нидерланды были сохранены за Австрией. Начался долгий период мирного существования, способствовавший развитию экономики. Была усовершенствована система коммуникаций: в 1751–1753 гг. сооружены каналы между Брюгге и Гентом, Гентом и устьем Шельды, Брюсселем и рекой Рюппель, проложена дорога между Лувеном, Намюром и Люксембургом. Были повышены ввозные пошлины, разрешён свободный вывоз продукции, возрождён рыбный промысел, поощрялось сукноделие, кружевоплетение, добыча каменного угля (Геннегау, Намюр, Шарлеруа), развивалась металлургия и стекольное производство. Расширился перечень посевных культур, в него вошли картофель и табак, началось применение удобрений. В период проведения Марией Терезией политики просвещённого абсолютизма были основаны высшие учебные заведения (Терезианские колледжи), военная школа в Антверпене, Академия наук в Брюсселе.
Сын Марии Терезии – Иосиф II, стремившийся добиться централизации всех австрийских владений, предпринял ознакомительную поездку в Южные Нидерланды и задумался о необходимости реформ административной системы. Были проведены реформы в административной, судебной и религиозной сферах. Согласно Эдикту о веротерпимости 1781 г. католицизм перестал быть единственной официальной религией, в 1783 г. был принят закон о закрытии монастырей, их имущество было секуляризировано. Согласно указам от 1 января и 12 марта 1787 г. штаты провинций собирались только для одобрения мер австрийского правительства, депутаты имели совещательный голос в Верховном совете, а центром управления становился Генеральный совет. Таким образом Иосиф II попытался отменить привилегии и вольности, посягнув на относительную автономию отдельных областей, ослабить позиции патрициата и цеховых корпораций. Территория провинций была разделена на 9 округов, во главе которых стал правительственный интендант. Реформы привели к возникновению широкого оппозиционного движения в клерикальных и феодальных кругах, присоединение к которым городских масс вылилось в Брабантскую революцию 1789–1790 гг.
Первыми недовольство австрийским господством выразили представители штатов Брабанта, который стал центром революции, революционное движение возглавили члены Брабантского судебного совета адвокаты А. ван дер Ноот и Ж. Ф. Вонк. Брабант и Геннегау отказались платить налоги австрийской администрации. В сентябре 1789 г. в нидерландском городе Бреда «ноотисты», выражавшие интересы католической церкви, крупных землевладельцев и цеховых корпораций, и «вонкисты», представители мелкой и средней буржуазии, заключили соглашение о единстве действий, был создан Революционный комитет. В ночь с 23 на 24 октября 1789 г. сформированная на территории Соединённых провинций волонтёрская армия под командованием Ж.-А. ван дер Мерса начала военные действия на территории Австрийских Нидерландов, разбив австрийцев в битве при Тюрнхауте. Последовали восстания в Брюсселе, Генте, Намюре; к концу марта 1790 г. вся территория Южных Нидерландов была освобождена от австрийцев. Члены Революционного комитета прибыли в Брюссель. 11 января 1790 г. было открыто заседание Национального конгресса, провозглашена независимая республика – Бельгийские Соединённые Штаты.
Разногласия между «вонкистами» и «ноотистами» в правительстве привели к острому внутриполитическому кризису. Новый император Леопольд II предложил амнистировать революционеров, вернуть заседания Генеральных штатов. Партия Вонка намеревалась пойти на переговоры с Австрией, тогда как «ноотисты» отказались. В этот момент Австрия, которую поддержали Англия, Пруссия и Соединённые провинции (Гаагская конвенция 10 декабря 1790), направила на Брюссель 30-тысячную армию. Слабая революционная армия не смогла дать отпор австрийцам у Намюра и потерпела поражение в ноябре 1790 г., а когда австрийцы подошли к Брюсселю, город сложил оружие. К концу 1790 г. власть австрийских Габсбургов была восстановлена на всей территории Южных Нидерландов. Несмотря на победу над восставшими, Леопольд II отменил указы Иосифа II, восстановил прежнее управление провинциями.
Территория современной Бельгии в конце 18 – первой трети 19 вв. Образование независимого государства
Стремясь остановить развитие революции во Франции, Австрия подписала соглашение с Пруссией о совместных военных действиях. Франция, в свою очередь, объявила войну Австрии и выпустила манифест, заявив о начале наступления на Южные Нидерланды для их освобождения от австрийского господства. Участники Брабантской революции, эмигрировавшие во Францию, также призвали жителей провинций к восстанию и оказанию помощи французской армии, из патриотов был создан «бельгийский» легион. 30 апреля 1792 г. французы захватили Бувин, Ипр, Менен, Куртре, однако вскоре отступили к Лиллю. В октябре 1792 г. французам удалось перейти в наступление, после битвы при Жемапе 6 ноября 1792 г. вся территория Южных Нидерландов была освобождена от австрийских войск. Представителем революционной армии в Южных Нидерландах стал генерал Ш. Дюмурье, в крупных городах были проведены выборы временных органов власти, под давлением французской власти в течение февраля – марта 1793 г. бельгийские провинции высказывались за присоединение к Франции.
Тогда же, в марте 1793 г., Австрия вернула под свой контроль Южные Нидерланды, однако уже в сентябре 1793 г. французы начали новое наступление, 26 июня 1794 г. после победы над австрийцами при Флёрюсе Франция оккупировала, затем аннексировала бельгийские провинции. Окончательно включение Южных Нидерландов в состав Французской республики было оформлено актом Конвента от 1 октября 1795 г. и закреплено Кампоформийским миром 1797 г.
Уничтожение феодальных пережитков, сословий, введение гражданского кодекса в 1804 г., реформы административного и судебного устройств способствовали объединению Южных Нидерландов. Территория была разделена на 9 департаментов. Главой департамента являлся префект, в Брюсселе был учреждён совет из 10 чиновников. Отмена внутренних таможенных границ, провозглашение свободы судоходства по Шельде дали толчок для развития торговли и промышленности. Однако контрибуции, нарушение культурных традиций, антиклерикализм, политика в области языка и образования (закрытие Лувенского университета) привели к ряду восстаний в 1798 г., охвативших преимущественно Фландрию и фламандский Брабант. Люневильский договор 1801 г. между Францией и Австрией подтвердил вхождение Австрийских Нидерландов в состав Франции, к территории которой было присоединено бывшее епископство Льежское (в 1477–1794, формально до 1801, оно входило в состав Вестфальского округа Священной Римской империи). В 1811 г. началось строительство военных укреплений в Остенде, а также верфи в Антверпене. Однако строительство было прервано атакой англичан. В 1813–1814 гг. французская армия отступила по мере продвижения союзников, в феврале 1814 г. был освобождён Брюссель, французы некоторое время удерживали Антверпен, Остенде.
Союзники объявили о независимости Южных Нидерландов и учреждении временного правительства под управлением генерал-губернатора. 18 июня 1815 г. в битве при Ватерлоо близ Брюсселя англо-нидерландские и прусские войска под командованием Вильгельма Оранского и герцога Саксен-Веймарского нанесли окончательное поражение Франции. Решением Венского конгресса бельгийские провинции были объединены с землями бывшей Республики Соединённых провинций в Нидерландское королевство 1815–1830 гг. под управлением Вильгельма Оранско-Нассауского (Вильгельм I). Несмотря на предложения Пруссии принцу Оранскому обменять его владения в Нассау на бо́льшую часть бывшего епископства Льежского и отдать Люксембург, конгресс постановил возвести Люксембург в ранг Великого герцогства и на правах личной унии присоединить к Нидерландскому королевству. Обязанность защиты Люксембургской крепости была возложена на Пруссию. В качестве компенсации Пруссии были переданы входившие в состав бельгийских провинций кантоны Мальмеди и Эйпен.
Таким образом, у северной границы Франции было создано буферное государство на случай повторения французской экспансии. Заинтересованная в организации барьера против Франции Великобритания гарантировала Вильгельму I финансовую помощь в модернизации и строительстве новых укреплений в южных провинциях (крепости Остенде, Ньивпорт, Антверпен, Дендермонде, Гент, Ауденарде, Турне, Льеж, Ги, Намюр, Динан, Ипр, Менен, Ат, Монс, Шарлеруа, Филиппвиль, Мариембург). 24 августа 1815 г. была принята конституция королевства, установившая равное представительство южных и северных провинций в нижней палате Генеральных штатов, собиравшихся поочерёдно в Гааге и Брюсселе. Однако главные административные учреждения находились в Северных Нидерландах. Подчинённое положение бельгийских провинций (предоставление голландцам преимуществ в управлении государством, торговая и налоговая политика, конфессиональные конфликты) неоднократно вызывали обострение отношений между севером и югом.
В начале 1820-х гг. в бельгийских провинциях начало нарастать движение за отделение от Нидерландского королевства. Его возглавили политические течения католиков и либералов, заключившие в 1828 г. союз и организовавшие широкое петиционное движение. Под влиянием Июльской революции 1830 г. во Франции 25 августа в Брюсселе началось восстание, сигналом к которому послужило исполнение на сцене театра «Ла Монне» оперы патриотического содержания Д. Обера «Немая из Портичи». Голландские власти попытались остановить выступления, в конце сентября в Брюсселе развернулись ожесточённые бои, после которых голландцы были вынуждены отступить. 26 сентября в Брюсселе было создано временное правительство, которое учредило Центральный комитет, получивший функции исполнительной власти. Вскоре к восстанию присоединились почти все крупные города южных провинций. Династия Оранских-Нассау была низложена. Видными деятелями Бельгийской революции являлись Л. де Поттер, П. Дево, Ж.-Б. Нотомб, Ш. Рожье.
Созванный Национальный конгресс 18 ноября провозгласил независимость Бельгии, 22 ноября высказался за конституционную наследственную монархию, 25 ноября – за исключение Оранско-Нассауской династии из числа претендентов на бельгийский престол. До избрания короля на должность регента в феврале 1831 г. был назначен барон Э. Л. Сюрле де Шокье. Среди претендентов на престол значились высокопоставленные европейские и бельгийские лица: сын короля Франции Луи Филиппа – Луи Филипп Орлеанский, герцог Немурский, герцог Лейхтенбергский, эрцгерцог Карл Австрийский, принц Оттон Баварский, герцог Иоанн Саксонский, принц Эжен I де Линь, Э. Л. Сюрле де Шокье, Ш. Рожье, Ф. де Мерод.
Бельгийская революция вызвала международный кризис. Российская империя настаивала на военной интервенции ради сохранения целостности Нидерландского королевства, Австрия и Пруссия отказались от этой инициативы, Франция, заинтересованная в распаде Объединённого королевства, оказала поддержку Бельгии. Бельгийский вопрос был передан на рассмотрение международной конференции великих держав в Лондоне. На конференции, проходившей в 1830–1831 гг., протоколом от 4 ноября 1830 г. было объявлено о временном прекращении военных действий, 20 декабря признаны независимость Бельгии и устранение Вильгельма I с бельгийского престола. Владениями Нидерландов признавались устье Шельды, Маастрихт и часть Лимбурга. Взамен Бельгия получила Льеж, 10 французских кантонов и герцогство Бульонское. Бельгия была обязана выплатить больше половины государственного долга Объединённого королевства. Король Нидерландов сохранил Великое герцогство Люксембург. 20 января 1831 г. конференция приняла протокол об определении границ Бельгии и провозгласила её постоянно нейтральным государством.
Национальный конгресс не принял эти условия, выразив 1 февраля 1831 г. протест против решений Лондонской конференции. 3 февраля конгресс проголосовал за избрание королём герцога Немурского, однако он отказался от короны. В это же время Франция высказала претензии на некоторые бельгийские крепости, Люксембург и герцогство Бульонское, в связи с чем великие державы приняли декларацию о невозможности отторгать территории Бельгии для увеличения владений других государств. 4 июня 1831 г. Национальный конгресс избрал королём принца Леопольда Саксен-Кобург-Готского, кандидатуру которого выдвинула английская дипломатия. 26 июня в Лондоне великие державы приняли новый текст протокола, «договор 18 статей», содержавший более выгодные условия для Бельгии, которая не должна была выплачивать государственный долг Объединённого королевства, а обязывалась компенсировать бельгийский государственный долг, существовавший на 1815 г. Однако нежелание бельгийского общества пойти на территориальные уступки Нидерландам (звучали требования о возврате всего Люксембурга, Лимбурга) вызвали волнения в Брюсселе, Льеже и Лувене. Принц Леопольд, опасаясь осложнений международной ситуации, настаивал на принятии условий договора. 9 июля 1831 г. Национальный конгресс утвердил договор, 21 июля принц Леопольд торжественно въехал в Брюссель.
Вильгельм I отказался принять условия Лондонского договора и продолжал удерживать Антверпен. 2 августа 1831 г. он возобновил военные действия против Бельгии (бельгийско-голландская война 1831–1833, или «Десятидневная война»). Успешное продвижение нидерландской армии вынудило Бельгию обратиться за помощью к великим державам. Территория Бельгии, за исключением крепости Антверпен, находившейся в руках голландцев до декабря 1832 г., была в краткие сроки освобождена с помощью французской армии.
Под давлением Великобритании, опасавшейся возросшего влияния Франции в Бельгии, великие державы пересмотрели условия соглашения о разделении Нидерландского королевства. На Лондонской конференции был выработан «договор 24 статей». Договор был подписан 15 ноября 1831 г. представителями Великобритании, России, Австрии, Франции и Пруссии, с одной стороны, и представителями Бельгии – с другой. Согласно договору, державы обязали Бельгию принять на себя 16/31 государственного долга Нидерландского королевства. К Бельгии отошла западная часть Люксембурга, восточная часть вместе со столицей герцогства осталась у Нидерландов. Вильгельм I также удерживал за собой бо́льшую часть Лимбурга, Маастрихт, Венло, устье реки Шельда. Бельгия обязалась платить налог на судоходство по Шельде в пользу Нидерландов. Статья 15 договора определяла статус порта Антверпен как исключительно коммерческого. Великие державы выступили гарантами Лондонского договора, обязались добиться признания Нидерландами независимости Бельгии. 15 декабря 1831 г. великими державами и Бельгией был подписан второй Лондонский договор, по условиям которого ряд крепостей, построенных в 1810–1820-х гг. Нидерландами на бельгийско-французской границе, должны были быть срыты.
21 мая 1833 г. в Лондоне было подписано англо-франко-нидерландское соглашение о завершении военных действий. Однако Вильгельм I не признал постановления «договора 24 статей». В Бельгии и Люксембурге развернулось широкое общественное движение за присоединение Великого герцогства и Лимбурга к Бельгии, но король Нидерландов не намеревался отступать. Только спустя шесть лет, находясь в политической изоляции, Вильгельм I согласился принять условия договора. 19 апреля 1839 г. в Лондоне Великобритания, Франция, Австрия, Пруссия, Россия, с одной стороны, и Нидерланды, с другой стороны, подписали договор об отделении Бельгии от Нидерландов. Бельгия и Нидерланды, в свою очередь, подписали договор о разделе территорий. Договоры также были ратифицированы Германским союзом, в состав которого входил Люксембург. 8 августа 1843 г. в Маастрихте Бельгией и Нидерландами был подписан договор о границе.
Бельгия в 1831–1919 гг.
Внутриполитическое развитие
По конституции, принятой 7 февраля 1831 г., Бельгия объявлялась конституционной наследственной монархией. Будучи одной из самых либеральных на тот момент, конституция королевства послужила образцом для конституций ряда других стран. В ней провозглашалась свобода слова и печати. Бельгийский парламент, состоящий из двух палат – нижней (палаты представителей) и верхней (сената), – признавался высшим законодательным органом страны. Парламент осуществлял непосредственный контроль над деятельностью правительства.
Начальный этап, 1830–1839 гг., в политической жизни Бельгии характеризовался как период унионизма, когда не оформленные официально партии католиков и либералов находились в компромиссе и входили в коалиционные правительства. В середине 1840-х гг. между ними начали нарастать противоречия, в 1847 г. союз распался. Либеральная партия, выражавшая интересы промышленной и торговой буржуазии индустриально развитых валлонских провинций, одержала победу на выборах, сформировала правительство и сохраняла лидерство до 1884 г. (за исключением периода 1870–1878). Католики опирались на дворянство и сельское население в основном фламандских районов Бельгии. Под влиянием французского опыта в Либеральной партии с 1845 г. возникло радикальное течение «молодые либералы», которые требовали прежде всего политических изменений, в частности избирательной реформы, а также проведения реформ налоговой системы, рабочего законодательства, введения всеобщей воинской повинности. Для предотвращения политических выступлений правительство приняло ряд мер: с одной стороны, предупредительных, таких как запрет собраний, с другой стороны, прогрессивных – снижение избирательного ценза, проведение парламентской реформы, улучшение положения рабочих. В связи с этим Бельгии не коснулись охватившие в 1848 г. многие европейские страны революционные потрясения. 29 марта 1848 г. у деревни Рискон-Ту близ французской границы произошло вооружённое столкновение правительственных войск с прибывшими из Франции бельгийскими республиканцами. Правительственные войска дали отпор революционным силам, пытавшимся перейти границу.
Политическая борьба во 2-й половине 19 в. велась по вопросу о реформе школьного образования, языковому вопросу [уравнивание в правах фламандского (южного варианта нидерландского языка) и французского языков], реформам избирательного права и обороны государства. В 1911 г. шло обсуждение проекта по введению обязательного образования до 14 лет (проект провалился). В 1913 г. был предложен новый проект, предусматривавший обязательное посещение школы до 12 лет. Окончательно закон об обязательном начальном образовании был принят в феврале 1914 г.
Демократические силы – либералы и социалисты (представители оформившейся в 1885 г. Бельгийской рабочей партии) выдвигали требование всеобщего избирательного права. Под их давлением в 1893 г. был принят закон о множественном вотуме, согласно которому устанавливалась всеобщая подача голосов для достигших 25 лет мужчин после годичного проживания на одном месте и отменён имущественный ценз. В 1899 г. изменился порядок распределения мандатов по партиям. Была введена система пропорционального представительства вместо мажоритарной. Вначале она применялась на парламентских выборах, затем была распространена на провинциальные и коммунальные выборы.
Рабочий вопрос
В середине 19 в. в стране возникли первые рабочие организации («Братское общество ткачей» в Генте, «Товарищество воинствующей демократии» в Брюсселе и др.). Уже в конце 19 в. правительство вплотную занялось проблемами регламентации труда. В 1895 г. было создано министерство промышленности и труда, с 1896 г. издавались законы об охране труда. В последней трети 19 в. проведены изменения в рабочем законодательстве в пользу трудящихся: отменены законы о запрещении рабочих коалиций, обязательные рабочие книжки, являвшиеся средством контроля, а иногда и давления предпринимателя на рабочего, установлен минимальный возраст детей при поступлении на работу в шахты (для мальчиков – 12 лет, для девочек – 14 лет). К 1914 г. значительно возросло число объединений рабочих, в частности профсоюзных организаций, зародившихся в Бельгии в 1880-х гг. Накануне Первой мировой войны в профсоюзы входило около 20 % рабочих, общее число членов достигло 250 тыс. В 1909 г. был принят закон о регламентации времени работы шахтёров, в 1911 г. – закон о запрете использования в шахтах труда женщин и детей младше 12 лет, тогда же Бельгия присоединилась к Бернской конвенции 1906 г. о запрете труда в ночное время для женщин. В 1912 г. принят закон об охране детства. В 1913 г. в министерстве промышленности и труда образовано бюро социального обеспечения и страхования. В 1914 г. вышел закон, запрещавший применение труда детей, не достигших 14 лет. В 1914 г. принят закон об обязательном медицинском страховании по болезни и по инвалидности.
«Фламандский вопрос»
Во 2-й половине 19 в. большую остроту приобрёл «фламандский вопрос». Зародившееся во времена французского господства как реакция на политику офранцуживания, движение начало набирать силу после Бельгийской революции 1830 г. в связи с насаждением валлонского (диалекта французского в Бельгии) как единственного государственного языка. В 1840-х гг. возникло фламандское культурное движение, требованием которого являлось равенство фламандского и французского языков; в 1860–1880-х гг. эти идеи провозглашались на страницах газет, возникли национальные общества и союзы, появились требования об употреблении фламандского языка на административном уровне, в армии, низшие чины которой были представлены на две трети фламандцами (65 % против 35 %). В ответ на требования в 1883 г. был выпущен циркуляр об употреблении фламандского языка в среднем образовании. Однако движение за преподавание на фламандском в высших учебных заведениях и его использование в командовании в армии продолжилось. В 1889 г. на «Днях Фландрии» (традиционном праздновании победы фламандцев в битве при Куртре 1302) в Антверпене было открыто провозглашено требование о принятии двуязычия в армии и фламандизации жандармерии и национальной гвардии.
Экономическое развитие
Выгодные торговые договоры, заключённые с Германским таможенным союзом в 1844 г., с Францией в 1845 г., с Российской империей в 1850 г., открыли для бельгийской промышленности новые рынки сбыта взамен нидерландских колоний. Большое значение для экономического развития Бельгии имело подписанное в 1842 г. соглашение с Нидерландами о разрешении бельгийского судоходства по рекам Маас и Шельда, а также выкуп в 1863 г. права судоходства по Шельде, в котором участвовали другие морские державы. Это событие являлось не только удачной финансовой сделкой, но и дипломатическим успехом, оно способствовало восстановлению Антверпена как крупного торгового центра, в 1880-х гг. вышедшего на первое место среди европейских портов. В 1861–1865 гг. был проведён ряд переговоров с Францией, Великобританией, Германским таможенным союзом, по итогам которых заключены договоры с этими странами, Бельгия вошла в систему договоров о свободной торговле (т. н. договоры Кобдена, отменены в 1892). В 1861 г. подписано благоприятствующее Бельгии торговое соглашение с Китаем, в 1873 г. в Льеже состоялся конгресс европейской металлургической промышленности, целью которого стало привлечение промышленников к инвестированию в проекты в Китае. В 1830 г. создан банк Société Générale de Belgique, до 1850 г. выполнявший роль национального банка страны. В 1850 г. по инициативе министра финансов В. Фрер-Орбана образован Национальный банк Бельгии. В конце 19 в. банк предоставлял значительные кредиты на развитие отраслей промышленности – угольной, металлургической, машиностроительной, текстильной, стекольной.
С 1830-х гг. бельгийское правительство приступило к крупному железнодорожному строительству. В 1835 г. была открыта первая железнодорожная линия из Брюсселя в Мехелен. Менее чем через 10 лет страна заняла ведущее место в мире по протяжённости железных дорог. Заказы на оборудование в этой области способствовали развитию угледобывающей промышленности, металлургии и машиностроения, что позволило Бельгии к середине 19 в. выйти на одно из первых мест в списке промышленно развитых стран мира.
Вторая половина 19 в. стала для Бельгии эпохой экономического либерализма. Одним из самых ярких его представителей был Г. де Молинари, главный редактор газеты L'Économiste Belge. Доктрина экономического либерализма решительно утвердилась не только в экономике, экономической литературе, но и в парламенте, способствуя борьбе с государственным протекционизмом. Бельгия вела широкую посредническую торговлю, стала одним из ведущих экспортёров капитала. В последней трети 19 в. в Бельгии начался процесс формирования крупных монополистических объединений, в сельском хозяйстве – крупных хозяйств.
Внешняя политика
Европейский вектор
В середине 19 в. основной внешнеполитической угрозой для Бельгии являлась возможная французская аннексия. После переворота Луи-Наполеона 2 декабря 1851 г. из Франции в Бельгию хлынул поток эмигрантов (монархистов-орлеанистов, либералов, республиканцев); среди них – А. Дюма-отец, В. Гюго, а также пользовавшийся большим доверием короля Леопольда I А. Тьер. Бельгия предоставила им убежище, а либеральная бельгийская пресса публиковала статьи, направленные против императора Наполеона III. В конце 1852 г. во Франции вышла брошюра А. Ле Масона «Границы Франции», в которой автор доказывал необходимость возврата к естественным границам. Публикация вызвала панику в Бельгии и на долгие годы укрепила в обществе страх перед возможной французской аннексией. В то же время оформление англо-французского военно-политического союза в канун Крымской войны в марте 1854 г. вынудило Бельгию адаптироваться к создавшейся международной обстановке и урегулировать отношения с Францией подписанием нового торгового договора. Однако вскоре, в 1868 г., Франция попыталась выкупить часть бельгийских железных дорог, находившихся в руках иностранных акционеров, намереваясь в будущем использовать стратегически важные пути в возможном конфликте с Пруссией. В результате длительных переговоров, за которыми внимательно следили великие державы, Бельгия при поддержке Великобритании, следуя взятым ею международным обязательствам, категорически отказала Франции. 23 февраля 1869 г. был принят закон о запрете акционерным обществам без одобрения правительства передавать имущество или отдавать в руки иностранцев эксплуатацию железных дорог Бельгии. Тогда же государство выкупило у частных компаний часть железных дорог, имевших стратегическое значение.
В самом начале франко-германской войны 1870–1871 гг. вопрос о бельгийском нейтралитете стал причиной международных консультаций. Бельгия заняла жёсткую позицию в соответствии со статусом нейтралитета, мобилизовав 96 тыс. резервистов для охраны границ. Великобритания открыто заявила, что нарушение границ Бельгии будет равнозначно объявлению ей войны. 9 и 11 августа 1870 г. Пруссия и Франция подписали предложенный Великобританией договор о гарантии соблюдения нейтралитета Бельгии, который должен был действовать во время военных действий и в течение года по их окончании.
Несмотря на статус постоянного нейтралитета, вопрос об обороне государства оставался для Бельгии крайне важным. Леопольд I и наследовавший ему в 1865 г. Леопольд II добивались проведения военных реформ, в которых особую роль должна была играть система укреплений. Однако негативное отношение к реформированию армии со стороны католиков и социалистов мешало быстрому решению военного вопроса. Во 2-й половине 1860-х гг. угроза нарушения европейского равновесия в ходе австро-прусского, а затем франко-германского конфликта побудила Леопольда II пытаться убедить правительство, которое выступало против дорогостоящих проектов усовершенствования фортификаций, в необходимости укрепления левого берега Шельды. Только в 1878 г. правительство согласилось с предложением короля, к 1885 г. был построен ряд более современных укреплений. В июне 1887 г. после долгих дебатов парламент принял решение о предоставлении кредита на строительство укреплений Намюра и Льежа, вопрос о кредите на усиление фортификаций Антверпена так и оставался нерешённым. Парламентарии согласились на расширение кольца фортов вокруг города только в 1907 г. Работы начались в 1909 г. и продолжались в течение четырёх лет.
Вопрос об обязательной военной службе также долгое время вызывал споры различных политических сил. В 1902 г. был принят закон о введении добровольной службы. В рамках реформ в 1910 г. был создан Генеральный штаб, функции которого ранее распределялись между министерством обороны и военной свитой короля. К 1913 г. бо́льшая часть общества, в том числе социалисты, получившие места в парламенте в 1894 г. и враждебно относившиеся к закону о замещении воинской службы, ложившемуся на плечи бедных слоёв (призыв в армию с 1830 осуществлялся по жребию с возможностью замещения или выплаты определённой суммы), осознала необходимость военной реформы. В 1913 г. католическое правительство под руководством Ш. де Броквиля приняло закон о всеобщей воинской повинности.
Колониальная политика
Ещё в 1840-х гг. король Бельгии Леопольд I вынашивал план о превращении Бельгии в колониальную державу. Всего было предпринято более 50 безуспешных попыток осуществить колониальные проекты в Южной Америке, Африке, в Океании и на Малайском архипелаге. В 1876 г. по инициативе Леопольда II в Брюсселе была организована международная конференция, задачей которой стало рассмотрение целого комплекса проблем Центральной Африки. По её итогам учреждена Международная африканская ассоциация под патронажем бельгийского короля. В 1877 г. Леопольд II финансировал экспедицию британского исследователя Г. М. Стенли, в 1878 г. инициировал создание национального бельгийского Комитета по изучению Верхнего Конго (в 1879 его сменила Международная ассоциация Конго), эмиссары которого установили контроль над левобережьем реки Конго. В 1884–1885 гг. при поддержке Великобритании и Франции на международной Берлинской конференции Леопольд II был признан сувереном «Независимого государства Конго», по сути являвшегося его личным владением. В 1908 г. под давлением общественности, обвинявшей короля в том, что Конго управляется не в экономических интересах Бельгии, а также выступавшей против методов колонизации населения Конго, король уступил права на него государству, образовав колонию Бельгийское Конго.
Бельгия накануне и в годы Первой мировой войны
В 1909 г. на престол под именем Альберта I вступил племянник Леопольда II. В начале его правления Бельгия продолжала проводить внешнюю политику в соответствии с заключёнными в 1831 и 1839 гг. международными договорами о постоянном нейтралитете. Однако обострение международной обстановки накануне Первой мировой войны и осведомлённость о наступательном плане Шлиффена, согласно которому Германия рассчитывала использовать территорию нейтральной Бельгии для наступления на Францию, спровоцировали проведение в 1905–1911 гг. переговоров между бельгийскими и британскими военными, по итогам которых была предусмотрена одновременная мобилизация британского экспедиционного корпуса в случае нарушения нейтралитета Бельгии Германией. Результаты переговоров были зафиксированы обменом письмами в ноябре 1912 г. 2 августа 1914 г. Германия предъявила Бельгии ультиматум – предоставить территорию страны для прохождения германских войск в обмен на территориальную компенсацию в ущерб Франции. Отказавшись принять условия ультиматума, Бельгия была вовлечена в Первую мировую войну. 4 августа 1914 г. германские войска вторглись на территорию Бельгии. Парламент передал законодательную власть королю и был распущен.
Король Альберт I и его супруга королева Елизавета не покинули территорию Бельгии и остались на части не оккупированного немцами бельгийского побережья Северного моря (Де-Панне). Бельгийская армия под руководством Альберта I оказывала упорное сопротивление германским войскам. Первую атаку на себя приняли защитники цитадели Льежа (взят 16 августа). 13 августа бельгийское правительство отдало распоряжение об уничтожении железных дорог восточнее меридиана Брюсселя. 18 августа бельгийская армия была вынуждена отойти за реку Диль. В результате сопротивления Бельгии на позициях Льеж – Намюр и ведения военных действий на её территории в период с 4 августа по 12 сентября 1914 г. первоначальные планы немцев по вторжению во Францию были нарушены – немецкие войска перешли бельгийско-французскую границу только через 23 дня после начала мобилизации во Франции. Бельгия вступила в войну на стороне Антанты, однако по настоянию короля, отстаивавшего продолжение политики нейтралитета, не подписала формального политического соглашения о союзничестве.
Из-за сильного давления союзников и угрозы отрезать армию от Антверпена король Альберт I 20 августа 1914 г. отдал приказ об отходе к Антверпену, который был осаждён немцами 28 сентября. В октябре 1914 г. правительство Бельгии переехало в Гавр (Франция). Бельгийская армия отступила в долину реки Изер, которую 22 октября форсировали немцы, 25 октября король принял решение затопить низменный берег Изера морской водой, открыв шлюзы. В ночь на 31 октября германские войска, увязнув в затопленной долине, были вынуждены покинуть левый берег реки Изер, военные действия в этом районе прекратились. Бóльшая часть страны оказалась оккупированной, часть бельгийской армии была переправлена во Францию, где соединилась с французской, другая часть осталась в траншеях во Фландрии. 22 апреля 1915 г. германские войска атаковали англо-французские войска на Ипрском выступе, впервые применив химическое оружие (хлор). В результате застигнутые врасплох союзники вынуждены были оставить бо́льшую часть Ипрского выступа. Однако, не сумев удержать инициативу, германские войска вскоре отступили под натиском переброшенных в район сражений дополнительных резервов союзников. 7 июля – 6 ноября 1917 г. войска союзников неоднократно переходили в наступление в районе Ипра, обе стороны понесли при этом большие потери. 12 июля 1917 г. немцами впервые был применён горчичный газ, получивший по месту боёв название «иприт».
Оккупационные власти сохранили бельгийскую администрацию, продолжали работать бельгийские министерства, за исключением трёх (иностранных дел, обороны и колоний). Германские власти создали три департамента – гражданский, политический и департамент банков. Фактическое управление территорией осуществляли германские военные, во главе которых находился генерал-губернатор, подчинявшийся лично кайзеру Вильгельму II. С германской администрацией сотрудничали фламандские «активисты» – фламинганты, которые добились раздельного управления фламандской и валлонской частями страны.
К концу войны перемены на Западном фронте заставили Альберта I принять точку зрения большинства министров о необходимости отказа от политики нейтралитета и объединения командования с союзниками. В марте 1918 г. бельгийский фронт был атакован немцами. Бельгийцам удалось сдержать врага в сражении при Меркеме (Де-Кипе), однако немцы значительно потеснили англичан, которые решили эвакуировать войска с Ипрского выступа. Перед общим наступлением союзников в начале сентября 1918 г. между побережьем и рекой Лейе под командованием короля Альберта I была сформирована группа армий «Фландрия», состоявшая из бельгийских, британских, французских и американских дивизий. 28 сентября она перешла в наступление к северу от реки Лейе. К 11 ноября, дню заключения Компьенского перемирия, войска группы армий «Фландрия» вышли на подступы к Антверпену и Брюсселю. В течение двух недель Германия эвакуировала войска с территории Бельгии. 22 ноября король Альберт I торжественно въехал в Брюссель.
В годы войны территория Бельгии сильно пострадала. Были затоплены 90 тыс. га земли, на треть уничтожена железнодорожная сеть, разрушению подверглись угледобывающие и металлургические заводы. Были уничтожены или перевезены в Германию многие культурные памятники (сожжено собрание средневековых рукописей библиотеки Лувенского университета), намеренно разрушены архитектурные сооружения.
История Бельгии в межвоенный период
Послевоенное урегулирование
В ходе Парижской мирной конференции 1919–1920 гг. Бельгия выдвинула требования пересмотра Лондонских договоров 1839 г. – отмены статуса постоянного нейтралитета, признания «абсолютной» свободы судоходства по Шельде (что подразумевало использование водной артерии военными кораблями), присоединения нидерландских территорий (Зеландской Фландрии и южной части Лимбурга), а также приоритета в получении репараций. Кроме того, был выдвинут ряд территориальных претензий к Германии. Требования бельгийской делегации были удовлетворены только частично, что было воспринято обществом и руководством страны как дипломатический провал. По итогам конференции Бельгия получила право приоритета в вопросе репараций, в пользу Бельгии от Германии были отторгнуты кантоны Эйпен, Мальмеди, Сен-Вит и в прошлом нейтральная область Мореснет. В Африке бельгийские владения также были незначительно расширены за счёт германских колоний (территория Руанда-Урунди с 1922 перешла под мандат Бельгии, в 1925 вошла в состав Бельгийского Конго). Парижская мирная конференция, однако, не решила главной внешнеполитической проблемы – упразднения статуса нейтралитета, а лишь констатировала необходимость отмены данного статуса для Бельгии.
Политическое и экономическое развитие
По окончании Первой мировой войны в условиях необходимости консолидации политических сил было образовано правительство национального единства (социалисты были введены в правительство в 1914), осуществившее ряд демократических реформ. В 1919 г. было введено избирательное право для мужчин старше 21 года, в 1921 г. принята система частичного обновления обеих палат парламента (каждые 2 года) и удвоенного (восьмилетнего) срока полномочий членов сената. Законом от 15 октября 1921 г. срок полномочий обеих палат был установлен в четыре года. Женщины получили право быть избранными в палату представителей в 1920 г., в сенат – в 1921 г. В 1921 г. социалистам удалось добиться принятия ряда социальных законов, согласно которым признавалось право на забастовку и вводился 8-часовой рабочий день. В 1921 г. была образована Коммунистическая партия Бельгии. В 1925 г. победу на выборах одержали социалисты, получившие около 40 % мест в парламенте. Впервые главой правительства стал социалист Э. Вандервельде.
Восстановление экономики Бельгии завершилось к середине 1920-х гг. отчасти за счёт усиления эксплуатации колоний, а именно вывоза меди, кобальта, олова, цинка, марганца, алмазов, золота, каучука, леса, какао, хлопка и др. Мировой экономический кризис затронул Бельгию позднее других стран, в 1932–1933 гг. В 1933 г. социалисты выдвинули за основу экономических преобразований включавший возможность национализации сектора кредитования «план де Мана». Не получив поддержки католиков и либералов, социалисты остались в оппозиции. Для стабилизации экономики в 1935 г. коалиционное правительство П. ван Зеланда, состоявшее из католиков и либералов, девальвировав франк, осуществляло контроль над ценами, снизило налоги, стимулировало экспорт, что существенно улучшило экономическую ситуацию. Тем не менее заработная плата осталась на прежнем уровне. В 1936 г. в правительство вновь были введены социалисты. Однако оппозиция в парламенте, состоявшая из реакционных католиков, осудила меры по девальвации франка, выступила против присутствия социалистов в правительстве. В обстановке политической напряжённости в июне 1936 г. вспыхнула всеобщая забастовка, поводом к которой послужило убийство социалиста-пропагандиста. Рабочие по всей Бельгии требовали повышения заработной платы, оплачиваемого отпуска, 40-часовой недели. Правительство удовлетворило требования рабочих, а также пошло на реорганизацию сектора кредитования и национализацию предприятий оборонной промышленности и энергосистемы. В 1938 г. правительство, в состав которого вошли социалисты, возглавил П.-А. Спаак, был взят курс на т. н. авторитарную демократию, однако принятые им меры не имели успеха. Уже через год новое правительство сформировали католики под руководством Ю. Пьерло (1939–1945).
Несмотря на стабилизацию экономики, Бельгия в целом не достигла показателей довоенных лет, хотя вплоть до начала 1940-х гг. сохраняла позиции одного из ведущих экспортёров стали, некоторых видов машиностроения и вооружений.
В 1921 г. был принят закон, регулировавший вопрос использования фламандского языка в административной и судопроизводственной системах. Однако в отношении высшего образования изменений не произошло. Это спровоцировало новую волну недовольства фламандцев, а также способствовало всплеску фламандизации в социальной, научной, экономической жизни, подъёму национального сознания, культурной активности фламандцев. Была образована Католическая фламандская лига, призванная сплотить фламандцев внутри католических союзов. В ответ на активизацию фламандского национального движения в начале 20 в. оформилось валлонское национальное движение, вдохновителем которого в 1912 г. выступил написавший открытое письмо Альберту I о необходимости конфедеративного разделения Бельгии на Валлонию и Фландрию социалист Ж. Дестре.
В 1922–1928 гг. обострение национально-лингвистических противоречий привело к принятию новых законов, в том числе в 1930 г. обучение в Гентском университете было переведено на фламандский язык. В последующие годы произошла радикализация фламандского движения. В 1931–1941 гг. существовала националистическая партия Фердинасо (Verbond van Dietsche Nationaal-Solidaristen; Союз фламандских национал-социалистов). В 1933 г. образован ультраправый Фламандский национальный союз под руководством С. Де Клерка, выступивший с призывом создания «Великих Нидерландов». Поддержку Союзу на выборах во Фландрии 1936 г. оказали 13,6 % избирателей. В 1930–1935 гг. под руководством Л. Дегреля сформировалась фашистская организация «Рекс», получившая на всеобщих выборах 1936 г. 21 место в парламенте.
Внешняя политика
После Первой мировой войны Бельгия отказалась от политики нейтралитета (формально отказ закреплён Локарнскими договорами 1925 г., в подписании которых Бельгия приняла участие) и встала на путь сотрудничества с Францией и Великобританией. В 1920 г. вступила в Лигу Наций. Первым председателем её ассамблеи был избран бельгийский политик и дипломат П. Гиманс. 7 сентября 1920 г. Бельгия подписала военное соглашение с Францией, имевшее секретные статьи, в 1920 – начале 1930-х гг. безуспешно пыталась привлечь к соглашению Великобританию, рассчитывая на двойную гарантию в случае нового военного конфликта, инициируемого Германией. В 1923 г. Бельгия приняла участие в оккупации Рурской области. Решение об оккупации Рура было продиктовано экономическими и политическими причинами – боязнью оказаться в зависимости от Франции и стремлением вложить прибыль от эксплуатации германских земель в ослабленную бельгийскую экономику. Несмотря на схожесть интересов Бельгии и Франции в рейнских землях, между дипломатиями этих стран существовали определённые разногласия по вопросу осуществления своей политики. Бельгия выступала против предложенного Францией продления срока оккупации и против проекта маршала Фоша об отторжении территорий правого берега Рейна от Германии. В годы Первой мировой войны и на Парижской мирной конференции Бельгия рассчитывала добиться присоединения Люксембурга, однако великие державы, в частности Франция, не поддержали эту инициативу. В 1921 г. Бельгия и Люксембург заключили экономический союз. 3 апреля 1925 г. Нидерланды и Бельгия подписали соглашение о пересмотре Лондонских договоров 1839 г. Обе стороны признавали отмену статей Лондонского договора (ст. 7 о нейтралитете Бельгии и ст. 14 о рассмотрении Антверпена исключительно как торгового порта). В 1932 г. было подписано таможенное соглашение с Нидерландами. 31 мая 1930 г. в Бельгии было начато строительство канала Альберта, который должен был проходить в обход Маастрихта с тем, чтобы установить прямое сообщение льежского угольного бассейна с Антверпеном. Протяжённость канала составила 130 км, работы были завершены в 1939 г. в канун Второй мировой войны. 27 августа 1928 г. Бельгия в числе 15 государств подписала пакт об отказе от войны как инструмента внешней политики (Пакт Келлога – Бриана).
Обострение международной напряжённости, связанное с выходом Германии из Лиги Наций, вводом германских войск в демилитаризованную Рейнскую область, привели к повороту во внешней политике Бельгии в сторону т. н. политики независимости, подразумевавшей расторжение военного соглашения с Францией, а также отказ от участия в блоках. В конце 1930-х гг. была разработана реформа, увеличившая срок военной службы, а также началось строительство новых укреплений на востоке страны. В преддверии войны по инициативе Леопольда III (взошёл на престол в 1934) в 1939 г. в Брюсселе прошла международная мирная конференция, в ходе которой была выработана совместная декларация глав нейтральных стран – Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Нидерландов, Бельгии и Люксембурга – о необходимости способствовать установлению мирного диалога. В сентябре 1939 г. король Леопольд III объявил о нейтралитете Бельгии. Декларированный нейтралитет стал логическим завершением «политики независимости», объявленной в 1936 г.
Бельгия в годы Второй мировой войны
10 мая 1940 г. войска Германии вторглись на территорию Бельгии. Армия под командованием короля Леопольда III не сдержала их натиска. 25 мая Леопольд III на встрече с правительством отказался принять точку зрения министров о необходимости обращения за помощью к Франции и Великобритании. 28 мая он подписал акт о капитуляции и сдался германским властям. 6 июня 1940 г. король и его семья были интернированы немцами в Брюсселе, в июне 1944 г. вывезены в Люксембург, затем депортированы в Германию (крепость Хирштейн около Дрездена). Великобритания признала отказавшееся принять акт о капитуляции и эмигрировавшее в Лондон правительство Ю. Пьерло. Бельгийские солдаты участвовали в сражениях в составе британской армии, союзники получили право использования для военных нужд сырьевой базы Бельгийского Конго.
Бельгийские округа Эйпен, Мальмеди и Сен-Вит согласно декрету А. Гитлера от 18 мая 1940 г. были присоединены к Германии. Оставшаяся территория Бельгии была подчинена военной администрации во главе с генералом А. фон Фалькенхаузеном и группенфюрером СС Э. Редером. В июле 1944 г. Бельгия перешла в управление гражданской нацистской администрации – рейхскомиссариата оккупированных территорий Бельгии и Северной Франции. В оккупированной Бельгии развернулось движение Сопротивления, в котором участвовали 2,4 % населения. 65 % граждан были вынуждены работать на военную промышленность, до 200 тыс. работоспособного населения были депортированы в Германию. В Бельгии была запрещена свобода слова, введена цензура, запрет на созыв парламента и партий. Преследованиям подверглись евреи, в 1942 г. начались их массовые депортации в концентрационные лагеря, из арестованных 30 тыс. спасти, в том числе через неофициальное посредничество королевы Елизаветы, удалось только 1800 человек. В ряде случаев наблюдалось сближение промышленников и рабочих, многие владельцы предприятий отстаивали позиции рабочих, тайно поддерживали Сопротивление.
С коллаборационизмом было связано 0,64 % населения. Экономический коллаборационизм в первую очередь коснулся производства оружия, обмундирования и продукции, используемой для военных нужд. Сотрудничали с оккупационными властями и принимали участие в военных действиях в составе германской армии фламандские и валлонские националисты (дивизии СС «Валлония», «Фламандский легион»). Провозглашение оккупационными властями «фламандской политики» позволило националистам под руководством С. Де Клерка взять в руки управление в коммунах Фландрии. Гибель С. Де Клерка в 1942 г. постепенно ослабила движение, к 1944 г. положение фламингантов значительно ослабло.
В июне 1944 г. союзники высадились в Нормандии, 3–4 сентября был взят Брюссель. Король Леопольд III был освобождён 7 мая 1945 г., однако не вернулся на родину. В отсутствие короля 20 сентября парламент избрал регентом брата Леопольда III – принца Шарля.
Бельгия в середине – 2-й половине 20 в.
Послевоенные годы
Вопрос о доверии королю, подписавшему акт о капитуляции, стал предметом политических волнений, продлившихся до 1950 г., когда был проведён общенациональный референдум, 57,68 % населения высказалось за возвращение короля на трон. 22 июля 1950 г. Леопольд III вернулся в Бельгию, однако, учитывая настроения граждан, принял решение 16 июля 1951 г. отречься от престола в пользу сына – Бодуэна I.
В послевоенные годы первоочередным стал вопрос о наказании за коллаборационизм. Было осуждено 53 тыс. человек, около 20 тыс. лишено гражданских прав, вынесено 2900 смертных приговоров, из них 242 приведены в исполнение.
В 1943 г. между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом было подписано валютное соглашение. В 1944 г. принято решение о создании таможенного объединения Бенилюкс, на основе которого в 1958–1960 гг. сформировался экономический союз трёх государств. В 1945 г. Бельгия вступила в ООН, председателем её 1-й Генеральной Ассамблеи в январе 1946 г. был избран П. А. Спаак. Бельгия взяла курс на интеграцию в систему западноевропейского и атлантического экономического, политического и военного союзов, осуществив переход от «политики независимости» к «политике взаимозависимости». В 1947 г. Бельгия согласилась принять участие в плане Маршалла. В 1948 г. подписала Брюссельский пакт, ставший основой образованного в 1955 г. Западноевропейского союза. В 1949 г. вошла в Совет Европы и НАТО. В 1951 г. Бельгия выступила одним из учредителей Европейского объединения угля и стали, в 1957 г. – Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии. В Брюсселе расположились штаб-квартиры большинства общеевропейских организаций.
В 1946 г. первые послевоенные выборы отразили лидерство христианских демократов (представителей Социально-христианской партии, преемницы Католической партии; 92 кресла), 69 мест получили социалисты, 23 – коммунисты, 17 – либералы. Однако в период 1945–1949 гг. коалиционное правительство формировали социалисты (А. Ван Акер, П. А. Спаак, К. Гюисманс). 19 марта 1947 г. коммунисты вышли из состава правительства в ответ на присоединение Бельгии к плану Маршалла. В марте 1947 г. П.-А. Спаак сформировал коалиционное правительство из социалистов и католиков (1947–1949). В 1948 г. был принят закон о предоставлении избирательного права женщинам, а также закон, регулирующий трудовые отношения (создание консультативных органов, включающих руководство и синдикаты: Центрального экономического совета и Профессиональных советов).
С 1949 по 1999 гг. (за исключением 1954–1958 и 1973–1974) во главе большинства кабинетов стояли христианские демократы. Политический консенсус между либералами, социалистами и христианскими демократами сохранялся и в отношении послевоенной внешней политики.
Бельгия вышла из Второй мировой войны ослабленной, хотя и сохранила в значительной степени хозяйственный капитал. Немалое значение имели средства американских и канадских кредитов, полученные согласно плану Маршалла, а также доход от добычи полезных ископаемых колоний. Со 2-й половины 1950-х гг. начался процесс индустриализации фламандских областей, в которых были размещены современные предприятия перерабатывающей промышленности, в то время как в валлонском регионе происходило закрытие архаичных убыточных предприятий, связанное со вступлением Бельгии в Европейское объединение угля и стали, означавшим сокращение там добычи угля. Этот процесс вызвал рост безработицы.
После Второй мировой войны в связи с подъёмом национально-освободительного движения в колониях правительство Бельгии в 1954 г. разработало план поэтапного предоставления автономии Бельгийскому Конго при сохранении зависимости от метрополии. План был отвергнут конголезцами. В обстановке, близкой к колониальной войне, правительство в 1960 г. предоставило независимость Конго, в 1962 г. – Руанде-Урунди.
Потеря Конго вызвала глубокий структурный кризис. Правительство либералов и христианских демократов в 1960–1961 гг. утвердило программу жёсткой экономии, следствием которой стали всеобщая забастовка (в декабре 1960 – январе 1961), отставка правительства и внеочередные выборы в парламент.
Политическое и экономическое развитие с середины 1950-х гг.
С середины 1950-х гг. экономический подъём во фламандском регионе способствовал нарастанию национально-лингвистических противоречий между фламандцами и валлонами. В 1954 г. была образована правоцентристская партия Народный союз (флам. Volksunie), выдвигавшая требования закрепления языковых границ на территории Бельгии и фламандизации всех сфер жизни фламандских областей. В 1965 г. образован Демократический фронт, в 1968 г. – Валлонское объединение, выступавшие за защиту интересов франкоязычных граждан вплоть до предоставления самостоятельности Валлонии. Усилились центробежные тенденции и внутри традиционных партий, приведшие к фактическому обособлению друг от друга фламандских и валлонских групп. Угроза перерастания национально-лингвистических противоречий в межнациональный конфликт и, как следствие, возможность распада государства вынудила правящие круги начать преобразования, направленные на федерализацию государства.
В августе 1963 г. был принят закон о пересмотре границ распространения французского, фламандского и немецкого языков, закреплён двуязычный статус Брюсселя. В 1965 г. принят закон о пропорциональном представительстве членов парламента, фламандцев и валлонов, в соответствии с численностью населения общин. В декабре 1970 г. началась 1-я государственная реформа, направленная на наделение новых создаваемых субъектов государства особыми полномочиями. В 1977 г. был разработан проект федерализации Бельгии. Проект не был принят, спровоцировал падение правительства, раскол Бельгийской социалистической партии и реорганизацию фламандских партий, однако его важные положения были осуществлены позднее.
В 1980 г. была осуществлена 2-я государственная реформа, в Бельгии были созданы Фламандское, Франкоязычное и Немецкоязычное сообщества, каждое из которых имело свой парламент и правительство. Также образованы Фламандский и Валлонский регионы, каждый со своим правительством (Советом) и парламентом. В 1988–1989 гг. была проведена 3-я государственная реформа, в ходе которой статус региона получил Брюссель (Брюссельский столичный регион). Процесс государственного переустройства проходил в период, когда коалиционные правительства возглавляли лидеры христианских демократов В. Мартенс (премьер-министр в 1979–1981, 1981–1992), Ж.-Л. Дехане (премьер-министр в 1992–1999).
В феврале 1994 г. по результатам 4-й государственной реформы королём Альбертом II в Конституцию Бельгии были внесены серьёзные поправки. Бельгия стала федеративным государством, разделённым на 3 административных региона (Фландрия, Валлония, Брюссельский столичный регион), 4 лингвистических региона [Фламандский, Валлонский, Немецкий и двуязычный (французско-нидерландский) Брюссельский регион], 3 культурно-лингвистических сообщества (фламандское, французское, немецкоязычное). Регионы и сообщества получили право на создание собственных законодательных (парламент) и исполнительных (правительство) органов власти, а также на автономию в решении ряда вопросов. В 2001 г. была проведена 5-я государственная реформа, зафиксировавшая передачу ряда компетенций из федерального ведения регионам и сообществам.
Обострение противоречий, выразившееся в том числе в конфликтах в высших образовательных заведениях, привело к окончательному размежеванию ведущих политических партий Бельгии по национально-лингвистическому принципу. В 1968 г. Социально-христианская партия раскололась на валлонскую Социально-христианскую партию [с 2002 Демократический гуманистический центр, с 2022 партия «Вовлечённые» (франц. Les engagées)] и фламандскую Христианскую народную партию (преобразована в 2001 в партию «Христианские демократы и фламандцы»). Либеральный лагерь разделился в 1971–1972 гг. на валлонскую Партию либеральных реформаторов (с 2002 партия Реформаторское движение) и фламандскую Партию свободы и прогресса (с 2007 партия «Открытые фламандские либералы и демократы»). Бельгийская социалистическая партия в 1978 г. раскололась по языковому принципу на фламандскую Социалистическую партию (с 2021 партия «Вперёд») и валлонскую Социалистическую партию. В начале 1980-х гг. на политическую арену вышли экологические партии – валлонская Эколо (образована в 1980) и фламандская «Агалев» (1982; c 2012 – Грун, Groen). Наблюдалось усиление праворадикальных тенденций. В 1978 г. был сформирован Фламандский блок, в Валлонском регионе – Национальный фронт, Партия валлонов и др. В 2003 г. Фламандский блок добился успехов, получив 11,6 % голосов на федеральных выборах в палату представителей.
В мае 2000 г. правительство приняло решение провести расследование отдельных аспектов колониальной политики, создав парламентскую комиссию по изучению обстоятельств гибели П. Лумумбы. В 2002 г. правительство принесло официальные извинения за причастность к инциденту. В июне 2001 г. к длительным срокам заключения была приговорена группа лиц, имевших непосредственное отношение к организации геноцида в Руанде в 1994 г.
Бельгия в 21 в.
В 2006 г. парламент Бельгии ратифицировал Конституцию Европейского союза. После парламентских выборов 2007 г. начался длительный политический кризис, вызванный разногласиями между фламандскими и валлонскими политическими силами по вопросам конституционной реформы. Противоречия не позволяли сформировать коалиционное правительство, в течение 194 дней его функции осуществлял временный кабинет бывшего премьера Г. Верхофстадта (у власти с 1999). Новое правительство было сформировано только в марте 2008 г. представителем фламандских христианских демократов И. Летермом. Однако в декабре 2008 г. оно подало в отставку в связи с обвинениями в оказании давления на юридический процесс, связанный с продажей финансовой группы Fortis.
Альберт II поручил формирование нового кабинета Х. Ван Ромпёю. В декабре 2009 г. Ромпёй покинул этот пост, чтобы занять должность президента Европейского совета. Бельгийский кабинет министров вновь возглавил Летерм. Отсутствие консенсуса между фламандскими и валлонскими политиками по вопросу о разделении двуязычного избирательного округа Брюссель-Халле-Вилворде спровоцировало глубокий правительственный кризис. В апреле 2010 г. правительство Летерма подало в отставку, в июне 2010 г. прошли досрочные парламентские выборы. Тем не менее кризис не был преодолён, новое правительство начало работу только спустя 541 день, в декабре 2011 г. Его главой впервые за почти 40 лет стал представитель франкофонного сообщества, социалист Э. Ди Рупо. В 2010 г. вступило в силу новое соглашение о Бенилюксе, продлившее деятельность союза до середины 21 в. В июле 2012 г. парламент Бельгии проголосовал за разделение электорального и судебного округа Брюссель-Халле-Вилворде по лингвистическому принципу. На протяжении 2012 г. фламандские политические силы выступали с критикой правительства по вопросам экономической политики и государственной реформы. Острые противоречия также проявились при обсуждении проекта бюджета на 2013 г. В 2012 г. произошли аварии на атомных электростанциях в Дуле и Тианже, увеличившие количество сторонников отказа от использования атомных электростанций.
В октябре 2012 г. в Бельгии прошли региональные выборы, продемонстрировавшие рост радикальных настроений. Националистическая партия Фландрии «Новый фламандский альянс» набрала в некоторых регионах до 40 % голосов. 21 июля 2013 г. король Альберт II отрёкся от престола, трон занял его сын Филипп. В январе 2014 г. вступил в силу закон о проведении 6-й государственной реформы, согласно которой были внесены изменения в систему финансирования регионов, коммунам и регионам переданы некоторые компетенции федерального уровня (здравоохранение, трудоустройство, дорожная полиция, ипотечное кредитование, детские пособия и др.). Реформа также коснулась структуры парламента Бельгии и порядка выборов в палату представителей, которые отныне проходят каждые 5 лет, одновременно с региональными и общеевропейскими выборами.
На парламентских выборах в мае 2014 г. победу одержала партия «Новый фламандский альянс», получившая 33 места в палате представителей, на втором месте оказалась франкоязычная Социалистическая партия (23 места). В 2014 г. король Филипп назначил лидера партии Реформаторское движение Ш. Мишеля информатором, а затем форматором правительства совместно с К. Петерсом. Впервые в октябре 2014 г. в коалиционное правительство правых и правоцентристов (партии Реформаторское движение, «Открытые фламандские либералы и демократы», «Христианские демократы и фламандцы») вошли националисты («Новый фламандский альянс»); франкофонная партия Реформаторское движение получила только треть министерств. По результатам выборов в Европейский парламент в 2014 г. представители бельгийских партий получили 21 место. В условиях возрастания террористической угрозы в ноябре – декабре 2015 г. в Бельгии были введены меры повышенной безопасности. 16 марта 2016 г. в Брюсселе арестован подозреваемый в причастности к организации атак в Париже (13 ноября 2015) С. Абдеслам. 22 марта 2016 г. совершены террористические акты в Брюссельском аэропорту в коммуне Завентем и на станции метро «Малбек», погибли 32 человека, более 300 пострадали.
8 декабря 2018 г. о выходе из коалиционного правительства объявила самая представительная партия бельгийского парламента – «Новый фламандский альянс». Правительство было переформировано; в его составе остались либералы и социал-демократы. 18 декабря 2018 г. под угрозой вотума недоверия со стороны обеих социалистических партий Бельгии и партии Эколо Ш. Мишель подал в отставку. До 2020 г. Бельгия переживала период внутриполитической нестабильности, вызванный сложностями формирования правительства. Правительство большинства было сформировано только 30 сентября 2020 г. под председательством А. Де Кро. В его состав вошли представители обеих социалистических партий, обеих «зелёных» партий, партии «Христианские демократы и фламандцы», фламандские либерал-демократы, валлонские либералы.
В 2020 г. бельгийский король Филипп впервые официально выразил сожаление королевской семьи в связи с актами насилия и жестокости, совершенными в годы колонизации Бельгией Конго, признав ответственность монархии и подчёркивая готовность политиков начать глубокое изучение вопроса. В июне 2022 г. король Филипп посетил Демократическую Республику Конго по приглашению президента республики Ф. Чисекеди.
Российско-бельгийские отношения
Дипломатические отношения между Российской империей и Бельгией установлены в 1853 г. Период 2-й половины 19 – начала 20 вв. отмечен активным взаимодействием в различных сферах. Бельгию посетили многие видные деятели русской общественной жизни и культуры: А. И. Герцен, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, И. С. Тургенев, П. Л. Лавров, Л. Н. Толстой, изучавший бельгийскую систему образования. В университетах Антверпена, Гента, Льежа и Брюсселя училось множество русских студентов.
Во 2-й половине 19 в. в Бельгии выступали известные русские музыканты – А. С. Даргомыжский (1864), Ц. А. Кюи (1881), А. Г. Рубинштейн (1884), А. П. Бородин (1885), Н. А. Римский-Корсаков (1890), А. Н. Скрябин (1896 и 1908). Благодаря Императорскому Русскому музыкальному обществу бельгийские музыканты также часто выступали в Российской империи.
В 1850 и 1858 гг. были подписаны договоры с Российской империей о торговле и навигации. В 1895–1914 гг. Бельгия инвестировала бо́льшую часть всех своих иностранных капиталовложений в предприятия в Российской империи (транспорт, производство строительных материалов, металлургия и металлообработка, производство стёкол и керамики, угледобыча, электротехническая, деревообрабатывающая промышленность, ювелирные изделия, химическое производство, судостроение, добыча и переработка нефти). В 1880 г. для работы в Бельгии зарегистрировано «Акционерное общество одесских конно-железных дорог», аналогичные предприятия были открыты в Варшаве, Владикавказе, Москве, Ростове-на-Дону, Харькове и Тбилиси. В 1886 г. основано совместное российско-бельгийское Южнорусское Днепровское металлургическое общество, чьи производства были размещены на юге Российской империи и в Варшаве (построили 190 пароходов, 17 судов для военного и торгового флота). В 1894 г. образовано предприятие «Бельгийское общество по разработке угля "Алмазная"» в Юзовке (ныне – Донецк), в 1895 г. – «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве» (создано совместно бельгийской компанией «Кокериль» и французским «Металлургическим обществом Эзо»). По разным оценкам, в начале 20 в. в России проживало до 22 тыс. рабочих и служащих из Бельгии. Россия поставляла в Бельгию зерно, из Бельгии в Россию ввозили промышленное оборудование.
Особую роль во взаимоотношении двух стран сыграли Всемирные выставки, проходившие в Антверпене в 1885 и 1894 гг. Участие Российской империи в них позволило упрочить экономические связи. К 1900 г. Бельгия стала крупнейшим зарубежным инвестором в Российской империи, опередив Францию, Великобританию и Германию (объём капиталовложений составил 831 млн золотых франков), опережая крупные индустриальные державы (Франция – 692 млн, Германия – 261 млн). С 1880 по 1900 гг. в России функционировало 147 предприятий, в которых присутствовал бельгийский капитал на сумму порядка 500 млн франков.
В 1917 г. дипломатические отношения между странами были прерваны. В 1920 г. Министерство иностранных дел Бельгии официально заявило о возобновлении торговых и финансовых отношений с Советской Россией. Бельгия признала СССР в 1935 г. 18 апреля 1943 г. между странами подписано соглашение о преобразовании дипломатических миссий в посольства на основе взаимности.
В декабре 1993 г. между Бельгией и Россией подписан Договор о согласии и сотрудничестве (вступил в силу в январе 1998). Бельгийско-люксембургская торговая палата для России и Беларуси действует на основе бессрочного договора 2008 г. Ежегодно она организовывала не менее двух бизнес-миссий в Россию, принимала участие в приёме российских предпринимателей в Бенилюксе, проводила в Бельгии конференции, семинары, деловые встречи. С началом Специальной военной операции России на Украине (февраль 2022) интенсивность её деятельности сократилась.
До февраля 2022 г. политические контакты руководства РФ и Бельгии носили регулярный характер. С официальными визитами Бельгию посещали президенты РФ Б. Н. Ельцин (1993), В. В. Путин (2001, 2005), Д. А. Медведев (2010). В 2018 г. Россию посетили король Бельгии Альберт II, наследный принц Филипп и премьер-министр Бельгии Ш. Мишель.
С началом Специальной военной операции Бельгия присоединилась к антироссийским санкциям, бельгийское правительство оказывает финансовую и военно-техническую поддержку властям Украины. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. Бельгия в числе прочих стран Евросоюза внесена в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации недружественные действия.