Инквизиция
Инквизи́ция (от лат. inquisitio – расследование, следствие), в 13–19 вв. в практике католической церкви система судебного преследования тяжких преступлений против веры, в первую очередь ереси и ведовства.
Возникновение инквизиции
Предпосылкой появления инквизиции стало активное распространение манихейских ересей в Западной Европе в 10–12 вв. В основе инквизиции лежит судебный инквизиционный процесс, воспринятый каноническим правом на рубеже 12–13 вв. В период Альбигойских войн инквизиционный процесс начал применяться для преследования еретиков папскими делегированными судьями, которые назначались в помощь местным церковным властям. Во 2-й четверти 13–14 вв. в церковном и светском праве была создана законодательная база для преследования ереси и сформирована судебная система преследования еретиков. Ересь, а в 14 в. и ведовство были приравнены к государственной измене. Судьи-инквизиторы (ими были преимущественно доминиканцы и францисканцы) назначались папой Римским в церковные провинции и не подчинялись в своей деятельности местным церковным и светским властям, но должны были сотрудничать с ними. Дела о ереси и других тяжких преступлениях против веры и Церкви перешли из епископских судов в их ведение.
Деятельность инквизиции
Практика инквизиции подробно описана в трактатах инквизиторов классического и позднего Средневековья – Бернара Ги (1314–1316), Николая Эймерика (1376) и др. Дознание начиналось на основе слухов или доноса, часто носило тайный характер. Целью было раскаяние обвиняемого и спасение его души, т. е. признание им своих преступлений; для получения признания использовались пытки, возможности защиты для обвиняемого были очень ограниченны. После вынесения приговора подсудимый передавался светским властям и подвергался наказанию в соответствии со светскими законами страны проживания (сожжение, повешение, четвертование, пожизненное заключение и др.), его имущество конфисковывалось. Казни еретиков и обвинённых в ведовстве носили публичный характер, часто сопровождались пышными церемониями.
Расцвет деятельности инквизиции в Западной Европе приходится на 13–16 вв.; особенное развитие этот институт приобрёл на Пиренейском п-ове в конце 15–18 вв. (окончательно упразднён лишь в 1834), где стал инструментом государственной политики. Протестантскими полемистами позднего Средневековья был создан негативный образ инквизиции, широко распространившийся в историографии, общественном сознании и в художественной литературе; выражение «испанская инквизиция» стало нарицательным.
В период Контрреформации при Римской курии была учреждена Римская инквизиция – «Святая конгрегация» (или «Святой трибунал»), регламентировавшая деятельность инквизиции католической церкви (в 1542–1908 – Sacra Congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu sancti officii). Заменившая её Конгрегация святого оффиция (Священная канцелярия) в 1965 г. была преобразована в Конгрегацию вероучения. В 2000 г. папа Римский Иоанн Павел II (1978–2005) и префект Конгрегации вероучения принесли покаяние за грехи, совершённые во время деятельности инквизиции в средние века и в Новое время.