Бакунин Михаил Александрович
Баку́нин Михаи́л Алекса́ндрович [18(30).5.1814, село Премухино (Прямухино) Новоторжского уезда Тверской губернии, ныне Кувшиновского района Тверской области – 1.7.1876, Берн, Швейцария], российский философ, публицист, деятель революционного движения, один из идеологов анархизма и народничества. Дворянин. Из рода Бакуниных.
Учился в Михайловском артиллерийском училище в Санкт-Петербурге (1828–1834), служил в артиллерийских частях в Минской и Гродненской губерниях.
С 1835 г. в отставке, поселился в Москве. Член литературно-философского кружка своего друга Н. В. Станкевича; тогда же сблизился с В. Г. Белинским, читал труды И. Канта, И. Фихте, с 1837 г. изучал работы Г. В. Ф. Гегеля, пропагандировал его идеи.
В 1840 г. выехал в Германию, слушал лекции Ф. Шеллинга в Берлинском университете. В 1842 г. переехал в Дрезден, где опубликовал (под псевдонимом Жюль Элизар) статью «Реакция в Германии». В частности, в ней он писал, что воспринимает основной лозунг революции «Свобода! Равенство! Братство!» как «полное уничтожение существующего политического и социального строя» (Бакунин М. А. Собрание сочинений и писем. Т. 3. Москва, 1935. С. 145). В 1843 г., находясь в Швейцарии, познакомился с немецким философом-утопистом В. Вейтлингом и его теорией социализма. В начале 1844 г. российское правительство, получив доклад о связях Бакунина с немецкими и швейцарскими радикалами, потребовало от него вернуться в Российскую империю; после того как он отказался выполнить это требование, решением Сената заочно приговорён к ссылке в Сибирь, лишён дворянского достоинства и прав состояния. Поселился в Париже, сблизился с П.-Ж. Прудоном, П. Леру, Э. Кабе, познакомился с К. Марксом, установил контакты с И. Лелевелем и другими польскими эмигрантами, с помощью которых надеялся организовать революционные выступления в России. В конце 1847 г. по требованию российского правительства выслан за пределы Франции.
С середины 1840-х гг. неоднократно выступал за революционное разрешение славянского вопроса, создание федерации славянских народов. В 1848 г. участвовал в работе Славянского съезда в Праге. Один из руководителей Пражского восстания 1848 г. и восстания в Дрездене 1849 г. (во время Революции 1848–1849 в Германии); арестован, приговорён к смертной казни, после замены приговора пожизненным заключением передан австрийским властям, в 1851 г. приговорён судом Австрийской империи к смертной казни, заменённую на пожизненное заключение.
Выдан Российской империи. Содержался в Петропавловской крепости, где по требованию императора Николая I написал «Исповедь» (должна была свидетельствовать о раскаянии Бакунина), в которой рассказал о своём участии в революционных событиях в Европе. В 1854 г. переведён в Шлиссельбургскую крепость; в 1857 г. повелением императора Александра II сослан в Сибирь, жил в Томске, с 1859 г. в Иркутске, установил нелегальную переписку с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым.
В 1861 г. бежал через Японию и США в Лондон. Сотрудничал в газете «Колокол», установил связи с обществом «Земля и воля» 1860-х гг. Активно поддержал Польское восстание 1863–1864 гг., участвовал в неудачной попытке экспедиции на пароходе в Курляндскую губернию для помощи повстанцам. В 1864–1867 гг. жил в Италии, затем – в Швейцарии. В 1868 г. вступил в Первый интернационал (Женевская секция). В середине 1860-х гг. окончательно оформилась концепция анархизма Бакунина. Отрицая любую форму государственной власти, он считал, что общество должно быть организовано «снизу вверх» (в виде федерации самоуправляющихся общин, артелей, ассоциаций, областей, народов); рассматривал будущее общество как торжество свободы, при которой возможно наиболее полное развитие всех человеческих способностей. В 1864–1865 гг. создал тайное общество «Интернациональное братство», в 1868 г. – анархическую организацию «Международный альянс социалистической демократии» (вошла в состав Интернационала). В 1869 г. Бакунин вместе с С. Г. Нечаевым и Огарёвым организовал доставку в Россию агитационных брошюр. В 1870 г. разошёлся с Нечаевым, в том числе в вопросе о методах революционной борьбы, сформулированных в «Катехизисе революционера» (Бакунин считал их нереализуемыми, даже больше – утопическими и «полицейско-иезуитскими»; ещё одной причиной разрыва стали склонность Нечаева к мистификациям, обман, похищение частной переписки Бакунина и его знакомых). В 1870 г. пытался поднять вооружённое восстание в Лионе, в 1874 г. участвовал в выступлении анархистов в Болонье.
Растущее влияние Бакунина и его сторонников в Интернационале вызвало резкое противодействие со стороны К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1872 г. его исключили из организации по обвинению в тайной деятельности внутри Интернационала, а также за личный проступок (руководство организации обвинило Бакунина в том, что он не осуществил перевод «Капитала» Маркса на русский язык и истратил полученный за него аванс). В ответ Бакунин написал книгу «Государственность и анархия» (1873), в которой подверг критике модель «государственного социализма» (сохранение государства и его аппарата принуждения). Считал русского крестьянина «прирождённым социалистом», а общинное землевладение – основой будущего социалистического устройства. Полагал, что «ничего не стоит поднять любую деревню» (Бакунин М. А. Полное собрание сочинений. Санкт-Петербург, 1907. Т. 2. С. 260). Под его влиянием оформилось т. н. бунтарское направление в народничестве, выразившееся в «летучей пропаганде» в российской деревне – в одном из направлений движения «хождения в народ».
Скончался в Берне, в больнице для чернорабочих, куда был помещён по собственному настоянию.
Похоронен на Бремгартенском кладбище в Берне.
Идеи Бакунина нашли отражение в программах и деятельности ряда народнических кружков последней трети 19 в., российских анархических организаций 1900–1920-х и 1980–1990-х гг., а также в выступлениях европейских радикалов в 1968 г. и современном движении антиглобалистов.