Избирательный округ Брюссель-Халле-Вилворде
Избирательный округ Брюссель-Халле-Вилворде (Б-Х-В; нидерл. Brussel-Halle-Vilvoorde, франц. Bruxelles-Hal-Vilvorde). Бывший избирательный округ, включавший в себя столицу Бельгии и её пригороды (19 коммун административного Брюссельского столичного округа и 35 коммун административного округа Халле-Вилворде), был предметом многочисленных споров между двумя бельгийскими этнолингвистическими сообществами.
В избирательный округ Б-Х-В были объединены коммуны, до 1960-х гг. входившие в состав административного Брюссельского округа (образован в 1800). По этнолингвистическому составу избирательный округ являлся двуязычным. В 1963 г. в ходе создания лингвистической границы часть избирательного округа Б-Х-В оказалась в двуязычном регионе Брюсселя, часть – в нидерландоязычном регионе. В том же году административный округ Брюсселя был разделён на 3 части: двуязычный Брюссельский столичный округ, одноязычный нидерландский округ Халле-Вилворде и федерацию периферических коммун Брюсселя, состоящую из 6 коммун, в которых проживает 80 % франкоговорящих валлонов (Веммел, Крайнем, Везембек-Оппем, Линкебек, Дрогенбос и Синт-Генесиус-Роде). В 1971 г. 6 периферических коммун были присоединены к административному округу Халле-Вилворде, однако жители этих коммун получили право пользоваться «лингвистическими уступками», т. е. использовать французский язык при обращении в административные органы (правило «лингвистических уступок» предполагает, что администрация осуществляет внутренние коммуникации на фламандском языке, но использует два языка для общения с населением).
В 1980-е гг. Бельгия была разделена на регионы, статус которых в 1980 г. получили Фландрия и Валлония, в 1989 г. был образован Брюссельский столичный регион. В результате дальнейшего административного реформирования в 1995 г. провинция Брабант была разделена на провинции Валлонский Брабант (вошла в состав Валлонского региона) и Фламандский Брабант (в составе Фламандского региона). При этом избирательный округ Б-Х-В охватывал коммуны, административно относящиеся и к Брюссельскому столичному региону, и к Фламандскому региону. По инициативе фламандских партий вопрос об электоральной принадлежности округа Б-Х-В был вынесен на рассмотрение Комиссии по внутренним делам Палаты представителей, было принято решение об обязанности франкоязычных граждан голосовать только за фламандские партии. Кроме того, утверждение кандидатур франкоязычных мэров 6 франкоязычных периферийных коммун оставалось в компетенции властей Фламандского региона, что вызывало протесты франкоязычных избирателей.
Очередная административная реформа 2002 г., согласно которой избирательные округа Фламандского региона были вписаны в границы провинций региона, лишь усугубила проблему, т. к. она не коснулась провинции Фламандский Брабант. Избирательный округ Б-Х-В остался единственным округом во Фландрии, чьи границы не соответствовали границам провинций региона (избирательные округа Валлонского региона, напротив, соответствуют границам административных округов внутри валлонских провинций). Ввиду того, что округ был двуязычным, складывалась ситуация, когда валлоны, проживающие на территории этого округа, могли голосовать за франкоговорящих депутатов как Брюсселя, так и Фламандского региона, а кроме того, и за депутатов других валлонских провинций. Однако при этом оставалось незыблемым правило, что фламандцы, проживающие в валлонских провинциях, не могли голосовать за депутатов из списков Фламандского сообщества. Сложившееся положение вещей не устраивало фламандское население, которое требовало разделения избирательного округа по примеру административного.
Ввиду многочисленных трений вопрос был передан на рассмотрение Конституционного суда. 26 мая 2003 г. суд постановил, что реформа 2002 г. является антиконституционной и обязал правительство найти решение до федеральных выборов 2007 г. Вопрос о Б-Х-В продолжал быть предметом споров между двумя бельгийскими этнолингвистическими сообществами, повлёк за собой длительный политический кризис 2007–2011 гг. Фламандский парламент потребовал разделения округа по лингвистическому принципу для выборов в бельгийский Сенат и Европарламент. Парламент Французского сообщества, в свою очередь, заблокировал возможность разделения округа, вынеся постановление о конфликте интересов до мая 2008 г., затем формулировкой конфликта интересов воспользовался парламент Брюссельского столичного региона. В 2009 г. решение конфликта вновь было заморожено постановлением о конфликте интересов со стороны Немецкоговорящего сообщества.
К концу 2011 г. сторонам удалось прийти к консенсусу. В июле 2012 г. парламент проголосовал за 6-ю конституционную реформу, один из пунктов которой касался раздела избирательного округа Брюссель-Халле-Вилворде. Таким образом был образован Брюссельский столичный избирательный округ, в который вошли 19 коммун Брюсселя. Халле-Вилворде вошёл наряду с административным округом Лёвена в избирательный округ провинции Фламандский Брабант. В его составе оказалось 35 коммун, жители которых не имеют права голосовать за депутатов в федеральный парламент от Брюсселя, а также 6 льготно-языковых коммун периферии Брюсселя, жители которых сохраняют лингвистические привилегии и могут голосовать либо по спискам округа Фламандский Брабант, либо Брюссельского округа. В то же время франкофоны Брюсселя не могут голосовать за франкофонных кандидатов периферийных коммун. Франкофонные партии Халле-Вилворде должны формировать единый список для выборов в федеральный парламент, так же как и фламандские партии Брюсселя.