Корелли Арканджело
Коре́лли Арка́нджело (Arcangelo Corelli) (17.2.1653, Фузиньяно, Папская область, ныне область Эмилия-Романья – 8.1.1713, Рим), итальянский композитор и скрипач.
Один из крупнейших мастеров эпохи барокко. Музыкальное образование получил в Болонье, в 1670 г. принят в члены Болонской филармонической академии. Около 1675 г. переехал в Рим, не позднее 1679 г. стал придворным музыкантом проживавшей там бывшей королевы Швеции Кристины. Длительное время А. Корелли был ведущей фигурой среди римских музыкантов. Прославился как скрипач-виртуоз, руководил оркестром в многочисленных концертах, при исполнении ораторий в церквах и кардинальских палаццо, на оперных представлениях в римском «Театро Тординона». В 1706 г. принят в академию «Аркадия», в которой состояли многие известные представители искусств того времени. Был знаком с молодым Г. Ф. Генделем, в 1707–1708 гг. принимал участие в исполнении его итальянских ораторий. В числе его покровителей оказались также кардиналы Дж. Б. Памфили и П. Оттобони (благодаря усилиям кардинала Оттобони, бюст Корелли после его смерти был установлен в Пантеоне).
А. Корелли – основатель итальянской скрипичной школы, традиции которой сохранялись до начала 19 в. Среди его учеников – скрипачи и композиторы Ф. Джеминиани, Дж. Б. Сомис, предположительно также П. Локателли. Как композитор внёс существенный вклад в историю европейской музыкальной культуры: во многом благодаря ему свои «классические» очертания приобрели кончерто гроссо, трио-соната, а также соната для скрипки и бассо континуо. При этом стиль его музыки органично сочетает виртуозность с полифонической техникой при общей ясности фактуры.
В творческом наследии А. Корелли – свыше 80 сочинений (в основном для струнных): 54 трио-сонаты, 3 сонаты для четырёх партий (одна из них с участием трубы), 12 сонат для скрипки и бассо континуо, 12 кончерто гроссо, а также увертюра к оратории Дж. Лулье «Святая Беатриче д’Эсте» (1689). Большая их часть (трио-сонаты и сольные сонаты) издана при жизни композитора (5 сборников по 12 сочинений; Рим, 1681–1700), а ставший особенно знаменитым сборник 12 Concerti grossi op. 6 вышел из печати уже посмертно (Амстердам, 1714).
А. Корелли был первым композитором, который достиг общеевропейской известности, сочиняя только инструментальную музыку. Его творчество оказало существенное влияние не только на итальянских композиторов эпохи барокко (А. Вивальди, Т. Альбинони, Ф. М. Верачини), но и на их коллег из других стран (Г. Пёрселл, Ж.-М. Леклер, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман).
На темы Корелли создавали свои произведения И. С. Бах (Фуга для органа BWV 579) и Дж. Тартини [вариации «Искусство смычка» («L’arte del’arco») для скрипки, 1758]. Образ композитора, который уже в 1-й половине 18 в. считался классиком, воссоздан в музыке Ф. Куперена (трио-соната «Парнас, или Апофеоз Корелли», 1724) и Ж.-Ф. Дандриё (пьеса «Корелли» из Второй книги для клавесина, 1728). Тему фолии из известного вариационного цикла Корелли (op. 5 № 12, 1700) положил в основу своего сочинения С. В. Рахманинов («Вариации на тему Корелли» ор. 42, 1931).