Трио-соната
Три́о-сона́та (нем. Triosonate, франц. sonate en trio), жанр инструментальной музыки 17–18 вв. Название – по количеству партий (нотоносцев): 2 сольные партии высокой тесситуры и бас. Сольные партии исполняли чаще скрипки, в начале 17 в. также цинки, виолы да браччо, в конце 17–18 вв. – гобои, флейты. Басовая партия, записанная на одном нотоносце в виде генерал-баса, могла предполагать участие двух инструментов: одноголосного (виолончель, виола да гамба, изредка фагот, тромбон) и «многоголосного» – какого-либо клавишного или лютни (теорбы, китаррона).
Жанр появился в начале 17 в. в Северной Италии, до середины 17 в. существовал под названием canzona, sonata, sinfonia («Sinfonie et Gagliarde» С. Росси, 1607; «Sei sonate per instrumenti a 2, 3, 4» Дж. Чимы, 1610; «Canzone del terzo tuono» M. Нери, 1644). Во 2-й половине 17 – начале 18 вв. произошли типизация и разделение циклов на светскую трио-сонату (итал. sonata da camera; фактически танцевальная сюита, с прелюдией в начале и жигой, гавотом или сарабандой в качестве заключительной 4-й части) и церковную (итал. sonata da chiesa; состояла из обобщённых, без жанровой конкретности, частей, контрастных по размеру, фактуре и темпу, сгруппированных обычно в 2 пары по схеме: медленно – быстро – медленно – быстро). Эти названия появились впервые у Т. Мерулы («Canzoni overo sonate concertate per chiesa e camera», 1637), использовались Б. Марини («Per ogni sorte d’istromento musicale diversi generi di sonate, da chiesa e da camera», 1655), Дж. Легренци («Suonate da chiesa е da camera», op. 2, 1656) и др. Обе разновидности зафиксированы в Музыкальном словаре С. де Броссара (2-е издание 1703).
Классические образцы трио-сонаты – у Дж. Б. Витали, Дж. Торелли, А. Корелли, Г. Пёрселла, Ф. Куперена, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя. Трио-соната распространилась в придворной и церковной музыке; в частности, иногда исполнялась перед частями мессы (Kyrie, Introitus).
Постепенно различия между разновидностями трио-сонаты исчезли, характерный состав частей смешался. Во 2-й трети 18 в. (особенно после смерти И. С. Баха в 1750) сонатный цикл отходит от традиционного вида трио-сонаты и становится новым самостоятельным жанром. Особенно этот переход заметен в творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, Ж.-М. Леклера-старшего, К. Ф. Э. Баха, И. К. Баха, Дж. Тартини.
У композиторов мангеймской школы трио-соната преобразуется в трио (запись на трёх нотоносцах, исполнение камерным либо оркестровым составом: «Оркестровые трио» op. 1, 4, 5, 9 Я. Стамица).