Страсти (жанр)
Стра́сти (пассионы; нем. Passion, от лат. passio – страдание), у католиков и протестантов храмовое действо, основанное на евангельских текстах о Тайной вечере, предательстве Иуды, отречении Петра, страданиях и смерти Христа (см. Страсти Христовы). Как музыкальный жанр (разновидность литургической драмы, приуроченная к Страстной неделе) сформировались в позднем Средневековье.
В 13–14 вв. в рамках католического богослужения текст Страстей мог исполняться «по ролям» священнослужителями (слова евангелиста, прямая речь Иисуса и реплики толпы – turbae). С развитием многоголосия выделились респонсорные (соло – хор) Страсти, в 15 в. появились Страсти в стиле английского дисканта, фобурдона, с cantus firmus в верхнем голосе, позднее – в мотетном (имитационно-полифоническом) стиле.
В конце 15 в. возникли авторские версии респонсорных Страстей («Страсти по Матфею» Р. Дэви из «Итонской хоровой книги»), особенно активно они создавались в 16 – начале 17 вв., причём не только для католического, но и для лютеранского богослужения. Наиболее известные латинские Страсти принадлежат К. де Сермизи («Страсти по Матфею», 1534), О. ди Лассо («Страсти» на тексты каждого из евангелистов, 1575–1582), Т. Л. де Виктории («Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну», оба сочинения 1585).
В мотетных Страстях весь текст озвучивался в виде полифонического многоголосия («Страсти» А. де Лонгеваля, около 1500, на тексты всех четырёх евангелий; ранее приписывались Я. Обрехту). Немецкие респонсорные Страсти восходят к творчеству И. Вальтера (1496–1570), современника и соратника М. Лютера, автора «Страстей по Матфею» и «Страстей по Иоанну» (оба сочинения – около 1530). Вершина немецких респонсорных Страстей – произведения Г. Шютца. Традицию мотетных Страстей в Германии продолжили И. Бурк, Я. Галлус, Л. Лехнер, Б. Резинариус. В ораториальных Страстях (17 в.) евангельский текст был дополнен протестантским хоралом и свободными поэтическими фрагментами (в Италии – мадригальной поэзией).
В ораториальных Страстях старая псалмодия уступила место аффектированному речитативу, оперной арии да капо, вокальным ансамблям, появилось инструментальное сопровождение на основе бассо континуо, а также синфонии и ритурнели, характерные для стиля барокко (в Италии – А. Скарлатти, П. Галло, Ф. Фео, в Германии – Т. Зелле и его последователи К. Флор, С. Тайле, И. Кунау и др.). Расцвет ораториальных Страстей связан прежде всего с немецкой культурой, вершина – «Страсти по Иоанну» (1724) и «Страсти по Матфею» (1727) И. С. Баха – драматургически сложные монументальные композиции.
Паралитургическое ответвление Страстей – т. н. Страстная оратория (текст которой полностью утратил связь с библейским), восходящая к диалогизированной страстной лауде и sepolcro – представлениям, заменявшим в Вене оперные спектакли на Страстной неделе. Популярностью пользовались «Брокес-пассионы» Р. Кайзера (1712), Г. Ф. Генделя (1716) и Г. Ф. Телемана (1716), созданные на либретто Б. Г. Брокеса «За грехи мира замученный и умирающий Иисус», и самая известная в 18 в. оратория «Смерть Иисуса» К. Г. Грауна (1755). Оратории на текст П. Метастазио «Страсти Иисуса Христа» получили распространение в творчестве итальянских композиторов (А. Кальдара, Н. Йоммелли, Дж. Паизиелло и др.).
В 19 в. к жанру Страстной оратории обращались Л. ван Бетховен («Христос на Масличной горе», 1803), Л. Шпор, Ф. Лист, Ш. Гуно. Примеры произведений, написанных в жанре «Страстей» в 20 в., у К. Пендерецкого («Страсти по Луке», 1966), А. Пярта («Страсти по Иоанну», 1982).