Теория аффектов
Тео́рия аффе́ктов (нем. Affektenlehre; от лат. affectus – душевное волнение, страсть), распространённая в 17–18 вв. в Европе музыкально-эстетическая концепция, согласно которой музыка, с одной стороны, призвана возбуждать в человеке определённые эмоциональные состояния (аффекты), а с другой – сама изображает их. Передача конкретных аффектов подразумевала использование типизированных средств музыкальной выразительности. При этом считалось, что музыкальная композиция (либо часть циклического сочинения) не должна выходить за рамки одного аффекта, демонстрируя лишь его оттенки.
Истоки теории аффектов восходят к античной музыкальной эстетике (в частности, к теории этоса). Однако её возникновение было следствием распространения в 1-й половине 17 в. рационализма в философии. Согласно Р. Декарту, цель музыки – «доставлять нам наслаждение и возбуждать в нас разнообразные аффекты» («Компендий музыки», 1618; Descartes R. Musicae compendium. Utrecht, 1650. P. 5). А. Кирхер в трактате «Всеобщая музургия» («Musurgia universalis», 1650) указал 8 основных аффектов, которые способна вызвать в человеке музыка: желание, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие и святость. Немецкие теоретики 18 в. (И. Маттезон, Ф. В. Марпург и др.), выделяя значительно большее число возможных аффектов, рассматривали их главным образом как характеристики содержания музыки.
Будучи тесно связанной с музыкальной риторикой (в том числе с учением о музыкально-риторических фигурах), в 18 в. теория аффектов сблизилась с теорией подражания. Со 2-й половины 18 в. она постепенно утратила влияние на музыкальную теорию и практику. Ряд музыкальных терминов, обозначавших аффекты, со временем превратились в темповые обозначения вне связи с эмоциональным характером.