Порпора Никола
По́рпора Нико́ла, Никола Антонио Джачинто Порпора [Nicola (Nicolò, Niccolò) Antonio Giacinto Porpora] (17.8.1686, Неаполь – 3.3.1768, там же), итальянский композитор и вокальный педагог, представитель неаполитанской школы.
С 1696 г. учился в Неаполе в одной из первых консерваторий – деи-Повери-ди-Джезу-Кристо. В 1708 г. дебютировал как театральный композитор оперой «Агриппина». С 1720-х гг. его многочисленные оперы-сериа ставились не только в Неаполе, но и в других итальянских городах, в том числе в Риме и Венеции. В 1733–1736 гг. жил в Лондоне, где был основным композитором «Оперы знати», конкурировавшей с труппой Г. Ф. Генделя.
Деятельность Н. Порпоры как учителя музыки началась в Неаполе, в консерватории Сант-Онофрио (1715–1722). Позднее он служил капельмейстером (maestro di capella) в другой венецианской консерватории, Санта-Мария-ди-Лорето (1739–1741; 1760–1761). Но гораздо дольше Порпора работал в венецианских приютах, где также занимал должность капельмейстера (maestro di coro): в Оспедале-дельи-Инкурабили (1726–1733, 1736–1738), Оспедале-делла-Пьета (1742–1743), а также в Оспедалетто (1744–1747). Кроме того, он с молодых лет давал частные уроки пения, став со временем известным вокальным педагогом. Среди многочисленных учеников Порпоры был знаменитый Фаринелли.
В 1747–1751 гг. Н. Порпора находился при саксонском дворе в Дрездене в качестве вокального педагога, а затем и капельмейстера. Не позднее 1752 г. переселился в Вену, где стал учителем музыки при императорском дворе (именно в этот период его аккомпаниатором и учеником был Й. Гайдн). В 1760 г. вернулся в Неаполь. Последние годы жизни провёл в бедности.
Автор около 50 опер-сериа (в основном на античные сюжеты); в их числе: «Аэций» (1728, Венеция), «Сифак» (2 версии – 1725, Венеция, 1730, Рим) и «Узнанная Семирамида» («La Semiramide riconosciuta», 2 версии – 1729, Венеция, и 1739, Неаполь) на либретто П. Метастазио; «Ариадна на Наксосе» (1733, Лондон) и «Полифем» (1735, Лондон) на либретто П. А. Ролли. Оперный стиль присущ также 12 сценическим серенадам Н. Порпоры, которые в ряде случаев именовались «драматическими сочинениями» (componimento drammatico), и другим весьма многочисленным вокальным произведениям композитора: сольным кантатам (свыше 130), ораториям, вокальным учебным пьесам («сольфеджио»), а также сочинениям для церкви (мессы, магнификаты, псалмы, мотеты и др. – всего около 100 композиций).
Несмотря на явное преобладание вокальной музыки, в наследии Н. Порпоры также есть инструментальные произведения, в том числе виолончельный и флейтовый концерты, а также опубликованные при жизни композитора 6 камерных симфоний ор. 2 (Лондон, 1736) и 12 сонат для скрипки и бассо континуо (Вена, 1754).