Памятник «Тысячелетие России»
Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и», монумент в Великом Новгороде.
История создания
В 1857 г. министр внутренних дел С. С. Ланской направил в Комитет министров предложение о создании в честь 1000-летия российской государственности (которое было отсчитано от условной летописной даты призвания Рюрика на княжение в 862) памятника этому правителю и родоночальнику династии Рюриковичей в Новгороде (ныне Великий Новгород). Комитет принял инициативу, однако выдвинул более широкую, «народную» программу памятника, одобренную императором Александром II. Она охватывала ключевые этапы отечественной истории от призвания варягов до становления Российской империи.
Министерство внутренних дел открыло подписку для сбора средств на сооружение монумента, но собранной суммы (113 тыс. руб. к концу 1859) оказалось недостаточно. Тогда министр финансов А. М. Княжевич ходатайствовал о выделении 400 тыс. руб. из государственной казны. Главное управление путей сообщения и публичных зданий заведовало постройкой и выбором места для памятника, а также объявило конкурс проектов. Для установки монумента рассматривалось три места: на Софийской площади (ныне площадь Победы – Софийская) перед Новгородским кремлём, близ здания Гостиного двора на Торговой стороне и на площади перед Софийским собором на территории кремля. Последний вариант был принят.
На объявленный 23 апреля (5 мая) 1859 г. конкурс было подано 52 проекта. Совет Императорской Академии художеств и члены Главного управления путей сообщения присудили 1-ю премию художнику М. О. Микешину, 2-ю – архитектору И. И. Горностаеву, 3-ю – архитектору П. Е. Антипову. Проект Микешина, по настоянию императора доработанный архитектором Г. А. фон Боссе (барельефные изображения шести эпох, соединённые щитами, сменил ленточный фриз; изменилась форма пьедестала), был утверждён в 1860 г. и реализован архитектором В. А. Гартманом и скульпторами И. Н. Шредером, Р. К. Залеманом, П. С. Михайловым, А. М. Опекушиным и др.
Памятник заложен 16(28) мая 1861 г., весной 1862 г. отлит в бронзе фирмой «Никольс и Плинке» в Санкт-Петербурге и собран в Новгороде к 1(13) сентября того же года. Торжественное открытие состоялось 8(20) сентября 1862 г. в присутствии императора Александра II и императорской семьи.
Памятник как произведение скульптуры
Памятник колоколообразного силуэта имеет три яруса, несущих 128 фигур. Верхний ярус занимает аллегория православия (фигуры ангела и девушки в национальном костюме, олицетворяющей Россию), помещённая на массивную, богато орнаментированную державу. Её окружают шесть скульптурных групп среднего яруса, каждая соответствует вехе российской истории: Рюрик – началу российской государственности, святой равноапостольный князь киевский Владимир Святославич – принятию христианства, благоверный великий князь владимирский Дмитрий Иванович Донской – началу освобождения от монголо-ордынского ига зависимости после победы в Куликовской битве 1380 г., великий князь московский и владимирский Иван III Васильевич – созданию Русского государства, царь Михаил Фёдорович (изображён с Кузьмой Мининым и князем Д. М. Пожарским) – воцарению династии Романовых, император Пётр I – провозглашению Российской империи.
Нижний ярус оформлен ленточным фризом, опоясывающим памятник и несущим горельефные и барельефные изображения значимых для российской истории и культуры личностей (109 фигур).
Среди «просветителей народа» представлены: святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, княгиня киевская Ольга и князь киевский Владимир Святославич, преподобные Авраамий Ростовский, Антоний и Феодосий Печерские, Кукша, Нестор, Кирилл Белозерский, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Максим Грек, епископ Тверской Варсонофий II, святители Пётр (Могила), Стефан Пермский, Гурий Казанский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, митрополиты Киевские Алексий, Иона, митрополит Московский Макарий, митрополит Ростовский и Ярославский Дмитрий (Туптало), а также патриарх Московский Никон, митрополит Московский Платон (Левшин), архиепископы Георгий (Конисский), Феофан (Прокопович), Иннокентий (Борисов). Также изображены писатели и религиозные деятели – Сильвестр и Авраамий (Палицын), патриархи Московские Гермоген и Филарет (Романов); «радетели» православия – Ф. М. Ртищев и князь К. К. Острожский.
Ряд фигур представляет правителей Древнерусского государства, русских земель и княжеств, Великого княжества Литовского, среди которых: князь Святослав Игоревич, благоверные князья Ярослав Владимирович Мудрый, Владимир Всеволодович Мономах, Довмонт, Александр Ярославич Невский, Дмитрий Иванович Донской, князь новгородский и галицкий Мстислав Мстиславич Удатный, князь галицкий Даниил Романович, князь тверской и великий князь владимирский Михаил Ярославич, великий князь московский и владимирский Иван III Васильевич, царица Анастасия Романовна, цари Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, императоры Пётр I, Александр I, Николай I, императрица Екатерина II, великие князья литовские Гедимин, Ольгерд, Витовт, Кейстут.
В числе государственных деятелей изображены: Марфа Посадница, окольничий А. Ф. Адашев, Кузьма Минин, бояре А. С. Матвеев и А. Л. Ордин-Нащокин, И. И. Бецкой, государственные канцлеры – светлейший князь А. А. Безбородко и князь В. П. Кочубей; граф М. М. Сперанский; среди полководцев и военных деятелей: князья Д. Д. Холмский, М. И. Воротынский, Д. В. Патрикеев Щеня, М. В. Скопин-Шуйский, Д. М. Пожарский, Я. Ф. Долгоруков, атаман Ермак Тимофеевич, Иван Сусанин, гетман Б. М. Хмельницкий, граф А. Г. Орлов-Чесменский, генералиссимус светлейший князь А. В. Суворов, генерал-фельдмаршалы – графы Б. П. Шереметев, П. С. Салтыков, Х. А. фон Миних, П. А. Румянцев-Задунайский, И. И. Дибич-Забалканский, князья Г. А. Потёмкин-Таврический, М. М. Голицын и М. Б. Барклай де Толли, светлейшие князья М. И. Кутузов, М. С. Воронцов и И. Ф. Паскевич, генерал от кавалерии граф М. И. Платов, генерал от инфантерии князь П. И. Багратион, адмиралы Д. Н. Сенявин, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, вице-адмирал В. А. Корнилов.
Среди деятелей искусства: поэты и писатели М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, архитектор А. Ф. Кокоринов, актёр Ф. Г. Волков, композиторы Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, живописец К. П. Брюллов.
Памятник был обнесён бронзовой оградой и окружён фонарными столбами.
Общественная оценка
Монумент получил неоднозначную оценку в российском обществе. Памятник «Тысячелетие России», задумывавшийся как общенациональный символ, на фоне крестьянской реформы 1861 г. виделся своеобразным памятником «Царю-освободителю». В то же время, ещё на этапе проектирования, монумент вызвал споры в художественной среде. Особенно дискуссионным оказался выбор изображённых персоналий: например, филологом Ф. И. Буслаевым оспаривалось включение в программу фигур А. Ф. Кокоринова и Ф. Г. Волкова, когда, по его мнению, упоминания были достойны иконописцы Андрей Рублёв и С. Ф. Ушаков и др. Критиковались художественные характеристики памятника, его эклектизм и запутанность композиции, а также идеологическое несоответствие заявленной «народности» в силу отсутствия как такового изображения народа и непонятности программы для широкой общественности.
История памятника в 20 в.
После Октябрьской революции 1917 г. памятник подвергался критике, однако, в отличие от большинства мемориалов, прославлявших самодержавие, демонтирован не был – внимание большевиков в первые послереволюционные годы занимала антирелигиозная кампания (Смирнов. 2008. С. 59).
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в Новгороде по приказу германских оккупационных властей монумент разобран для транспортировки в Германию, но лишь ограда памятника и фонарные столбы были вывезены и впоследствии утрачены. С ростом патриотических настроений отношение к памятнику изменилось: в прессе его называли «...замечательным сооружением, символизирующим величие России» (Открытие памятника Тысячелетия России в Новгороде. 1944. С. 2), а после освобождения города в 1944 г. повреждённые и разрозненные фрагменты памятника были отреставрированы и воссоединены, недостающие элементы – воссозданы. Второе открытие монумента состоялось 2 ноября 1944 г.
Памятник «Тысячелетие России» неоднократно реставрировался во 2-й половине 20 в. Утраченные ограда и фонари, окружавшие монумент, были вновь отлиты и установлены во 2-й половине 1980-х гг.