Орда
Орда́ (Улус Джучи, Улуг Улус, Золотая Орда), государство на территории Средней Азии, современного Казахстана, Сибири и Восточной Европы в 13–15 вв.
Название «Золотая Орда», наиболее распространённое в историографии, – производное от названия парадного ханского шатра, как обозначение государства впервые появилось в русских сочинениях только во 2-й половине 16 в.
К 14 в. занимала земли от Оби на востоке до Поволжья, степные территории от Волги до Дуная на западе, земли от Сырдарьи и низовьев Амударьи на юге до Вятки на севере. Граничила с государством Хулагуидов, Чагатайским улусом, Великим княжеством Литовским, Византийской империей.
Формирование Орды
Начала складываться в 1224 г. в составе Монгольской империи, когда Чингисхан выделил своему старшему сыну Джучи улус – завоёванные земли в восточном Дешт-и-Кипчаке и Хорезме. После смерти Джучи (1227) во главе его улуса встали его сыновья – Орду-Ичен и Батый, заметно расширившие его территорию в результате монгольского нашествия на государства Восточной Европы в 1230–1240-х гг.
Стала самостоятельным государством в правление хана Менгу-Тимура (1266 – 1280 или 1282) в ходе распада Монгольской империи.
Внутреннее устройство
Во главе Орды стоял хан. Высшим должностным лицом после него был беклербек – верховный военачальник и глава сословия кочевой знати. Некоторые из беклербеков (Ногай, Мамай, Едигей) достигали такого влияния, что назначали ханов по своему усмотрению. Высший слой правящей элиты составляли представители «золотого рода» (Чингисидов) по линии Джучи. Экономика и финансовая сфера контролировались канцелярией-диваном во главе с везиром. Постепенно в Орде сложился разветвлённый чиновничий аппарат, использовавший главным образом приёмы управления, заимствованные из Средней Азии и Ирана. Непосредственное управление подданными осуществляла знать кочевых племён (беки, эмиры), влияние которой росло с 1-й половины 14 в. Беки племён получили доступ к верховному управлению, из их среды стали назначаться беклербеки, в 15 в. главы наиболее могущественных племён (карачи-беки) составили постоянный совет при хане. Контроль над городами и периферийным оседлым населением (в том числе русскими) поручался баскакам (даругам).
Орда делилась на два «крыла» (провинции), разграниченные рекой Яик (ныне Урал), – западное, где правили потомки Батыя, и восточное во главе с ханами из рода Орду-Ичена. Внутри «крыльев» существовали улусы многочисленных младших братьев Батыя и Орду-Ичена. Ханы восточного «крыла» признавали старшинство западных ханов, но те практически не вмешивались в дела восточных владений. Административным центром (местом работы ханской канцелярии) в западном «крыле» Орды был сначала Болгар (Булгар), затем Сарай, в восточном «крыле» – Сыгнак. В историографии принято считать, что при хане Узбеке (1313–1341) возникла вторая столица западного «крыла» – Новый Сарай (ныне существует мнение, что это одно из обозначений единой столичной агломерации Сарая). Официальные документы Орды до середины 14 в. писались на монгольском языке, затем на тюркском языке.
Большинство населения Орды составляли тюркские кочевые племена (главным образом потомки кипчаков), которые обозначались в средневековых источниках общим названием «татары». Кроме них, в Орде жили буртасы, черемисы (марийцы), мордва, черкесы, аланы и др. В западном «крыле» во 2-й половине 13 – 14 вв. тюркские племена, очевидно, сливались в единую этническую общность. В восточном «крыле» сохранялась прочная племенная структура.
Население каждого улуса занимало определённую территорию (юрт) для сезонных перемещений, платило подати, выполняло различные повинности. Для нужд налогообложения и военной мобилизации ополчения была введена десятичная система, характерная для всей Монгольской империи, т. е. деление народа на десятки, сотни, тысячи и тьмы, или тумены (10 тыс.).
Религия
Первоначально Орда являлась поликонфессиональным государством: ислам исповедовало население бывшей Волжско-Камской Булгарии, Хорезма, некоторые кочевые племена восточного «крыла», христианство – население Алании и Крыма; существовали также языческие верования среди кочевых племён.
Мощное цивилизационное влияние Средней Азии и Ирана привело к усилению позиций ислама в Орде. Первым ханом-мусульманином в середине 13 в. стал Берке, а при Узбеке в 1313 или 1314 г. ислам был объявлен официальной религией Орды, но получил широкое распространение лишь среди населения ордынских городов, кочевники ещё долго придерживались языческих верований и обрядов. С распространением ислама законодательство и судопроизводство стали всё больше базироваться на шариате, хотя прочными оставались позиции и тюрко-монгольского обычного права (адат, тёрю).
В целом религиозная политика правителей Орды отличалась веротерпимостью, основанной на заветах («ясе») Чингисхана. Представители духовенства различных конфессий (в том числе Русской Церкви) были освобождены от налогов. В 1261 г. в Сарае возникла православная епархия; активно действовали католические миссионеры.
Хозяйство
Основная часть населения Орды занималась кочевым скотоводством. Там сформировалась собственная денежная система, основанная на обращении серебряных дирхемов, медных пулов (с 14 в.) и хорезмских золотых динаров. Важную роль играли города. Одни из них при завоевании были разрушены монголами, а затем восстановлены, так как стояли на старых торговых караванных путях и обеспечивали золотоордынской казне прибыль (Болгар, Дженд, Сыгнак, Ургенч). Другие были вновь основаны, в том числе в местах, где находились зимние кочевые ставки ханов и провинциальных наместников (Азак, Гюлистан, Кырым, Маджар, Сарайчик, Чинги-Тура, Хаджи-Тархан и др.). До конца 14 в. города не обносились стенами, что демонстрировало безопасность жизни в стране.
Культура
Обширные археологические раскопки в городах Орды обнаружили синкретический характер их культуры, присутствие в ней китайских, а также мусульманских (главным образом иранских и хорезмийских) элементов в строительстве и планировке зданий, ремесленном производстве, прикладном искусстве. Высокого уровня достигли архитектура, изготовление гончарных, металлических и ювелирных изделий. В специальных мастерских работали ремесленники (часто рабы) различных национальностей. Весомый вклад в культуру Орды внесли поэты Кутб, Рабгузи, Сейф Сараи, Махмуд аль-Булгари и другие, законоведы и богословы Мухтар ибн Махмуд аз-Захиди, Саад ад-Дин ат-Тафтазани, Ибн Баззази и др.
Политическая история
Ещё в период формирования Орды в результате монгольского нашествия под монголо-татарским игом оказались русские земли и княжества, однако вопрос о том, считать ли их частью Орды, остаётся непрояснённым. Русские князья получали ханские ярлыки на княжение, выплачивали ордынский выход, участвовали в некоторых войнах ордынских ханов и др. При соблюдении лояльности к ханам русские князья правили без вмешательства ордынских властей, однако в противном случае их княжества подвергались карательным походам ханов Орды.
С целью распространения своего влияния на соседние страны ханы Орды совершали походы на Великое княжество Литовское (1275, 1277 и др.), Польшу (конец 1287), страны Балканского п-ова (1271, 1277 и др.), Византию (1265, 1270) и др. Главным противником Орды во 2-й половине 13 – 1-й половине 14 вв. стало государство Хулагуидов, которое оспаривало у неё Закавказье. Между двумя государствами неоднократно велись тяжёлые войны. В борьбе против Хулагуидов ханы Орды заручились поддержкой султанов Египта.
Противоречия среди Чингисидов неоднократно приводили к междоусобным конфликтам. В 1-й половине – середине 14 в., в правление ханов Узбека и Джанибека, Орда достигла своего наивысшего расцвета и могущества. Однако вскоре стали постепенно проявляться признаки кризиса государственности. Отдельные районы становились всё более замкнутыми экономически, что в дальнейшем способствовало развитию в них сепаратизма. Большой урон государству нанесла эпидемия чумы в 1340-х гг. После убийства хана Бердибека (1359) в Орде началась «великая замятня», когда в борьбу за сарайский трон вступили различные группировки знати – придворные; провинциальные наместники, опиравшиеся на потенциал подвластных регионов; Чингисиды восточной части Орды. В 1360-х гг. сформировалась т. н. Мамаева Орда (на территории к западу от реки Дон), где от имени номинальных ханов властвовал Мамай, который был разгромлен русскими войсками в Куликовской битве 1380 г., а затем окончательно разбит в том же году ханом Тохтамышем на реке Калка. Тохтамыш сумел вновь объединить государство и преодолеть последствия смуты. Однако он вступил в конфликт с правителем Средней Азии Тимуром, который трижды вторгался в пределы Орды (1388, 1391, 1395). Тохтамыш был разбит, почти все крупные города оказались разрушены.
Распад Орды и государства – её наследники
Несмотря на усилия беклербека Едигея по восстановлению государства (начало 15 в.), Орда вступила в стадию необратимого распада.
В 15 – начале 16 вв. на её территории образовались Узбекское ханство, Крымское ханство, Казанское ханство, Большая Орда, Казахское ханство, Тюменское ханство, Ногайская Орда и Астраханское ханство.