Залеман
За́леман, российские скульпторы 19 – начала 20 вв., отец и сын.
Роман Карлович Залеман
Роман Карлович Залеман (Роберт Иоганн) [16(28).6.1813, Ревель, ныне Таллин – 12(24).9.1874, Санкт-Петербург], академик (1858) и профессор (1868) Императорской Академии художеств (ИАХ). Сын бургомистра Ревеля К. И. Залемана.
Учился в Академии художеств в Дрездене (1833–1837) у Э. Ритчеля, затем в ИАХ (1837–1838) у С. И. Гальберга и в Мюнхене у Л. Шванталера (1838–1841). В 1841–1843 гг. жил в Риме, где изучал античное искусство. Позднее жил в Санкт-Петербурге.
Работал преимущественно в монументальной скульптуре в русле академизма: барельефы южного портала Исаакиевского собора («Несение креста» и др., бронза, начало 1840-х гг.), аллегорические фигуры («Мудрость», «Правосудие» и др.; бронза, 1856–1858) для памятника Николаю I работы П. К. Клодта, группа «Минерва» для купола здания Академии художеств (сохранился эскиз – гипс, 1874, Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург): все – в Санкт-Петербурге; группы «Дмитрий Донской и побеждённый им монгол», «Минин и князь Пожарский» и другие (бронза, 1861–1863) для памятника «Тысячелетие России» в Новгороде работы М. О. Микешина. По рисунку Залемана была выполнена фигура летящего ангела для шпиля Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Помогал А. В. Логановскому в скульптурном оформлении храма Христа Спасителя в Москве.
Среди станковых работ – статуи Петра I для Эрмитажа (гипс, 1838–1841) и Николая I для дачи «Александрия» в Петергофе (мрамор, 1867, совместно с Н. С. Пименовым), портретные бюсты (отца, 1837; архитектора А. И. Мельникова, гипс, 1843, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ; и др.), анималистические статуэтки.
Гуго Романович Залеман
Гуго Романович Залеман (Гуго Робертович) [7(19).6.1859, Санкт-Петербург – апрель 1919, Петроград, ныне Санкт-Петербург], академик ИАХ (1889). Сын Романа Карловича Залемана.
Учился там же (1877–1884). В 1885–1889 гг. – пенсионер ИАХ за границей, посетил Дрезден и Мюнхен, работал в основном в Риме и Флоренции. Исполнял в позднеакадемической манере работы на религиозные и мифологические темы (барельефы «Блудный сын», воск, 1881, ГРМ, и «Переправа через Стикс», гипс, 1887, Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург; группа «Борьба кимвров с римлянами», гипс, 1889, ГРМ), серию, изображающую первобытного человека («Каменный век», бронза, 1899, ГРМ), анималистические статуэтки. По моделям Залемана и под его руководством были выполнены барельефы, посвящённые святому Владимиру, на дверях Владимирского собора в Киеве (1890-е гг.), мраморный фриз «Олимпийские игры» (1902–1904) на аттике здания Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в Москве.
Преподавал в ИАХ (1889–1917, с 1889 адъюнкт-профессор, с 1894 профессор), в Свободных художественно-учебных мастерских (1918), Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1918). Среди учеников – К. Зале, М. А. Керзин, В. В. Лишев, М. Г. Манизер, В. Л. Симонов, Б. И. Яковлев.